Художественная культура Арабского Востока

Содержание

Слайд 2

План:

1. Архитектура Арабского Востока: дворцы и мечети;
2. Мечети, минареты, айваны, мавзолеи
3. Каллиграфия

План: 1. Архитектура Арабского Востока: дворцы и мечети; 2. Мечети, минареты, айваны,
и арабески
4. Книжная миниатюра
5. Арабские ковры
6. Поэзия и проза Арабского Востока

Слайд 3

Архитектура Арабского Востока: дворцы и мечети

Образование Арабского халифата привело к широкому размаху

Архитектура Арабского Востока: дворцы и мечети Образование Арабского халифата привело к широкому
строительства и развитию архитектуры. Ей присуще стремление к отражению красоты и гармонии мира. Большой образной силой проникнуты как культовые (мечеть, минарет, медресе), так и светские сооружения — караван­сараи и крытые рынки, дворцы правителей и знати, укрепленные цитадели, городские стены с башнями и воротами, величественные мосты и т.д.

Слайд 4

Знаменитые дворцы

Первые города, построенные арабами, скорее напоминали военные лагеря. Также на окраинах

Знаменитые дворцы Первые города, построенные арабами, скорее напоминали военные лагеря. Также на
мусульманского мира строились крепости — рибаты, а в сельскохозяйственных районах — поместья.

Тунис. Крепость Рибат в Монастире

Слайд 5

Роскошными города становятся во времена династии Аббасидов (750—1258). Именно тогда появляются настоящие

Роскошными города становятся во времена династии Аббасидов (750—1258). Именно тогда появляются настоящие
города­-резиденции, вырастающие вокруг дворца (цитадели) правителя или наместника. Но самым роскошным из всех, конечно, был Багдад — столица халифата, основанная на берегу реки Тигр в 762 г.

Слайд 6

Реконструкция г. Багдад

Реконструкция г. Багдад

Слайд 7

Сам город и дворец халифа были настоящей моделью Вселенной, символизировали всевластие халифа,

Сам город и дворец халифа были настоящей моделью Вселенной, символизировали всевластие халифа,
который в этой время стал считаться заместителем самого Аллаха.

Слайд 8

В 836 г. восстание мамлюков в Багдаде заставило халифа со своим дворцом

В 836 г. восстание мамлюков в Багдаде заставило халифа со своим дворцом
перебраться на север, в Самарру, где был построен огромный город — резиденция халифов.
Особенно знаменита Большая мечеть Самарры со спиралевидным минаретом.

Слайд 10

Прекрасным образцом дворцового комплекса также является дворец Альгамбра в Гранаде, Испания (араб.

Прекрасным образцом дворцового комплекса также является дворец Альгамбра в Гранаде, Испания (араб. аль­Хамра — Красная).
аль­Хамра — Красная).

Слайд 11

На западном склоне холма расположена его самая старая часть — Алькасаба (от

На западном склоне холма расположена его самая старая часть — Алькасаба (от араб. касба — крепость).
араб. касба — крепость).

Слайд 12

Покои и помещения для личных приемов сконцентрированы вокруг больших открытых дворов —

Покои и помещения для личных приемов сконцентрированы вокруг больших открытых дворов —
Львиного и Миртового.
Львиный дворик располагался в центре Дворца львов, там находился фонтан, окруженный двенадцатью фигурами каменных львов.
Миртовый дворик — изысканно строгий, с прямоугольным бассейном, обсаженным апельсиновыми деревьями и миртами. Он был центром Дворца приемов.

Слайд 13

Львиный дворик

Львиный дворик

Слайд 14

Миртовый дворик

Миртовый дворик

Слайд 15

Задача зодчего Альгамбры заключалась в использовании всех доступных ему средств для создания

Задача зодчего Альгамбры заключалась в использовании всех доступных ему средств для создания
роскошного, поражающего богатством своих интерьеров дворца, предназначенного и для пышных приемов, и для интимной жизни восточного правителя.

Слайд 16

Мечети, минареты, айваны, мавзолеи

Культовая архитектура в арабо-мусульманском мире начала развиваться с Куббат­ас­Сахры

Мечети, минареты, айваны, мавзолеи Культовая архитектура в арабо-мусульманском мире начала развиваться с
(Купол Скалы) — третьей по значению святыни ислама (после Каабы в Мекке и мечети Пророка в Медине).

Слайд 17

Ее сооружение связано с одним из важнейших событий в истории ислама —

Ее сооружение связано с одним из важнейших событий в истории ислама —
ночным путешествием Мухаммеда из Мекки в Иерусалим, где, по преданию, со скалы он взошел к престолу Аллаха — совершил мирадж. Внутри купола и находится выступ этой скалы.

