Слайд 2Степан Никитич Бегичев,1790-1859.
Авторитет Бегичева так высоко стоял в глазах Грибоедова, что тот
решился принять пост посланника в Тегеране только по настоянию своего друга. Бегичев был уверен, что при знании Грибоедовым восточных языков, при его знакомстве с нравами и обычаями персиян он мог оказать на этом посту большие услуги России.
На пути в Персию в Туле Грибоедов пробыл три дня у Бегичева и был очень мрачен. Бегичев заметил ему это, и Грибоедов, взяв его за руку, сказал с глубокой горестью: "Прощай, брат Степан! Вряд ли мы с тобой увидимся!.." "К чему эти мысли? - возразил Бегичев. - Ты бывал и в сражениях, но Бог тебя миловал". "Я знаю персиян, - отвечал Грибоедов. - Аллаяр-хан мой личный враг, он меня уходит! Не подарит он мне заключенного с персиянами мира!"
Известие об убийстве Грибоедова сильно поразило Бегичева: он сразу поседел и никогда не мог утешиться, считая себя виновником гибели своего друга..
Слайд 3По свидетельству Степана Бегичева, близкого друга Грибоедова, замысел комедии возник в 1816
году. Работать над ней драматург начал в 1820 году.
В 1824 г. он привез готовую пьесу в Петербург.
Напечатать и поставить пьесу на сцене было невозможно из-за ее политического свободомыслия и направленности против существующих порядков.
В печати при жизни Грибоедова появились лишь отрывки в сильно измененном виде. Но это не помешало популярности пьесы – она расходилась в списках. Ее знали наизусть.
Слайд 41831 год (после гибели автора) – первое издание пьесы.
1862 г. – полное,
не искаженное цензурой издание.
Слайд 5Значение комедии
Изображая в комедии социально – политическую борьбу консервативного и прогрессивного лагерей,
общественные характеры, нравы и быт Москвы, Грибоедов воспроизводит обстановку всей Москвы.
«Горе от ума» – это зеркало феодально – крепостнической России с ее социальными противоречиями, борьбой уходящего мира и нового, призванного победить. В комедии выражены идеи первого этапа русского освободительного движения.