Содержание
- 10. Барокко - один из значимых стилей в культурной жизни Европы. Наибольшей популярности он достиг в таких
- 11. Искусство барокко противоречиво. Одна из сторон барокко апеллирует к внешности явлений и тяготеет к пышности, грандиозности,
- 12. Эпоха барокко – одна из наиболее значимых в истории развития человечества. Именно в это время зарождаются
- 15. Характерные черты музыкальной культуры барокко: появление вокальных и музыкально-театральных жанров – оперы, оратории, кантаты, пассионов; интенсивное
- 16. Типы итальянских арий: бравурная патетическая характерная dacapo lamento Типы речитативов: secco (сухой) – стандартные декламационные обороты
- 22. Рококо (франц. от rocaille - орнаментальный мотив, букв. - ракушка) - стиль в европейском искусстве 1-й
- 23. Для их творчества характерны: камерность и миниатюрность форм, господство хрупких, грациозно-кокетливых и игривых образов, обилие изысканной
- 25. Родина оперы – Италия (Флоренция). Она возникла на рубеже XVI-XVII веков. Первые оперы создали деятели Флорентийской
- 26. Инструментальная музыка барокко развивалась преимущественно в трёх направлениях: Органная музыка Клавирная Скрипичная Орган – ведущий инструмент
- 28. тесты 1.Какое музыкальное направление в переводе с итальянского языка называется «причудливый, странный»? А) романтизм Б) классицизм
- 29. 4. Назовите первого композитора барокко, автора «взволнованного стиля»: а) Клаудио Монтеверди б) Георг Фридрих Гендель в)
- 31. Скачать презентацию
Слайд 10Барокко - один из значимых стилей в культурной жизни Европы. Наибольшей популярности
Барокко - один из значимых стилей в культурной жизни Европы. Наибольшей популярности
Барокко (итал. - причудливый, вычурный, странный) - художественный стиль в европейском искусстве и литературе конца XVI -1-й половины XVIII века.
Слайд 11Искусство барокко противоречиво. Одна из сторон барокко апеллирует к внешности явлений и
Искусство барокко противоречиво. Одна из сторон барокко апеллирует к внешности явлений и
Другая сторона барокко характеризуется интересом к внутреннему, а не внешнему, стремлением выразить неоднозначную сложность мира и отношения человека к действительности (в отличие от искусства Возрождения, где человек предстаёт в гармонии с окружающим миром). Поэтому искусству барокко свойственны драматизм и патетика, динамика и экспрессивные контрасты.
Слайд 12Эпоха барокко – одна из наиболее значимых в истории развития человечества. Именно
Эпоха барокко – одна из наиболее значимых в истории развития человечества. Именно
Слайд 15Характерные черты музыкальной культуры барокко:
появление вокальных и музыкально-театральных жанров – оперы, оратории, кантаты,
Характерные черты музыкальной культуры барокко:
появление вокальных и музыкально-театральных жанров – оперы, оратории, кантаты,
интенсивное развитие инструментальной музыки и исполнительства;
появление крупномасштабных циклических форм инструментальной музыки - concertogrosso, ансамблевой и сольной сонаты,сюиты;
сосуществование полифонии свободного стиля с гомофонией;
появление инструментальных полифонических жанров – ричеркар, канцона, фантазия, токката, каприччио, фуга;
утверждение новых музыкально-композиционных средств: генерал-бас, мажорно-минорная тональная система, концертирование;
широкое распространение теории аффектов и музыкальной риторики и использование лежащих в их основе символов (например, в музыке И.С. Баха).
Слайд 16Типы итальянских арий:
бравурная
патетическая
характерная
dacapo
lamento
Типы речитативов:
secco (сухой) – стандартные декламационные обороты в сопровождении скупых
Типы итальянских арий:
бравурная
патетическая
характерная
dacapo
lamento
Типы речитативов:
secco (сухой) – стандартные декламационные обороты в сопровождении скупых
accompagnato (аккомпанированный) – мелодически насыщен и исполняется в сопровождении оркестра.
Типы дуэтов:
ссоры
согласия.
Итальянские оперные композиторы – мастера бельканто (итал. прекрасное пение). Бельканто – стиль вокального исполнительства, отличающийся лёгкостью и красотой звучания, мелодической связностью (кантиленой), изяществом и виртуозным совершенством (колоратуры – виртуозные пассажи и мелизмы в вокальной партии). Возник в Италии в середине XVII века. В XVIII веке среди мастеров бельканто – певцы-кастраты Кифарелли, Фаринелли.