Слайд 18

Основным культовым зданием является мечеть — место для молитвы. Они появились не

Основным культовым зданием является мечеть — место для молитвы. Они появились не
сразу. Первоначально молитвы совершались в любом месте, где в этом возникала необходимость.
Построенные мечети появились только 665—670 гг.

Слайд 20

Классический тип арабской мечети, которую называют колонной, или дворовой, представляет собой прямоугольный

Классический тип арабской мечети, которую называют колонной, или дворовой, представляет собой прямоугольный
участок, огороженный высокой стеной. Основным элементом композиции является двор, окруженный аркадой на колоннах или столбах. Колонны чаще всего расположены в несколько рядов, в сторону киблы (направление на Мекку) они образуют обычно глубокий колонный зал.

Слайд 21

Михраб в мечети

Михраб в мечети

Слайд 22

В мечетях обязательно есть минбар — кафедра, с которой имам (глава мусульманской

В мечетях обязательно есть минбар — кафедра, с которой имам (глава мусульманской
общины) произносит пятничную проповедь. Он расположен справа от михраба. Минбар имеет вид высокого каменного трона, к которому ведет лестница с перилами и декоративным входом — порталом.

Слайд 23

Для зодчих, возводивших мусульманские культовые здания, образцом, естественно, являлись большие столичные мечети

Для зодчих, возводивших мусульманские культовые здания, образцом, естественно, являлись большие столичные мечети
— в Дамаске, Самарре. Так, Большая мечеть Омейядов в Дамаске была украшена внутри цветным узорчатым мрамором и великолепными мозаиками с картинами фантастического города-сада.

Слайд 24

Большая мечеть Омейядов в Дамаске

Большая мечеть Омейядов в Дамаске

Слайд 25

Мечеть Ибн Тулуна в Каире (876—879) отличалась компактной планировкой, а также пропорциональными

Мечеть Ибн Тулуна в Каире (876—879) отличалась компактной планировкой, а также пропорциональными
высокими стрельчатыми арками, которые стали характерной чертой мусульманской архитектуры.

Слайд 26

Еще один замечательный архитектурный памятник — столичная соборная мечеть в Кордове. В

Еще один замечательный архитектурный памятник — столичная соборная мечеть в Кордове. В
плане это был огромный прямоугольник (200 х 144 м), охваченный каменной стеной с контрфорсами и многочисленными входами. Лишь небольшая часть огромной площади была отведена под открытый двор. Основное пространство занимал классический молитвенный зал, в котором было расположено свыше 600 колонн, образующих 19 нефов.

Слайд 29

В Средней Азии и Персии в XII в. наряду с колонной мечетью

В Средней Азии и Персии в XII в. наряду с колонной мечетью
появились четырех-айванные ансамбли, архитектуру которых позднее стали воспроизводить и в светском строительстве. Айван — это сводчатый куполообразный зал без передней стены, открывающийся во внутренний двор мечети или медресе.

Слайд 30

Сооружение четырех айванов в мечети имело символический смысл, обозначая четыре правоверных толка

Сооружение четырех айванов в мечети имело символический смысл, обозначая четыре правоверных толка
ислама. Особенно распространены подобные постройки в Иране.

Слайд 31

Рядом с мечетью возвышались минареты, представлявшие собой высокую, тонкую башню с балкончиком.

Рядом с мечетью возвышались минареты, представлявшие собой высокую, тонкую башню с балкончиком.

Слайд 32

Муэдзин, сообщавший о времени молитвы, поднимался туда по винтовой лестнице, заключенной внутри

Муэдзин, сообщавший о времени молитвы, поднимался туда по винтовой лестнице, заключенной внутри
башни. Возможно, идею минарета мусульманам подсказали христианские колокольни. Формы минаретов разные, они связаны с местными традициями.

Слайд 33

Тип крестово­-купольных сооружений был использован арабскими архитекторами при строительстве медресе (зданий духовных

Тип крестово­-купольных сооружений был использован арабскими архитекторами при строительстве медресе (зданий духовных
училищ) и мавзолеев, построенных над могилами особо почитаемых лиц. Они имеют форму куба, на котором возвышается купол. Переход от куба к куполу выполняется не при помощи парусов, как в Византии, а рядами «консольных ниш», образующих форму сталактита. Вход центрального фасада оформлялся стрельчатой аркой. Среди самых знаменитых мавзолеев — Гур-Эмир в Самарканде, построенный в начале XV в.

