Идеи биоэтики в Джайнизме

Содержание

Слайд 2

ДЖАЙНИЗМ

Джайнизм был основан святым Пророком Махавирой (V в. до н. э.) и

ДЖАЙНИЗМ Джайнизм был основан святым Пророком Махавирой (V в. до н. э.)
получил значительное распространение в Индии. В настоящее время насчитывается более 4 млн. его последователей.
Центральное место в Джайнизме занимает учение о вечной душе, которая может вселяться последовательно в различные материальные тела. Душа человека ответственна за все совершенное им вследствие действия закона кармы, который связывает тело с душой, приковывает человека к земным делам, определяя и его дальнейшие перерождения. Спасения и вечного блаженства может достичь тот, кто ведет наиболее праведную жизнь. От каждого требуется вера в истинность учения, основанные на нем совершенное знание и совершенная жизнь, т.е. неукоснительное соблюдение предписаний религии.
Основой джайнской философии является вера в объективное существование двух категорий (понятий) — джива (живое) и аджива (неживое), которые находятся в непрерывном взаимодействии, порождающем все явления жизни

Слайд 3

Считают, что джайнизм в отличие от ведической религии не является религией-апаурушейя, т.

Считают, что джайнизм в отличие от ведической религии не является религией-апаурушейя, т.
е. обладающей сверхъестественным (буквально «нечеловеческим») происхождением. Это учение было создано людьми, каждый из которых известен как Джина, т. е. Победитель (устранивший все препятствия на пути к спасению), или тиртханкар — «перевозчик через поток (бытия)».
Любое человеческое существо может стать джиной. Они – обитатели этого мира, достигшие высшего знания, покорившие страсти и избавившиеся от всех видов привязанности.

Слайд 4

4 ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПА ДЖАЙНИЗМА

1. Каждая человеческая душа изначально облечена в оболочку материальных

4 ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПА ДЖАЙНИЗМА 1. Каждая человеческая душа изначально облечена в оболочку
частиц, называемых карма, привязывающих ее к нечистым земным делам.
2. Каждый человек должен стремиться к освобождению от этой зависимости и к достижению совершенного состояния души, в котором она приобретет четыре новых качества: безграничную веру, безграничное знание, безграничную силу и безграничное счастье.
3. Человек должен держать свою материальную оболочку под контролем своего духа, так как только после полного преодоления ее связующей силы душа достигает совершенства.
4. Человек может достичь совершенства только своими собственными усилиями. Никто не может помочь ему на этом пути. Каждый несет полную меру ответственности за все, что он делает. Этот последний принцип объективно отрицает бога.

Слайд 5

Бог рассматривается как абсолютно равнодушный к творению вселенной и ко всему тому,

Бог рассматривается как абсолютно равнодушный к творению вселенной и ко всему тому,
что происходит в ней. Вселенная существует сама по себе. Вследствие столь определённого отношения к вопросу о Боге джайнизм часто обвиняется в атеизме, и это верно в том смысле, что он не приписывает творение вселенной Богу. Но, в то же самое время, безосновательно наклеивать на джайнизм ярлык атеизма, поскольку он верит в божественность, в бесчисленных богов, в добродетель и грех, религиозные практики и т.п. Джайнское учение считает богом освобождённую душу, а таковая никак не может быть заинтересована задачей творения мира.

Слайд 6

Джайнисты не только особо строгие вегетарианцы, они также считают невозможным убивать любое

Джайнисты не только особо строгие вегетарианцы, они также считают невозможным убивать любое
живое существо, даже насекомое. Джайнисты носят на лице повязку, и едят только при свете, что бы в пищу случайно не попали насекомые. Джайны носили с собой специальные метелки, сметая с дороги муравьев и других насекомых, а с наступлением темноты и вообще не выходили из дому.

Слайд 7

ОБЕТЫ ДЖАЙНОВ

Не причинять вреда живому (Ахимса).
Быть искренним и
благочестивым (Сатья).
Не красть (Астейя).
Не

ОБЕТЫ ДЖАЙНОВ Не причинять вреда живому (Ахимса). Быть искренним и благочестивым (Сатья).
прелюбодействовать (Брахмачарья).
Не стяжать (Апариграха).

Слайд 8

ГЛАВНЫЙ ОБЕТ ДЖАЙНИЗМА - АХИМСА

Среди двенадцати врат, или обетов, предписываемых джайнской религией

ГЛАВНЫЙ ОБЕТ ДЖАЙНИЗМА - АХИМСА Среди двенадцати врат, или обетов, предписываемых джайнской
для соблюдения в обычной жизни, первые пять считаются основными, а среди этих основных первое и самое важное место отводится обету ненасилия (ахимса-врата).
В каждом материальном объекте есть, по крайней мере, одна аджива, в растениях - две, в животных - три и более. Разрешается употреблять в пищу только то, что содержит не более двух аджив: молоко, фрукты, воду, орехи и овощи. Есть пищу, содержащую три адживы категорически запрещается.

