Содержание
- 2. Идейно-эстетические искания в русской поэзии начала XX века XX века — особый период в русской истории,
- 3. Третьим течением в реалистической поэзии была новокрестьянская поэзия. Она представлена группой поэтов, выходцев из крестьянской среды.
- 4. Вскормили нас ущелий недра, Вспоил дождями небосклон, Мы валуны, седые кедры, Лесных ключей и сосен звон.
- 5. Заломила черемуха руки, К норке путает след горностай... Сын железа и каменной скуки Попирает берестяный край.
- 6. Подобные мотивы окрасили многие стихотворения поэта, вошедшие в его последний сборник «В гостях у журавлей» (1930).
- 7. С этой целью поэт обращается к разинской теме, к теме героического прошлого родины. Он умеет видеть
- 8. В умах и думах русской интеллигенции происходит возврат к идеализму, к религиозным и метафизическим ценностям, которые
- 9. эта тенденция проявила себя в творчестве В. Брюсова и Н. Гумилева. Второй аспект поисков и поэтизации
- 10. Реалистическое направление в русской поэзии. 1.Поэзия критического реализма. 2.Пролетарская поэзия. 3.Новокрестьянская поэзия.
- 12. Модернизм включает в себя три основных течения: символизм, акмеизм и футуризм. Модернизм-направление в искусстве, характеризующееся поисками
- 14. Модернизм. 1. Символизм. 2. Акмеизм. 3. Футуризм.
- 15. Модернизм-направление в искусстве, характеризующееся поисками новых приемов и способов художественного письма , эстетическими устремлениями художников нереалистического
- 16. Символизм. Основные принципы художественного изображения : мистическое содержание, символичность образов, расширение художественной впечатлительности, т. е. импрессионизм.
- 17. Старшие символисты(декаденты) 1.Основа эстетики- философская мысль о непознаваемости мира и его враждебности человеку. 2.Представители:Д.Мережковский, Н.Минский, Ф.Сологуб,
- 18. Творчество Зинаиды Николаевны Гиппиус (1869—1945) творчество Зинаиды Николаевны Гиппиус (1869—1945), за которой в начале ее творческого
- 19. Здесь в проблематике, в эмоциях ощутима перекличка с Лермонтовым, и прежде всего с теми его мотивами,
- 20. Младосимволисты.(теурги) 1.Видели путь спасения человечества в приобщении к религии через эстетическую сферу. 2.Представители:А.Белый,А.Блок,Вяч.Иванов,И.Анненский,С.Соловьев,М.Волошин и другие.
- 21. Акмеизм. 1.Выступали за изображение земного, предметного мира.Основной принцип эстетики акмеизма- принцип эстетского любования «мелочами». 2.Представители:Н.Гумилев,Б.Садовский,М.Кузьмин,В.Ходасевич,О.Мандельштам,С.Городецкий.А.Ахматова и
- 22. Творчество Сергея Городецкого (1884-1967) под знаком сближения с символизмом, когда он в 1906 году выступил с
- 23. Молодой поэт прекрасно владел ассонансами и аллитерациями, народными частушечными ритмами, магией музыки слова. Стремясь обновить стихотворную
- 24. Футуризм. 1.Эгофутуристы. 2.Кубофутуристы.
- 25. Эгофутуристы. 1.Теоретические основы- интуиция и эгоизм. 2.Представители:И.Северянин,Г.Иванов,К.Фофанов,С.Петров.
- 26. Кубофутуристы. 1.Основа течения- предчувствие и ожидание социальных потрясений. Эстетическая декларация- мечта о создании сверхискусства, способного преобразить
- 27. Творчество Велемира (Виктора Владимировича) Хлебникова (1885-1922). Его опыты в области стиха, языковое творчество, упорное стремление обновить
- 29. Скачать презентацию
Слайд 2Идейно-эстетические искания в русской поэзии начала XX века
XX века — особый период
в
Идейно-эстетические искания в русской поэзии начала XX века
XX века — особый период
в
В русской поэзии серебряного века отчетливо обозначились два направления : реалистическое и модернистское. Каждое из них включает в себя по нескольку поэтических течений. В поэзии реалистической обычно выделяют три основных течения.
Поэзия критического реализма (И. Бунин, Скиталец, А. Лукьянов, А. Черемнов и другие). В их творчестве находит отражение богатый и сложный окружающий мир: природа, быт и бытие человека, настроения человеческой души, любовь, дружба и т. п. Ярким представителем этого течения является Бунин, о котором говорилось выше.