Слайд 35

Помимо культовых сооружений, строилось также множество библиотек, больниц. Для всех памятников монументального

Помимо культовых сооружений, строилось также множество библиотек, больниц. Для всех памятников монументального
зодчества свойственны четкость архитектурных форм, специфический абрис подковообразных и стрельчатых арок и куполов, богатство резного орнамента и надписей, а с определенного времени также узорная кладка из разноцветного камня.

Слайд 36

Каллиграфия и арабески

Изобразительное искусство как средство выражения религиозных идей было исключено из

Каллиграфия и арабески Изобразительное искусство как средство выражения религиозных идей было исключено
сферы арабской культуры, так как Коран запрещал изображать не только бога, но и вообще живых существ, частично сохраняясь лишь в светской культуре.

Слайд 37

Главными святынями в ней стали не иконы и статуи, а старинные рукописи.

Главными святынями в ней стали не иконы и статуи, а старинные рукописи.
Эквивалентами живописи и скульптуры в европейском искусстве у арабов стали каллиграфия (от греч. красивый почерк) и книжная миниатюра.

Слайд 38

Особым почетом в арабском мире пользовалось искусство каллиграфии, которое было языком не

Особым почетом в арабском мире пользовалось искусство каллиграфии, которое было языком не
только религии, но и поэзии, философии, науки. Оно имело функции, аналогичные функциям икон в христианском искусстве, так как представляло видимое тело божественного Слова.

Слайд 39

Писали каламом — тростниковым пером, которое очинялось в зависимости от стиля письма,

Писали каламом — тростниковым пером, которое очинялось в зависимости от стиля письма,
на пер­гаменте, папирусе или бумаге, которая стала производиться в арабском мире уже во второй половине VIII в.

Слайд 40

Было принято шесть стилей классического арабского письма, достаточно сильно отличающихся друг от

Было принято шесть стилей классического арабского письма, достаточно сильно отличающихся друг от
друга. Но в основе всех этих стилей лежала система уставного письма, разработанная багдадским каллиграфом Ибн Муклой (886—940). Это система пропорций, определяющих соотношение вертикальных и горизонтальных элементов букв, а также букв в слове и строке.

Слайд 41

Каллиграфия широко использовалась в архитектуре и как средство передачи текста, и просто

Каллиграфия широко использовалась в архитектуре и как средство передачи текста, и просто
для украшения. Архитекторы порой покрывали целые стены дворцов и мечетей затейливой арабской вязью наряду со стилизованными мотивами из растительного мира и геометрическими узорами. Именно арабам, по-видимому, принадлежало первенство в создании этих узоров — арабесок.

Слайд 42

Появление арабесок вызвано ярко выраженным стремлением арабского искусства к декоративности, которая стала

Появление арабесок вызвано ярко выраженным стремлением арабского искусства к декоративности, которая стала
основой образного строя живописи и породила замечательное искусство узора. Часто арабески помимо переплетения стилизованных растительных мотивов и геометрических фигур дополняются надписями, выполненными арабскими буквами, похожими на орнамент.

Слайд 43

Мусульманское искусство воспроизводило предметы в соответствии с их природой — самой по

Мусульманское искусство воспроизводило предметы в соответствии с их природой — самой по
себе прекрасной, поскольку она сотворена богом. Но бога в странах ислама нельзя было изображать, а можно было обозначать буквами и знаками. Поэтому в искусстве получил распространение геометрический орнамент, нередко состоявший из знаков и мотивов, имевших символическое религиозное значение.

Слайд 44

Например, слово «Аллах» обозначалось четырьмя вертикальными линиями, которые схематически выражали буквы этого

Например, слово «Аллах» обозначалось четырьмя вертикальными линиями, которые схематически выражали буквы этого
слова. Составленные в квадрат, они становились символами Каабы.

Слайд 45

Пронизанный символизмом, орнамент в средневековом мусульманском обществе «читался» как открытая книга. Развиваясь

Пронизанный символизмом, орнамент в средневековом мусульманском обществе «читался» как открытая книга. Развиваясь
под влиянием изобразительных традиций других народов, он все время значительно усложнялся. На его основе появлялась цепь отвлеченных понятий и ассоциаций (как и при чтении Корана, произнесении молитв), что давало возможность умозрительно постигать подлинный божественный мир.

Слайд 46

Книжная миниатюра

Книжная миниатюра

Слайд 47

Широко распространенное в арабском мире искусство книжной миниатюры было обусловлено почтительным отношением

Широко распространенное в арабском мире искусство книжной миниатюры было обусловлено почтительным отношением
арабов к книгам. Искусство оформления книги достигло на Арабском Востоке исключительной высоты. Виртуозное мастерство каллиграфа­переписчика, его безукоризненно точное и изощренное чувство линии, тончайшее узорочье заставок и титульных листов и, конечно, великолепные миниатюры, иллюстрирующие текст, — благодаря этому книга воспринималась как единое художественное произведение, все части которого (от роскошного переплета до хрупкого завитка орнамента) взаимно дополняли друг друга, образуя нерасторжимое целое.

