Художественная культура 17 века. Искусство классицизма

Содержание

Слайд 2

Цель урока:
дать характеристику искусства классицизма

Цель урока: дать характеристику искусства классицизма

Слайд 3

План урока:
Общая характеристика искусства классицизма.
Версаль – ярчайший образец «большого королевского стиля».
Классицизм в

План урока: Общая характеристика искусства классицизма. Версаль – ярчайший образец «большого королевского
изобразительном искусстве Франции.

Слайд 4

Общая характеристика искусства классицизма.

Классицизм (лат. сlassicus – образцовый) – художественный стиль и

Общая характеристика искусства классицизма. Классицизм (лат. сlassicus – образцовый) – художественный стиль
направление в искусстве Европы XVII – XIX веков. 
основа - идеи рационализма, главная цель которых просвещать публику на основе некого идеала, образца
образец - культура античного мира
правила, каноны классицизма имели первостепенное значение; их должны были соблюдать все деятели искусства, творящие в рамках этого направления и стиля.

Слайд 5

История возникновения.
Классицизм, как стиль, сменил пышный и помпезный стиль рококо. Идеи просвещения

История возникновения. Классицизм, как стиль, сменил пышный и помпезный стиль рококо. Идеи
(к. XVIIв.), нашли ото-бражение в культуре и искусстве. Внимание мастеров привлекли строгость, простота, чёткость и лаконичность античной культуры (древнегреческой). Искусство античности, архитектура стали предметом подражания и заимствования. Открытие в 1755 году Помпеи, раскопки в Геркулануме, изучение архитектуры юга Италии повысили интерес к античности.
Новый стиль - классицизм - унаследовал, возродил и трансформировал идеи античности, а также развил архитектурный стиль эпохи Возрождения.

Слайд 6

Хронология классицизма:
Ранний классицизм (1760-е – начало 1780-х)
Строгий классицизм (1780-е – 1790-е)
Поздний классицизм

Хронология классицизма: Ранний классицизм (1760-е – начало 1780-х) Строгий классицизм (1780-е –
- ампир (первые 30 лет XIX в.)

Триумфальная арка в Париже – один из первых образцов архитектурного ампира

Слайд 7

Крыша дворца в Версале

Характерные черты классицистической архитектуры:
конструкции: устойчивые, массивные, прямоугольной и

Крыша дворца в Версале Характерные черты классицистической архитектуры: конструкции: устойчивые, массивные, прямоугольной
арочной формы; чётко спланированы, строго симметричны
формы: чёткая геометричность, объёмность и монументаль-ность; статуи, колонны, ниши, ротонды, полусферы, фронтоны, фризы
линии: строгие; регулярная система планировки; барелье-фы, медальоны, плавный рисунок
материалы: камень, кирпич, древесина, лепнина
крыша: сложная, замысловатая форма

Слайд 8

Дворец Мезон – Лафит. Архитектор Никола Франсуа Мансар.
1642–1651 гг.

колористика: насыщенные белый,

Дворец Мезон – Лафит. Архитектор Никола Франсуа Мансар. 1642–1651 гг. колористика: насыщенные
зелёный, розовый, пурпурный, небесно-голубой, золотой
характерные элементы: сдержанный декор, колонны, пилястры, античный орнамент, мраморная лестница, балконы
окна: полукруглые, прямоугольные, удлинённые вверх, скромно оформленные
двери: прямоугольные, часто украшены статуями (льва, сфинкса)
декор: резьба, позолота, бронза, перламутр, инкрустация

Слайд 9

Характерные черты интерьера - благородство, сдержанность и гармоничность:
все предметы интерьера

Характерные черты интерьера - благородство, сдержанность и гармоничность: все предметы интерьера не
не выглядят как музейные экспонаты, а подчёркивают тонкий художественный вкус и респектабельность хозяина
помещения правильной формы, наполнены атмосферой благородства, уюта, тепла, изысканной роскоши; не перегружены деталями

Интерьер в
стиле ампир

Слайд 10

потолки: светлые, высокие, многоуровневые, с лепниной
стены: декорированы тканями, светлые, возможны

потолки: светлые, высокие, многоуровневые, с лепниной стены: декорированы тканями, светлые, возможны пилястры
пилястры и колонны, лепнина или роспись
освещение: позолоченные люстры из хрусталя или дорогого стекла
обязательные атрибуты: зеркала, камины, невысокие кресла, низкие чайные столики, светлые ковры, картины с антич-ными сюжетами, книги, массивные, стилизованные под антич-ность напольные вазы,
треножные подставки для
цветов

Гостиная в стиле классицизма

Слайд 11

Мебель:
добротная, респектабельная из дорогих материалов
фактура дерева - декоративный элемент
декорирована

Мебель: добротная, респектабельная из дорогих материалов фактура дерева - декоративный элемент декорирована
резьбой, позолотой, инкрустацией, драго-ценными камнями и металлами
форма простая: строгие линии, чёткие пропорции
важнейший атрибут - секретер с кубическим корпусом на высоких ножках
столы и стулья - с изящными резными ножками
посуда - фарфоровая, тонкая, почти прозрачная, с рисунком, позолотой

Секретер
стиля ампир

Слайд 12

2. Версаль – ярчайший образец «большого королевского стиля».

классицизм использовал закономерности античной

2. Версаль – ярчайший образец «большого королевского стиля». классицизм использовал закономерности античной
архитектуры в конструкции:
ордер со строгой симметрией, пропорциональностью, регу-лярной планировкой и чёткостью объёмной формы
полная противоположность вычурности барокко с декоратив-ными излишествами
неукреплённые дворцы, садово-парковые ансамбли - основа французского сада - выпрямленные аллеи, подстриженные газоны, деревья в форме конусов и шаров
типичные детали – акцентированные лестницы, класси-ческий античный декор, купол в общественных зданиях.