Пролетарская поэзия, судьба которой тесно связана с развитием революционного рабочего движения. Выросшая из недр рабочего класса, она выражала его мировоззрение, воспевала самоотверженную борьбу за победу демократии и идей социализма. Пролетарские поэты писали не только о тяжелом труде и скорбной доле рабочего человека, о его бесправии, но и о его борьбе, выражали уверенность в лучшее будущее. Подобные идеи и мотивы опеделяли пафос творчества многих пролетарских поэтов: Ф. Шкулева («Мы кузнецы, и дух наш молод...»), Леонида Радина («Смело, товарищи, в ногу»), Егора Нечаева («Маяк»), Глеба Кржижановского («Варшавянка», «Беснуйтесь, тираны»), Александра Богданова («Песня пролетариев»), Д. Бедного («Лена», «Лапоть и сапог», «Баталисты»), Алексея Гмырева («Буря»), Павла Арского («Царь испугался...», «Закон дружины») и других.
Эта поэзия была остротенденциозной, во многом публицистической, твердо стояла на позициях революционного искусства, была обращена к борющемуся пролетариату.
Слайд 3Третьим течением в реалистической поэзии была новокрестьянская поэзия. Она представлена группой поэтов,
Третьим течением в реалистической поэзии была новокрестьянская поэзия. Она представлена группой поэтов,
В 1903—1905 гг. крестьянские поэты объединились в литературно-музыкальный кружок имени Сурикова. Кружок издавал альманахи и сборники. Видную роль в нем играли поэты Сергей Дрожжин, Максим Леонов (Горемыка), Деев-Хомяковский и другие. „
В предреволюционное десятилетие в литературу входит новое поколение поэтов из крестьянской среды — Сергей Клычков, Н. Клюев, А. Ширяевец, П. Орешин. В 1916 г. выходит 1 -й сборник стихов молодого поэта С. Есенина. Эта поэтическая молодежь была встречена критикой как посланцы в литературу современной русской деревни, выразители ее поэтического самосознания. Творческие почерки у всех поэтов были разными, но их объединяло чувство любви к родине, родной природе, поэтизация духовного мира и жизни сельского труженика. Это были поэты с новым мироощущением. Если до них в крестьянской поэзии преобладали скорбь и грусть по поводу тяжелой жизни самого многочисленного класса России, то новокрестьянские поэты с гордостью заявляли о своем крестьянском происхождении и старались запечатлеть >лучшие национальные черты русского крестьянства, его труд, быт и верования, богатый склад души.
Начало новокрестьянской поэзии в русской литературе XX века положил Николай Алексеевич Клюев (1884— 1937). Уроженец северной России, выходец из семьи старообрядцев, Клюев с гордостью называл себя потомком неистового Аввакума, поэтому в его стихах не было ни униженности, ни покорности, ни смирения. Первая же книга поэта «Сосен перезвон» (1911) стала заметным явлением в поэзии тех лет. В ней четко- обозначились отличительные черты его творчества — активное использование образов, тем и поэтических приемов песенного устного народного творчества, бунтарские мотивы, связанные с идеей религиозной жертвенности:
Я надену черную рубаху
И вослед за мутным фонарем
По камням двора пойду на плаху
С молчаливо-ласковым лицом.
В своих произведениях Клюев поэтизирует трудолюбие и религиозно-нравственные основы русского крестьянского характера, его «освежительную» силу, обусловленную неразрывной связью крестьянина с природой, со всем окружающим его миром:
Слайд 4Вскормили нас ущелий недра,
Вспоил дождями небосклон,
Мы валуны, седые кедры,
Лесных ключей и
Вспоил дождями небосклон,
Мы валуны, седые кедры,
Лесных ключей и
Подобные мысли звучат и в последующих стихотворных сборниках Клюева «Братские песни» (1912), «Лесные были» (1913), в которых появляется еще один существенный мотив его творчества: поэтизация крестьянского быта. Образ избы является у Клюева не только символом надежности и созидательное™ крестьянской жизни, но и центром его поэтического мира. Вот почему строительство деревенского дома в стихотворении «Избу строят» (1915), уподобляется поэтом акту высокого художественного творения:
Тепел паз, захватисты кокоры,
Крутолоб тесовый шеломок.
Будут рябью писаны подзоры
И лудянкой выпестрен конек.
По стене, как зернь, пойдут зарубки:
Сукрест, лапки, крапица, рядки,
Чтоб избе-молодке в красной шубке
Явь и сон мерещились — легки.