Слайд 48

Миниатюра не только иллюстрировала текст, но и составляла важную часть архитектоники книги,

Миниатюра не только иллюстрировала текст, но и составляла важную часть архитектоники книги,
определяла композиционное решение страницы и разворота, многообразно взаимодействовала с полосами текста, вносила в книгу изысканный ритм декоративных пятен, наполняла ее сверканием сказочно прекрасных красок.

Слайд 49

Вершиной развития миниатюры стали ширазская, гератская и особенно багдадская школы. В XV

Вершиной развития миниатюры стали ширазская, гератская и особенно багдадская школы. В XV
в. в гератской книжной мастерской были собраны лучшие каллиграфы и живописцы. Там сложился утонченный стиль миниатюры с изящными рисунками и чистыми «звучными» красками.

Слайд 50

Знаменитый мастер Кемаледдин Бехзад (1455—1535) создал многогранный мир поэтических и философских образов.

Знаменитый мастер Кемаледдин Бехзад (1455—1535) создал многогранный мир поэтических и философских образов.

Слайд 51

Тебризский мастер Султан Мухаммед, один из самых известных художников XVI в., знаменит

Тебризский мастер Султан Мухаммед, один из самых известных художников XVI в., знаменит
своими портретами юных принцев, а также альбомами, в которых миниатюры чередуются с образцами каллиграфии.

Слайд 52

Арабские ковры

Особенно превосходны ковры и ковровые изделия, в декоре которых преобладают геометрические

Арабские ковры Особенно превосходны ковры и ковровые изделия, в декоре которых преобладают
орнаменты, растительные узоры и надписи. Особой популярностью пользовались знаменитые персидские ковры, представляющие настоящее чудо художественного и технического мастерства, для изготовления которых требовался труд множества людей в течение долгих месяцев.

Слайд 53

Персидский ковер

Персидский ковер

Слайд 54

Тебризский ковер

Тебризский ковер

Слайд 55

Образ персидского ковра стал самым ярким выражением декоративного искусства арабской средневековой культуры.

Образ персидского ковра стал самым ярким выражением декоративного искусства арабской средневековой культуры.
Ковры ткали практически во всех областях арабского мира, но самыми лучшими и дорогостоящими были ковры, созданные в придворных мастерских персидских шахов.

Слайд 56

Ковры ткали из лучших сортов овечьей, иногда верблюжьей шерсти, а самые дорогие

Ковры ткали из лучших сортов овечьей, иногда верблюжьей шерсти, а самые дорогие
— из шелка. При их изготовлении применялись только натуральные красители — кожура грецкого ореха, гранат, кашениль, индиго. До настоящего времени персидские ковры славятся красотой цвета.

Слайд 57

Поэзия и проза Арабского Востока

Огромную роль в художественной культуре Арабского Востока играла

Поэзия и проза Арабского Востока Огромную роль в художественной культуре Арабского Востока
поэзия. Можно сказать, что она заняла место пластических жанров искусства.

Слайд 58

Касыда, особая композиционная форма арабской поэзии, послужила основой для создания целой системы

Касыда, особая композиционная форма арабской поэзии, послужила основой для создания целой системы
поэтических форм в исламских странах

Слайд 59

Основным жанром арабской поэзии в VII—VIII вв. стал панегирик как наиболее светский

Основным жанром арабской поэзии в VII—VIII вв. стал панегирик как наиболее светский
и легко превращаемый в политический инструмент.
Классическим жанром поэзии была также кыта — стихотворение из 8—12 строк с единым содержанием, обычно в такой форме слагались погребальные плачи, а также восхваления и поношения во время поэтических перебранок.

Слайд 60

Лирические любовные песни очень часто писались в жанре газелей — стихотворения из

Лирические любовные песни очень часто писались в жанре газелей — стихотворения из
7 или 14 бейтов. Очень популярна была у арабов любовная лирика, гимн любви и страсти, свободный от всяких религиозных рамок.

Слайд 61

Хотя появлялись новые жанровые формы, все же поэтическое творчество было строжайшим образом

Хотя появлялись новые жанровые формы, все же поэтическое творчество было строжайшим образом
канонизировано и состояло из трех основных разделов: метрики — аруза, рифмы — кафийи, поэтических троп и фигур — бади.