Слайд 13

Идея создания дворцового ансамбля Версаля принадлежа-ла Людовику XIV - «Королю-Солнце». Правитель

Идея создания дворцового ансамбля Версаля принадлежа-ла Людовику XIV - «Королю-Солнце». Правитель отождеств-лял
отождеств-лял Версальский дворец с символом власти, самой могущественной и нерушимой. Только король мог олицетворять собой полное изобилие, поэтому роскошь и богатство чувствуются во всех деталях дворца. Его основной фасад раскинулся на 640 метров, а парк занимает более ста гектаров.

«Король – Солнце»

Слайд 14

Причины переноса королевской резиденции в Версаль:
неприятные воспоминания короля о резиденции

Причины переноса королевской резиденции в Версаль: неприятные воспоминания короля о резиденции в
в Париже в связи с восстанием Фронды в момент его коронации
желание создать дворец, превосходя-щий красотой все существовавшие замки, чтобы никто в стране не усомнился в богатстве короля
на роль архитектора был приглашен Луи Лево, зарекомендовавший себя при выполнении других масштабных проектов.

Изначально с 1623г. на месте Версаля был небольшой феодальный замок – охотничий домик коронованных особ.

Луи Лево,
архитектор

Слайд 15

Шарль Лебрен,
архитектор

Жюль Ардуэн - Мансар,
архитектор

Андре Ленотр,
архитектор, создатель
парка Версаля

В течение всей жизни Людовика

Шарль Лебрен, архитектор Жюль Ардуэн - Мансар, архитектор Андре Ленотр, архитектор, создатель
XIV велись работы над дворцовым ансамблем. Главным достоянием Версальского дворца этого этапа строительства считается Зеркальная галерея, в которой картины чередуются с сотнями зеркал, а также Галерея битв и Большой Трианон, была возведена часовня.

Слайд 16

1-Большой Версальский дворец 2- Парковый комплекс,
3- Большой Трианон
4- Малый Трианон
5- Деревня Марии-Антуанетты

1-Большой Версальский дворец 2- Парковый комплекс, 3- Большой Трианон 4- Малый Трианон 5- Деревня Марии-Антуанетты

Слайд 17

Ферма Марии - Антуанетты

Ферма Марии - Антуанетты

Слайд 18

Задание: проанализировать материал учебника стр. 90-95 1 абз, заполнить таблицу «Воплощение

Задание: проанализировать материал учебника стр. 90-95 1 абз, заполнить таблицу «Воплощение образа
образа «короля-солнце» в дворцово-парковом комплексе Версаля».

Слайд 19

3. Классицизм в изобразительном искусстве Франции.

в живописи классицизм характеризуется сдержан-ностью и

3. Классицизм в изобразительном искусстве Франции. в живописи классицизм характеризуется сдержан-ностью и
строгостью
основные элементы формы – линия и светотень
локальный цвет подчёркивает пластику предметов и фигур, разделяет пространственный план картины.

Жан Рау. Обоняние (из серии пяти чувств). 1720-е гг.

Слайд 20

Однако создателем и крупнейшим представителем классицизма во французской живописи был Никола

Однако создателем и крупнейшим представителем классицизма во французской живописи был Никола Пуссен.
Пуссен.
Сюжеты для своих полотен он черпал из античной мифоло-гии, библии, из произведений поэтов Возрождения. Они служат художнику поводом для выражения высоких идей гуманизма. Пуссен стремится показать в своих картинах значительность человека, мужественного и прекрасного, величие его благородных и героических поступков.

Слайд 21

Наиболее значительные произведения Никола Пуссена, которым присущи все черты классицизма.

Ринальдо и

Наиболее значительные произведения Никола Пуссена, которым присущи все черты классицизма. Ринальдо и Армида. 1625 – 1627гг.
Армида. 1625 – 1627гг.

Слайд 22

Танкред и Эрминия. 1625 – 1627гг.

Танкред и Эрминия. 1625 – 1627гг.

Слайд 23

Смерть Германика.

Смерть Германика.

Слайд 24

Царство Флоры. Ок. 1630г.

Царство Флоры. Ок. 1630г.

Слайд 25

Вакханалия. 1636г.

Вакханалия. 1636г.

Слайд 26

Крупнейший мастер XVII в. – Клод Лоррен, известный своими «идеальными пейзажами».

Клод

Крупнейший мастер XVII в. – Клод Лоррен, известный своими «идеальными пейзажами». Клод Лоррен. Неизвестный худ.
Лоррен. Неизвестный худ.

Слайд 27

Отплытие царицы Савской. 1648г.
К.Лоррен

Отплытие царицы Савской. 1648г. К.Лоррен

Слайд 28

Морская гавань при заходе солнца.
К.Лоррен

Морская гавань при заходе солнца. К.Лоррен

Слайд 29

Пейзаж с поклонением золотому тельцу.
К.Лоррен

Пейзаж с поклонением золотому тельцу. К.Лоррен

Слайд 30

Гражданский пафос и лиричность объединились в «декоративных пейза-жах» французского живописца Жака

Гражданский пафос и лиричность объединились в «декоративных пейза-жах» французского живописца Жака Луи
Луи Давида (XVIII в.).

Ж.Луи Давид.
Автопортрет.

Слайд 31

Ж.Луи Давид. Клятва Горациев.

Ж.Луи Давид. Клятва Горациев.

Слайд 32

Ж.Луи Давид. Сабинянки, останавливающие битву. 1799г.

Ж.Луи Давид. Сабинянки, останавливающие битву. 1799г.