Художник и окружающий мир

Содержание

Слайд 2

Осознать прочитанное. Написать 3-5предложений-суждений(субъективных) по материалам презентации.
Домашняя работа на последнем слайде

Задание на

Осознать прочитанное. Написать 3-5предложений-суждений(субъективных) по материалам презентации. Домашняя работа на последнем слайде Задание на урок
урок

Слайд 3

Реальный мир — основа для художественного творчества.

Художественное и научное постижение действительности.
Классификация по

Реальный мир — основа для художественного творчества. Художественное и научное постижение действительности.
результатам мышления
творческое;
репродуктивное.
Операции мышления
Анализ — разделение предмета/явления на составляющие компоненты. Может быть мысленный и ручной.
Синтез — объединение разделённых анализом с выявлением при этом существенных связей.
Сравнение — сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия.
Классификация — группировка предметов по признакам.
Обобщение — объединение предметов по общим существенным признакам.
Конкретизация — выделение частного из общего.
Абстрагирование — выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.

Слайд 4

Законы художественного творчества

Создавая произведение, художник подчиняется определенным законам художественного творчества.
Один из них

Законы художественного творчества Создавая произведение, художник подчиняется определенным законам художественного творчества. Один
– индивидуально неповторимое отношение к миру.
В художественном творчестве огромное значение имеют врожденные качества: музыкальный слух, способность чувствовать гармонию цветов, ритмику стиха, эстетическую значимость объектов и форм и т. д.
Другой отличительной особенностью художественного творчества является то, что в нем преобладают эмоциональные реакции и эмоциональное отражение мира. Фантазия является результатом неудовлетворенности и побудительной причиной действия.
Другой существенной чертой художественного мышления является ассоциативность, то есть такая связь представлений и понятий, в которой одна из них, возникнув в сознании, вызывает (по сходству, противоположности, смежности или контрастности) другое представление, или понятие, или же цепь таковых.
Анализ всеобщих законов художественного творчества позволяет выделить несколько основных стадий, состояний, через которые проходит художник в процессе создания произведения искусства.

Слайд 5

Художественный образ

Как возникает художественный мир, новая реальность, которая не может быть целиком

Художественный образ Как возникает художественный мир, новая реальность, которая не может быть
объяснена из уже существующего мира?
Художественный образ - особый способ отражения жизни, в котором преломляется собственный мир чувств и переживаний художника.
Художественный образ — «знакомый незнакомец» (В. Г. Белинский).
Художественный образ - единство изображения и выражения.

Слайд 6

Проблема правды и правдоподобия в художественном творчестве.

Как соотносится вымысел и действительность в

Проблема правды и правдоподобия в художественном творчестве. Как соотносится вымысел и действительность
художественном произведении?
В чем правда искусства?

Слайд 7

Чем больше зрелищ на историческую тему нам предлагается, тем чаще хочется задать

Чем больше зрелищ на историческую тему нам предлагается, тем чаще хочется задать
вопрос: мы уверены, что живем в государстве, у которого было прошлое? Уж больно по-разному трактуют это прошлое составители учебников истории и авторы бестселлеров, создатели блокбастеров и ведущие рейтинговых телепрограмм.

Слайд 8

Если давать какой-то общий методологический посыл, то, конечно, правда истории и правда

Если давать какой-то общий методологический посыл, то, конечно, правда истории и правда
искусства – это разные правды. Потому что правда истории – это точный исторический факт, доказанное историческими методами явление или процесс. То есть правда истории апеллирует к разуму человеческому. Ну а в искусстве апеллируют к душе человека, к сердцу. Таким образом, мы наблюдаем расходящиеся линии. Хотя нельзя утверждать, что методами искусства не удавалось и не удается проникнуть в историческую суть эпохи.

Слайд 9

А как быть с романом Льва Николаевича Толстого «Война и мир»? Там

А как быть с романом Льва Николаевича Толстого «Война и мир»? Там
Кутузов вовсе не прозорливый полководец, а влекомый волею событий старик. И что – не читать Толстого?
Есть разница между авторским прочтением и фактом, между искусством и наукой историей. Давайте вспомним довоенный еще фильм «Александр Невский». Это отнюдь не исторически точный портрет великого князя, а исторические события трактовались режиссером весьма свободно. Однако у фильма была задача – воспитание патриотизма и формирование простейших представлений об истории страны и народа. И он эту задачу выполнил. Есть разные уровни знаний. Есть арифметика истории, а есть высшая математика истории. От простого к сложному. Иной дороги нет.

Слайд 10

Право выбора за художником. Он волен идти дорогой исторической точности, или психологического

Право выбора за художником. Он волен идти дорогой исторической точности, или психологического анализа, или философского поиска.
анализа, или философского поиска.

Слайд 11

Как их совместить? Точного ответа еще никто не сформулировал.
Велика роль личной

Как их совместить? Точного ответа еще никто не сформулировал. Велика роль личной
ответственности каждого гражданина: в том числе и историка, и художника.

Слайд 12

Кто же он «художник»?

Слово художник имеет следующие значения:
Человек, занимающийся изобразительным искусством (художник

Кто же он «художник»? Слово художник имеет следующие значения: Человек, занимающийся изобразительным
в узком смысле слова) — прежде всего живописью (живописец), но также графикой (художник-график), фотоискусством (фотохудожник) и т. д.
Деятель искусств (художник в широком смысле слова).
Человек, который выполняет что-нибудь с большим художественным вкусом, мастерством (художник в переносном смысле слова).