Слайд 62

Арабская поэзия представлена несколькими крупными именами. Абу Нувас (747—762) в совершенной форме

Арабская поэзия представлена несколькими крупными именами. Абу Нувас (747—762) в совершенной форме
воспевает веселье и любовь к жизни.

Слайд 63

Абу­аль-Атахия (XII в.), напротив, видел основу поэзии в аскетизме и отрешенности от

Абу­аль-Атахия (XII в.), напротив, видел основу поэзии в аскетизме и отрешенности от
мира и писал о суетности жизни.

Слайд 64

Аль-Мутанабби (XII в.) посвящал свои стихи владыкам Сирии, Египта, Персии. Многие его

Аль-Мутанабби (XII в.) посвящал свои стихи владыкам Сирии, Египта, Персии. Многие его
стихи со временем стали афоризмами.

Слайд 65

Вершиной арабской поэзии считается творчество слепого сирийца Абу­аль-Алааль Маари (973—1057). Основные темы

Вершиной арабской поэзии считается творчество слепого сирийца Абу­аль-Алааль Маари (973—1057). Основные темы
его творчества — тайна жизни и смерти, порочность человека и общества, зло и страдание в мире.

Слайд 66

В X в. появилось множество поэтических антологий, самые известные из них «Книга

В X в. появилось множество поэтических антологий, самые известные из них «Книга
песен» аль­Исфахани, «Ожерелье голубки» Ибн Хазма и другие.

Слайд 67

В VII I в. в мусульманстве появилось новое течение — суфизм. Свое

В VII I в. в мусульманстве появилось новое течение — суфизм. Свое
учение суфии излагали не только в специальных трактатах, но и в поэтической форме.

Слайд 68

Власть и влияние суфизма распространились на всю культуру мусульманского Востока, которая стала

Власть и влияние суфизма распространились на всю культуру мусульманского Востока, которая стала
в значительной степени суфийской. И особенно это проявилось в ирано­таджикской поэзии, классический период которой приходится на Х-XV вв. Эта поэзия (на языке фарси) сумела воспринять наиболее ценные элементы арабо­мусульманской культуры, сохранив при этом многие самобытные черты древней иранской традиции.

Слайд 69

Рубаи представляют собой стихотворный афоризм из четырех строк. Первые две строки содержат

Рубаи представляют собой стихотворный афоризм из четырех строк. Первые две строки содержат
экспозицию, третья — вывод и уже последняя — собственно «летучие слова». Месневи — это поэма, довольно объемная, господствующей в ней является парная рифма строк. В этой форме писали такие признанные мастера, как Рудаки, Руми, Низами.

Слайд 70

Всемирно известен персидский поэт Фирдоуси (940 — ок. 1020), создавший бессмертную эпическую

Всемирно известен персидский поэт Фирдоуси (940 — ок. 1020), создавший бессмертную эпическую поэму «Шахнаме» («Книга царей»).
поэму «Шахнаме» («Книга царей»).

Слайд 71

Знамениты «Хамсе» («Пятерица») Низами Гянджеви (ок. 1141 — ок. 1209), включавшие поэмы

Знамениты «Хамсе» («Пятерица») Низами Гянджеви (ок. 1141 — ок. 1209), включавшие поэмы
«Сокровищница тайн», «Лейла и Меджнун», «Хосров и Ширин», «Семь красавиц» и «Искандер­наме».

Слайд 72

К концу IX в. помимо поэзии и научных трактатов появилась проза, в

К концу IX в. помимо поэзии и научных трактатов появилась проза, в
частности новый жанр — адаб (сочинения, предназначенные для воспитания честного человека).
В Х в. также сложилась макама, жанр, соединяющий в разных пропорциях особенности классической поэзии и новеллистики.

Слайд 73

Темы борьбы созидающего, животворящего и разрушительного начал, идея Любви и Разума как

Темы борьбы созидающего, животворящего и разрушительного начал, идея Любви и Разума как
главных движущих сил общественного развития, тема особой роли поэтического слова и поэта­пророка, составившие основное содержание литературы мусульманского Востока, в сочетании с отточенностью формы превратили восточную литературную традицию в одухотворяющий фактор для художественной культуры последующих веков.

Слайд 74

Влияние арабской культуры было огромным. Оно заметно не только в странах, исповедующих

Влияние арабской культуры было огромным. Оно заметно не только в странах, исповедующих
ислам, но и в Византии, средневековой Европе. Например, в архитектуре Сицилии и Венеции, в тканях из Флоренции. Именно арабская культура подтолкнула развитие европейской науки и философии, а также литературы. Для современных художников и писателей искусство Арабского Востока представляет огромный интерес.