Слайд 9

АХИМСА. ПОНЯТИЕ ХИМСЫ (НАСИЛИЯ)
Вредоносная деятельность (насилие) может совершаться:
1. умом, т.е. мысленно;
2.

АХИМСА. ПОНЯТИЕ ХИМСЫ (НАСИЛИЯ) Вредоносная деятельность (насилие) может совершаться: 1. умом, т.е.
речью;
3. физически, т.е. телом, действием.
Помимо этих трёх посредников (йог), насилие совершается тремя способами (карана):  
1. крита: совершение его лично;
2. карита: побуждение к нему других;
3. Анумата или анумодана: одобрение совершения насилия другими.

Химса – это причинение вреда жизненным силам (пранам) через вибрации страсти. Это значит, что насилие представляет собой причинение вреда той или иной пране, совершаемое посредством праматтайоги, т.е. вибрации, вызванной страстями, возбуждающими ум, тело и речь.

Слайд 10

АХИМСА. ДЕВЯТЬ РАЗНОВИДНОСТЕЙ НЕНАСИЛИЯ:

1. не совершать насилие в уме;
2. не побуждать

АХИМСА. ДЕВЯТЬ РАЗНОВИДНОСТЕЙ НЕНАСИЛИЯ: 1. не совершать насилие в уме; 2. не
умом к совершению насилия;
3. не одобрять совершаемое насилие в уме;
4. не совершать насилие речью лично;
5. не побуждать речью к совершению насилия;
6. не одобрять словесно совершение насилия другими;
7. не совершать физического насилия лично;
8. не побуждать других физическими методами к совершению насилия;
9. не одобрять физически совершение насилия другими.

Вполне очевидно, что в случае с великим обетом ненасилия, таковое соблюдается полностью, т.е. всеми девятью вышеуказанными способами. Поскольку данный великий обет крайне затруднительно воплотить в жизнь, его соблюдение предписывается лишь лицам, принявшим монашество.

Слайд 11

АХИМСА-АНУВРАТА

Принимая во внимание огромные трудности, возникающие при соблюдении великого обета ненасилия, джайнские

АХИМСА-АНУВРАТА Принимая во внимание огромные трудности, возникающие при соблюдении великого обета ненасилия,
писания предписывают домохозяевам другой, менее суровый, обет ненасилия, называемый малым (ахимса-ануврата).
Соблюдая малый обет ненасилия, мирянин воздерживается от умышленного причинения вреда любой форме жизни, начиная с имеющих два чувства, совершаемого действиями ума, речи и тела лично, через побуждение других или одобрение совершаемого другими. Живые существа классифицируются в иерархическом порядке в соответствии с количеством ощущений (чувств), которыми они обладают. Черви обладают чувством осязания и вкуса, жуки, муравьи имеют чувство осязания, вкуса и обоняния. Моль, пчелы и мухи, кроме того, имеют чувство зрения. Змеи, помимо этих чувств, имеют чувство слуха, а звери, рыбы и человек имеют шесть чувств: зрения, вкуса, слуха, обоняния, осязания и мышления.

Слайд 12

Джайнизм говорит о ряде определённых гун, или добродетелей, которые должны усердно культивироваться

Джайнизм говорит о ряде определённых гун, или добродетелей, которые должны усердно культивироваться
мирянами. Соблюдение пяти малых обетов и воздержание от трёх «М»: мяса (мамса), вина (мадхья) и мёда (мадху), называются «ашта-мулагуна», т.е. восемью основными добродетелями домохозяина. Полное воздержание от мяса, вина и мёда рекомендуется с целью минимизации причинения вреда живым существам.

Слайд 13

СРЕДСТВА, СОДЕЙСТВУЮЩИЕ СОБЛЮДЕНИЮ ОБЕТА НЕНАСИЛИЯ.

Таттвартха-сутра предписывает следующие пять средств, содействующих соблюдению обета

СРЕДСТВА, СОДЕЙСТВУЮЩИЕ СОБЛЮДЕНИЮ ОБЕТА НЕНАСИЛИЯ. Таттвартха-сутра предписывает следующие пять средств, содействующих соблюдению
ненасилия:
1. вачана-гупти: контроль над речью;
2. мано-гупти: контроль над умом;
3. ирья-самити: бдительность при ходьбе;
4. адана-никшепана-самити: бдительность при обращении вещами;
5. алокитапана-бходжана: бдительность при приёме пищи, её внимательный осмотр.

