Слайд 2Определение понятия «оформление»
«Под техническим, точнее – художественно-техническим оформлением газеты… понимают систему размещения
публикаций и их заголовков в газетном номере и на каждой из его страниц, способы выделения важнейших материалов, выбор и применение шрифтов для набора текстов и заголовков, использование различных видов иллюстраций, а также использование основного – черного – и дополнительных цветов» (В.В. Попов, С.М. Гуревич)
Слайд 3Функции оформления:
визуализации информации (утилитарную);
комментирования (идеологическую);
распространения культуры (эстетическую);
релаксации (рекреативную).
Слайд 4Задачи оформления:
способствовать наиболее полному выявлению содержания напечатанных материалов;
облегчить их восприятие;
руководить вниманием читателя (помочь быстро разобраться в содержании номера, найти самое важное и актуальное для него как члена общества, какой-либо социальной группы).
Слайд 5Определение понятия «дизайн»
Дизайн (design – англ. – замысел, проект, чертеж, рисунок) –
это художественное конструирование издания.
Цель дизайна – представить читателю публикуемые материалы таким образом, чтобы они воспринимались им логично и ясно.
Слайд 6Исследователи газетно-журнального дизайна различают несколько групп формообразующих факторов: внутренние, внешние, личностные.
К
первым (собственно газетно-журнальным) относятся типологический, конкурентный и эстетический;
среди вторых – технологический, рекламный, международный, национально-традиционный и читательский.
Особое место занимает личностный, субъективный фактор.
Слайд 7«Лицо» издания
«Лицо» периодического издания – понятие комплексное, вбирающее в себя представление о
направлении (характере, политике) газеты/журнала, проблематике, тематике, жанровой палитре, особенностях языка и стиля, специфических формах и приемах подачи материалов, а также об особенностях дизайна конкретного издания.
Слайд 8«Лицо» издания
«Лицо» издания складывается из двух сторон – из элементов, общих для
всех изданий данного вида (газеты, журнала, альманаха), и из специфичных, характеризующих конкретную газету (журнал, альманах).
Слайд 9Композиция издания
Композиция в газетно-журнальном дизайне означает построение номера и каждой из его
страниц.
Под типом композиции подразумевают характерные для данного издания роль и значение каждой из полос, а также постоянство размещения в номере основных разделов и рубрик.
Устойчивая композиция номера – один из основных компонентов долговременной модели.
Слайд 10Композиция издания
Композиция – это всегда выражение некоторой идеи, а не простое механическое
размещение сообщений на газетной полосе, это всегда поиск их взаимосвязи, их отношений (равнозначности, подчиненности и т.п.), помогающих читателю разобраться в предлагаемом материале, воспринять образ периодического издания.
Слайд 11Индивидуальность «лица» конкретной газеты определенного типа, целостность газеты достигаются за счет взаимодействия
композиции и графики.
Слайд 12Графика – это внешнее оформление газеты/журнала, выразительные средства которого – контурная линия,
штрих, пятно, фон белого листа.
Слайд 13Выделяют
материальные средства оформления (бумага, краска, шрифт и т.д.) и
структурные (ритм,
гармония, композиция).
Слайд 14Верстка – это технический процесс монтажа печатной формы, который раньше производился непосредственно
в типографии.
Более узкое значение термина верстки – размещение конкретных материалов в номере, макетирование полос, то есть создание их композиционно-графического плана, предназначенного для верстки как таковой.
Слайд 15Виды верстки
Классифицируя верстку по конфигурации материалов, направлении их разверстки, степени симметрии их
размещения на полосе, выделяют
простую или ломаную верстку,
вертикальную, горизонтальную или смешанную,
симметричную или асимметричную.
Слайд 17Вертикальная и горизонтальная верстка
Слайд 19Симметричная и асимметричная верстка
Слайд 20Виды моделей издания:
содержательно-тематическая;
композиционно-графическая;
организационная.
Слайд 21Cодержательно-тематическая
модель издания
В ней определяют цели и задачи издания, содержание его публикаций
– главные тематические направления, иногда конкретизируемые в постоянных темах.
Модель раскрывает и структуру содержания газеты – связи важнейших тематических направлений.
На основе содержательной модели издания создается его композиционная модель.
Слайд 22Композиционно-графическая
модель периодического издания
Модель, включающая в себя наиболее типичные особенности формы:
структуру,
формы организации и подачи материалов,
способы графического выражения всех содержательных компонентов газеты/журнала.
Слайд 23Организационная модель
Основными элементами организационной модели являются:
1) структура издания:
«внешняя структура» –
совокупность основных параметров (формат, количество полос, периодичность, тираж, цена);
Слайд 24«внутренняя структура» – совокупность организационно-творческих отношений внутри редакционного коллектива (редакция как функциональная
группа, как профессиональная группа, организационная структура редакционного коллектива, редакционный коллектив как социальная группа).
Слайд 25Организационная модель
2) финансово-экономическая деятельность:
рентабельность;
себестоимость производства одного номера
доходы (в том числе: от
объявлений и рекламы, от реализации, другие);
расходы (в том числе: на бумагу, типографские, оплата услуг информационных агентств, авторский гонорар, распространение и доставка);
источники покрытия разницы между расходами и доходами.
Слайд 26Организационная модель
3) процесс выпуска и распространения издания:
этапы подготовки номера;
время, затрачиваемое на
выпуск одного номера газеты (от составления плана до подписи «в свет»);
основные причины срыва графика прохождения номера;
взаимоотношения редакции и типографии;
механизм доставки газеты подписчикам и ее распространения.