Большое место в поэзии Клюева уделено родной северной природе. Но он не только живописует картины природы. С неистовой аввакумовской страстью он обличает тех, кто рожден с холодным сердцем и равнодушен к красоте окружающего мира:
В хвойный ладан дохнул папироской
И плевком незабудку обжег.
Зарябило слезинками плесо,
Сединою заиндевел мох.
Слайд 5Заломила черемуха руки,
К норке путает след горностай...
Сын железа и каменной скуки
Попирает берестяный
Заломила черемуха руки,
К норке путает след горностай...
Сын железа и каменной скуки
Попирает берестяный
Бездушное отношение к природе, разрыв животворных связей с нею рассматривается Клюевым, как и другими новокрестьянскими поэтами, как основной признак духовного оскудения человека.
Октябрьскую революцию Клюев приветствовал. На первых порах поэт верил, что она приведет Россию к мужицкому раю. Однако дальнейшие события, связанные прежде всего с оскудением крестьянской жизни, заставили его усомниться в этом. Наперекор атеистической пропаганде Клюев в своих стихотворениях и поэмах «Мать-суббота», «Заозерье», «Деревня» не уставал писать о религиозной основе русского бытия, славил дорогую его сердцу деревню с многовековыми привычками, традициями и обычаями, ныне разрушаемыми безжалостной рукой «неистовых революционеров».
Неудивительно, что Клюев был объявлен «кулацким поэтом» и оказался одной из первых жертв репрессий 30-х годов, В 1934 году он был арестован и выслан в Сибирь, а в 1937 году расстрелян в г. Томске.
Такая же участь постигла и другого поэта этой плеяды — Сергея Антоновича Клычкова (1889—1937), для которого тоже характерна широкая опора на фольклор. Многие стихотворения С. Клычкова напоминают произведения календарно-обрядовой поэзии и представляют собой обработку славянских мифов и легенд о Ладе, языческой богине весны и плодородия, а также о сестре ее Купаве (сб. «Кольцо Лады», 1913). Поэтизация сельской природы, труда крестьянина, народных празднеств — наиболее характерная черта поэзии С. Клычкова. В стихотворениях поэта 20—30-х годов появляются драматические мотивы, связанные с процессом раскрестьянивания деревни. С грустью пишет Клычков о том, что
Заря поля окровенила,
И не узнать родимых мест:
Село сгорело, у дороги
Стоят пеньки, и, как убогий,
Ветряк протягивает шест.
Слайд 6Подобные мотивы окрасили многие стихотворения поэта, вошедшие в его последний сборник «В
Подобные мотивы окрасили многие стихотворения поэта, вошедшие в его последний сборник «В
Петр Васильевич Орешин (1887—1938) начинал свой творческий путь в годы 1-й мировой войны, поэтому многие его стихотворения, наряду с изображением быта и труда крестьянина, богатого мира сельской природы (сб. «Зарево», 1918) проникнуты драматическим настроением. В своих произведениях Орешин передает глубину народной трагедии, вызванную событиями войны: '
Тятька вернулся на зорьке
Весело будет в избе.
Будет с усмешкою горькой
Он говорить о себе.
Выставит ногу, обрубок,
Жаркому дню напоказ.
В хате березовой любо
Слушать диковинный сказ.
Будет охотно дивиться
Жутким рассказам народ.
Только жены белолицей
Грусти никто не поймет!
Как и другие крестьянские поэты, П. Орешин был репрессирован и расстрелян в марте 1938 года.Для А. Ширяевца (Александр Васильевич Абрамов, 1881 — 1924), как и для Н. Клюева, был характерен интерес к старине, его влекут к себе «старинных слов узорные ларцы». Ширяевец охотно обрабатывал мотивы народных песен: хороводных, разбойничьих, тюремных (стихотворения «Пал туман», «Ванька-ключник», «Метелица», «Троица» и др.), внося в них характерную для всей своей поэзии любовь к раздолью, воле, удали:
Ой, тесна мне келья темная,
Рвется сердце на простор!
Слайд 7С этой целью поэт обращается к разинской теме, к теме героического прошлого
С этой целью поэт обращается к разинской теме, к теме героического прошлого
Крупнейшим поэтом этой плеяды проявил себя с первыхже шагов своего творческого пути С. А. Есенин. Поэтический горизонт Есенина был неизмеримо большим, чем у названных поэтов. Крестьянская тема в его творчестве сразу же обрела философскую глубину и высоту, превратившись в тему России, национальных судеб русского народа.