Слайд 13

Художник-творец, преобразующий мир и открывающий в нем «невидимое посредством видимого».

Как рождается

Художник-творец, преобразующий мир и открывающий в нем «невидимое посредством видимого». Как рождается
художник и что питает его вдохновение?

Слайд 14

Франсуа Огюст Рене Роден (фр. François-Auguste-René Rodin) (12 ноября 1840 — 17 ноября

Франсуа Огюст Рене Роден (фр. François-Auguste-René Rodin) (12 ноября 1840 — 17
1917) — знаменитый французский скульптор, один из основоположников импрессионизма в скульптуре.

Процесс творчества: от наблюдения и накопления жизненных впечатлений к их осмыслению и художественному воплощению.

Слайд 15

Как можно воспринять окружающий мир?

через зрительные и звуковые образы.
Художник стремится к

Как можно воспринять окружающий мир? через зрительные и звуковые образы. Художник стремится
точному воспроизведению окружающего мира, попытки увидеть в нем рациональное начало (реализм).
Но всегда есть возможность посмотреть на окружающий мир сквозь призму фантастического и ирреального.

Слайд 16

Возвышенное и низменное в искусстве

Возвышенное и низменное в искусстве

Слайд 17

Что есть красота?

Эстетика – это наука о прекрасном в искусстве и жизни.

Что есть красота? Эстетика – это наука о прекрасном в искусстве и
Эстетика изучает законы и особенности художественного восприятия окружающего мира.
Эстетика ( греч.: «ощущаю», «воспринимаю» ) связана с восприятием прекрасного человеком. В качестве науки сформировалась в 18 веке. Но основы заложены ещё в эпоху Античности философами Сократом, Платоном, Аристотелем и др.

Слайд 18

Возвышенное в искусстве

Возвышенное в искусстве

Слайд 19

«Возвышенное» – одна из интереснейших категорий эстетики.
С какими словами эта категория имеет

«Возвышенное» – одна из интереснейших категорий эстетики. С какими словами эта категория имеет общий корень?
общий корень?

Слайд 20

В.М.Васнецов. Ковёр-самолёт. 1880г.
Нижегородский государственный художественный музей.

В.М.Васнецов. Ковёр-самолёт. 1880г. Нижегородский государственный художественный музей.

Слайд 21

Н. К. Рерих. Гималаи.

Н. К. Рерих. Гималаи.

Слайд 22

А.А. Рылов "В голубом просторе" 1915г

А.А. Рылов "В голубом просторе" 1915г

Слайд 23

В феномене возвышенного могут переплетаться гордость и смирение, мужество и страх.
Преодоление

В феномене возвышенного могут переплетаться гордость и смирение, мужество и страх. Преодоление
страха, как считает немецкий поэт и философ Ф. Шиллер, способно рождать в душе человека высокие чувства.
«Всё скрытое , всё таинственное может быть источником страха и потому способно стать возвышенным».

Слайд 24

Карл Брюллов "Последний день Помпеи« 1830-1833гг.

Карл Брюллов "Последний день Помпеи« 1830-1833гг.

Слайд 25

Пирамиды в Гизе. 2800-2250 гг до н. э.
Каир. Египет

Высота 146 м.
Длина

Пирамиды в Гизе. 2800-2250 гг до н. э. Каир. Египет Высота 146
каждой грани 230 м.

Слайд 26

Король Лир - М.И. Царёв. Спектакль малого театра.

Д. Маклиз. Король Лир и

Король Лир - М.И. Царёв. Спектакль малого театра. Д. Маклиз. Король Лир и Корделия. 1853г.
Корделия. 1853г.

Слайд 27

Людвиг ван Бетховен
1770-1827гг

Людвиг ван Бетховен 1770-1827гг

Слайд 28

«Титаник» режиссёр
Дж. Кэмерон

«Титаник» режиссёр Дж. Кэмерон

Слайд 29

Л. Каравак. Пётр I.
Фрагмент "Полтавская битва" 1717-1718гг

Л. Каравак. Пётр I. Фрагмент "Полтавская битва" 1717-1718гг

Слайд 30

Низменное в искусстве

Низменное в искусстве

Слайд 31

Какие чувства может пробуждать в человеке низменное?

отвращение

презрение

эгоизм

грубость

своеволие

Низменное оскорбляет человека и принижает человеческое

Какие чувства может пробуждать в человеке низменное? отвращение презрение эгоизм грубость своеволие
достоинство.
Французский поэт и теоретик искусства Н. Буало писал о сущности низменного :
«Чуждайтесь низкого - оно всегда уродливо»

Слайд 32

П.П. Рубенс. Битва при Ангиари. 1605г.
Копия с картона Леонардо да Винчи.

П.П. Рубенс. Битва при Ангиари. 1605г. Копия с картона Леонардо да Винчи.

Слайд 33

В искусстве воплотясь, и чудовище, и гад
Нам всё же радует насторожённый взгляд:
Нам

В искусстве воплотясь, и чудовище, и гад Нам всё же радует насторожённый
кисть художника являет превращенье
Предметов мерзостных в предметы восхищенья…
Н. Буало

Слайд 34

Ф. Гойя. Сон разума порождает чудовищ. Серия «Капричос»

Ф. Гойя. Сон разума порождает чудовищ. Серия «Капричос»

Слайд 35

Ф.Гойя. Шабаш ведьм.

Ф.Гойя. Шабаш ведьм.
Имя файла: Художник-и-окружающий-мир.pptx
Количество просмотров: 37
Количество скачиваний: 0