Слайд 14

СВЕРХ ТОГО, РЕКОМЕНДУЕТСЯ ИЗБЕГАТЬ СЛЕДУЮЩИХ ПЯТИ НАРУШЕНИЙ ОБЕТА НЕНАСИЛИЯ:

1. бандха: лишать

СВЕРХ ТОГО, РЕКОМЕНДУЕТСЯ ИЗБЕГАТЬ СЛЕДУЮЩИХ ПЯТИ НАРУШЕНИЙ ОБЕТА НЕНАСИЛИЯ: 1. бандха: лишать
свободы людей и животных (в гневе или по невнимательности);
2. вадха: бить людей и животных (в гневе или по невнимательности);
3. ччхеда: увечить людей и животных (в гневе или по невнимательности);
4. ати-бхарайропана: перегружать людей и животных;
5. аннапана-ниродха: лишение воды и пищи.
Вполне естественно, что избегание такого рода нарушений даёт возможность практиковать обет ненасилия без совершения значительных проступков.

Слайд 15

ОТКАЗ ОТ УБИЙСТВА ЖИВОТНЫХ.

Особо подчеркивается, что при соблюдении обета ненасилия следует самым

ОТКАЗ ОТ УБИЙСТВА ЖИВОТНЫХ. Особо подчеркивается, что при соблюдении обета ненасилия следует
строжайшим образом избегать убийства животных под какими бы то ни было предлогами, поскольку таковое неизбежно подразумевает ту или иную форму разрушения жизни.
Прежде всего, не следует совершать жертвоприношений животных, птиц и прочих одушевлённых существ ради удовлетворения богов такого рода дарами и получения ответного вознаграждения. Утверждается, что мнение о том, что насилие имеет религиозную санкцию, и что боги получают удовольствие от жертвоприношений живых существ, представляет собой ложную концепцию. Фактически, суть религии – приносить мир, а не вдохновлять или санкционировать то, что причиняет боль живым существам.
Во-вторых, Не следует убивать животных с целью удовлетворения гостей, придерживаясь мнения, что нет ничего дурного в убийстве коз и т.п. ради удовлетворения тех, кто заслуживает уважения. Вполне очевидно, что в такого рода желании нет и следа добродетели, ибо оно влечёт за собой предосудительный акт насилия в форме умышленного убийства живых существ.

Слайд 16

В-третьих, не следует убивать таких животных, как змеи, скорпионы, львы, тигры и

В-третьих, не следует убивать таких животных, как змеи, скорпионы, львы, тигры и
т.п. на том основании, что данный акт может спасти множество жизней. Этого вида убийства также необходимо избегать, поскольку он поощряет чувства вражды, ненависти и мести, идущие вразрез с принципом ахимсы. Кроме того, утверждается, что эти животные нападают на человека в целях самообороны, они не причиняют ему вреда, если человек сам не нападает на них.
В-четвёртых, не следует убивать неизлечимо больных животных на том основании, что данный акт якобы избавляет их от невообразимых страданий. Такой вид убийства рассматривается не как акт милосердия, но как однозначное насилие.

Слайд 17

Последователи джайнистской религии организуют в Индии больницы для животных. Например, в Дели

Последователи джайнистской религии организуют в Индии больницы для животных. Например, в Дели
существуют больницы для птиц. Лечат здесь в первую очередь не домашних пернатых, а диких, городских или пролётных птиц, которые пострадали в суматохе большого города. В день здесь бывает от 100 до 200 пациентов. Когда жара превышает сорок градусов в больницы попадают жертвы солнечного удара. Поступают также раненые, попавшие в вентилятор жилого дома или офиса. Осенью в больнице находятся главным образом перелётные птицы с севера Азии: утки, журавли. В больнице несколько палат, по окончании курса лечения птиц выпускают на волю. Птицы калеки остаются в больнице пожизненно.

Слайд 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Величайшая заслуга джайнизма состоит в его настойчивости на соблюдении ненасилия всеми людьми

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Величайшая заслуга джайнизма состоит в его настойчивости на соблюдении ненасилия всеми
в максимально возможной степени. Фактически, вся философия и правила поведения, установленные в джайнизме, базируются на твёрдом фундаменте ахимсы, которому следуют, причём досконально и последовательно, до его логического завершения.
В своих проповедях ненасилия джайнские писания и учителя подчёркивали тот основополагающий факт, что каждое живое существо наделено святостью и чувством собственного достоинства и, следовательно, к нему необходимо проявлять точно такое же уважение, какое индивидуум ожидает от других по отношению к себе. Джайнские учения всегда убеждали людей, что практика ненасилия может быть, как индивидуальной, так и коллективной добродетелью, и доказывали, что ахимса обладает позитивной силой и обращена ко всему обществу.
Имя файла: Идеи-биоэтики-в-Джайнизме-.pptx
Количество просмотров: 340
Количество скачиваний: 1