Еще более разнородным и в силу этого недостаточно изученным было другое крупное направление — модернизм. Совсем недавно его именовали термином «декаданс», тем самым давая ему резко негативную оценку и ставя между этими понятиями знак равенства. Между тем декаданс и модернизм — явления отнюдь не идентичные. Декаданс — это, с одной стороны, поэтизация пессимизма, отчаяния, душевной усталости, культа смерти, в том числе и насильственной, а с другой — безудержный гедонизм, рафинированная утонченность, эгоизм и эгоцентризм. Позиция авторов подобных произведений — фактическое опровержение всех десяти заповедей христианства, пренебрежение сокровенным замыслом Творца о смысле жизни. Декадентство — не литературное направление и не категория стиля, это определенный взгляд на мир и отношение к человеку, проявляющиеся в содержании художественного произведения.
Модернизм же — направление в искусстве, характеризующееся поисками новых приемов и способов художественного письма, эстетическими устремлениями художников нереалистического типа творчества к обновлению и обогащению изобразительно-выразительных средств или всей художественной системы в целом. В этом его непреходящая ценность и заслуга.
На рубеже XIX и XX столетий в духовной жизни России возникла особая атмосфера, которую с полным правом называют ныне философско-эстетическим Ренессансом. Усилиями русских мыслителей В. Соловьева, П. Флоренского, Н. Бердяева, С. Булгакова, Н. Лосского, С. Франка, Л. Карсавина, П. Сорокина, И. Ильина и др. философская мысль обогатилась многими новыми представлениями и понятиями. В их работах ставятся вопросы духа, религии, человека и космоса, культуры и ее места в обществе и многие другие.
Слайд 8В умах и думах русской интеллигенции происходит возврат к идеализму, к религиозным
В умах и думах русской интеллигенции происходит возврат к идеализму, к религиозным
Эти взгляды своеобразно преломились в теоретических манифестах и творческой практике поэтов-модернистов. Задачу искусства они видели «в наглядном уяснении глубин духа. Искусство должно учить видеть вечное»,— писал, например, А. Белый в статье «Символизм как миропонимание».
Для представителей этого направления была характерна известная отстраненность от социальной жизни и проблематики, индетерминистская концепция человека, скептическое отношение к разуму. Основным критерием признавался внутренний душевный опыт, неуловимые ощущения и мистические прозрения, уход «в миры иные», мечта о них. Стремясь воздействовать не на разум, а почти исключительно на чувства читателя, они придавали форме главенствующее значение. И многие из них достигли в области формотворчества высочайшего мастерства.
Пройдя сквозь искус декадентства, многие из поэтов-модернистов обрели в итоге устойчивое мироощущение, связанное с утверждением красоты и гармонии как абсолютных, универсальных начал жизни. Раздвоение личности, вызванное противоречиями между «я» художника и окружающим миром, душевные метания в поисках идеала сменяются у них стремлением творить во имя блага и красоты, верой в то, что красота может и должна привести к кардинальному преображению человека. «В красоте,— писал В. Соловьев,— мы встречаемся с чем-то, безусловно ценным... что самим существованием своим радует и удовлетворяет нашу душу».
Поэтизация красоты шла в поэтической практике русского модернизма в двух аспектах. Первый из них связан с изображением жизни далеких эпох, древних культур, природы и быта экзотических стран, с опорой на опыт мирового искусства. С наибольшей отчетливостью
Слайд 9эта тенденция проявила себя в творчестве В. Брюсова и Н. Гумилева. Второй
эта тенденция проявила себя в творчестве В. Брюсова и Н. Гумилева. Второй
Модернизм включает в себя три основных течения: символизм, акмеизм и футуризм.
Слайд 10Реалистическое направление в русской поэзии.
1.Поэзия критического реализма.
2.Пролетарская поэзия.
3.Новокрестьянская поэзия.
Реалистическое направление в русской поэзии.
1.Поэзия критического реализма.
2.Пролетарская поэзия.
3.Новокрестьянская поэзия.
Слайд 12Модернизм включает в себя три основных течения: символизм, акмеизм и футуризм.
Модернизм-направление в
Модернизм включает в себя три основных течения: символизм, акмеизм и футуризм.
Модернизм-направление в
Предпосылки возникновения модернизма
Слайд 14Модернизм.
1. Символизм.
2. Акмеизм.
3. Футуризм.
Модернизм.
1. Символизм.
2. Акмеизм.
3. Футуризм.
Слайд 15Модернизм-направление в искусстве, характеризующееся поисками новых приемов и способов художественного письма ,
Модернизм-направление в искусстве, характеризующееся поисками новых приемов и способов художественного письма ,
Слайд 16Символизм.