Слайд 22Рококо (франц. от rocaille - орнаментальный мотив, букв. - ракушка) - стиль в
Рококо (франц. от rocaille - орнаментальный мотив, букв. - ракушка) - стиль в
Рококо в музыке проявилось в творчестве французских клавесинистов (Л. К. Дакен, Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо и др.).
Слайд 23Для их творчества характерны:
камерность и миниатюрность форм,
господство хрупких, грациозно-кокетливых и игривых образов,
обилие
Для их творчества характерны:
камерность и миниатюрность форм,
господство хрупких, грациозно-кокетливых и игривых образов,
обилие
лёгкая и прозрачная фактура,
программность (простейший вид - картинная изобразительность: «Будильник», «Маленькие ветряные мельницы», «Жнецы», «Сборщицы винограда» Куперена; «Курица», «Тамбурин» Рамо; «Кукушка» Дакена).
Музыкальная культура эпохи барокко характеризуется появлением и развитием следующих вокальных и музыкально-театральных жанров: оперы, оратории, кантаты, пассионов (страстей).
Слайд 25Родина оперы – Италия (Флоренция). Она возникла на рубеже XVI-XVII веков. Первые оперы создали
Оратория.
Оратория зародилась почти одновременно с оперой в Риме. Оратория представляла собой композицию для хора, солистов и оркестра на библейский сюжет и исполнялась в ораториях – особых помещениях при церкви, где собирались верующие (отсюда и название жанра).
Кантата.
Кантата – от итал. cantare – петь. Схожа с ораторией, отличается от неё, как правило, меньшими размерами. В XVII веке сольная кантата получила распространение в Риме. Оркестровое сопровождение утвердилось в кантате неаполитанских композиторов.
Страсти
Страсти (лат. пассионы – «страдание») – разновидность оратории. В основе сюжета – главы из Евангелия, в которых говорится о страданиях Христа. Зародившись в недрах католической церкви, они особенно яркое развитие получили в немецком протестантском искусстве. Вершина развития жанра – в творчестве И.С. Баха («Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну»).
Слайд 26Инструментальная музыка барокко развивалась преимущественно в трёх направлениях:
Органная музыка
Клавирная
Скрипичная
Орган – ведущий инструмент
Инструментальная музыка барокко развивалась преимущественно в трёх направлениях:
Органная музыка
Клавирная
Скрипичная
Орган – ведущий инструмент
Жанры клавирной музыки барокко:
Сюита (франц. «ряд», «последовательность»; итал. название сюиты - партита) – цикл, чаще танцевальный. В состав сюиты в качестве обязательных танцев входили: немецкая аллеманда, подвижная французская куранта, медленная испанская сарабанда, стремительная английская жига. Нередко к ним присоединялись дополнительные: французский буре, гавот, менуэт, польский полонез. Включались и нетанцевальные пьесы – ария, рондо. Преамбулой служила прелюдия или французская увертюра.
Соната (итал. – sonare - звучать): две разновидности – сольная клавирная и ансамблевая (скрипичная, виолончельная, флейтовая с фортепианным сопровождением).
Концерт (от лат. «состязаюсь») – произведение, в основе которого лежит контраст звучания полного исполнительского состава - tutti (либо отдельных инструментальных групп) и solo. Разновидности:
сольный концерт (оркестру противостоит один инструмент);
Concertogrosso («большой концерт», всему составу оркестра – tutti (concertogrosso) противостоит группа инструментов - concertino);
духовный (с использованием органа);
светский (с использованием клавесина).
Слайд 28тесты
1.Какое музыкальное направление в переводе с итальянского языка называется «причудливый, странный»?
А) романтизм
Б)
тесты
1.Какое музыкальное направление в переводе с итальянского языка называется «причудливый, странный»?
А) романтизм
Б)
В) барокко
2.Назовите художественные принципы музыкальной культуры барокко:
а) плавная гармония
б) трагическое мироощущение
в) уравновешенность
г) пристальное внимание композиторов к чувствам и эмоциям человека
д) оптимизм
3. Назовите ведущий жанр музыки барокко:
а) оратория
б) опера
в) кантата
Слайд 294. Назовите первого композитора барокко, автора «взволнованного стиля»:
а) Клаудио Монтеверди
б) Георг Фридрих
4. Назовите первого композитора барокко, автора «взволнованного стиля»:
а) Клаудио Монтеверди
б) Георг Фридрих
в) Иоганн Себастьян Бах
5. Какой композитор вошел в историю мировой музыки как создатель классического типа ораторий:
а) Георг Фридрих Гендель
б) Антонио Вивальди
в) Иоганн Себастьян Бах
6. Назовите автора программной музыки «Времена года»:
а) Георг Фридрих Гендель
б) Антонио Вивальди
в) Иоганн Себастьян Бах