Основные принципы художественного изображения : мистическое содержание, символичность образов, расширение художественной
Символизм.
Основные принципы художественного изображения : мистическое содержание, символичность образов, расширение художественной
Слайд 17Старшие символисты(декаденты)
1.Основа эстетики- философская мысль о непознаваемости мира и его враждебности человеку.
2.Представители:Д.Мережковский,
Старшие символисты(декаденты)
1.Основа эстетики- философская мысль о непознаваемости мира и его враждебности человеку.
2.Представители:Д.Мережковский,
Слайд 18Творчество Зинаиды Николаевны Гиппиус (1869—1945)
творчество Зинаиды Николаевны Гиппиус (1869—1945), за которой в
Творчество Зинаиды Николаевны Гиппиус (1869—1945)
творчество Зинаиды Николаевны Гиппиус (1869—1945), за которой в
Мы робкие — во власти всех мгновений.
Мы,— гордые,— рабы самих себя
Мы веруем,— стыдясь своих прозрений,
И любим мы,— как будто не любя...
Мы думаем, что новый храм построим
Для новой, нам обещанной земли...
Но каждый дорожит своим покоем
И одиночеством в своей щели.
Слайд 19Здесь в проблематике, в эмоциях ощутима перекличка с Лермонтовым, и прежде всего
Здесь в проблематике, в эмоциях ощутима перекличка с Лермонтовым, и прежде всего
Осуждая современников, 3. Гиппиус обращает свой взор на героический пример отцов. Мысль ее устремляется к духовному опыту декабристов:
Ужель прошло — и нет возврата?
В морозный день, в заветный час,
Они, на площади Сената,
Тогда сошлися в первый раз...
Своею молодой любовью
Их подвиг режуще-остер,
Но был погашен их же кровью
Освободительный костер...
Уже эти два стихотворения — свидетельство того, что поэзия Гиппиус является частью отечественной культуры и средством выражения духовной реальности, в центре которой — Россия.
Лучшие стихотворения поэтессы проникнуты пафосом утверждения моральной ответственности каждого человека за все происходящее в окружающей жизни. К мыслям о любви Гиппиус постоянно возвращается и в своих прозаических произведениях: в романе «Мемуары Мартынова», повести «Перламутровая трость», сборнике рассказов «Небесные слова», герои которых мучаются трагическими сомнениями о возможности полюбить, о раздвоенности духа и тела, которые сольются лишь в ином, сверхчувственном мире. Как и прежде, в ее позднем творчестве немало мистических предчувствий и переживаний. Но при всем том — это лирика мастера, страстно влюбленного в слово, умевшего создавать гармонию стиха.
Слайд 20Младосимволисты.(теурги)
1.Видели путь спасения человечества в приобщении к религии через эстетическую сферу.
2.Представители:А.Белый,А.Блок,Вяч.Иванов,И.Анненский,С.Соловьев,М.Волошин и
Младосимволисты.(теурги)
1.Видели путь спасения человечества в приобщении к религии через эстетическую сферу.
2.Представители:А.Белый,А.Блок,Вяч.Иванов,И.Анненский,С.Соловьев,М.Волошин и
Слайд 21Акмеизм.
1.Выступали за изображение земного, предметного мира.Основной принцип эстетики акмеизма- принцип эстетского любования
Акмеизм.
1.Выступали за изображение земного, предметного мира.Основной принцип эстетики акмеизма- принцип эстетского любования
2.Представители:Н.Гумилев,Б.Садовский,М.Кузьмин,В.Ходасевич,О.Мандельштам,С.Городецкий.А.Ахматова и другие.
Слайд 22Творчество Сергея Городецкого (1884-1967)
под знаком сближения с символизмом, когда он в 1906
Творчество Сергея Городецкого (1884-1967)
под знаком сближения с символизмом, когда он в 1906
Как отмечал еще В. Брюсов, «господствующий пафос «Яри» — переживания первобытного человека, души, еще близкой к стихиям природы»9. Эмоционально приподнятые, декоративно-яркие стихотворения Городецкого о древнеславянских богах Перуне, Яриле, о леших, русалках, водяных были сродни полотнам Н. Рериха и скульптуре раннего С. Коненкова. Яркая индивидуальность тем, богатство словаря, вобравшего в себя и «высокую» лексику, и разговорную речь, и диалектизмы, многообразие ритмического рисунка — все это несомненные достоинства стихотворений поэта,
Городецкий замечает мельчайшие детали в воссоздаваемом им мире: запутавшиеся в волосах героини репьи, «зелену у окна бахрому//Одичавшей от счастья листвы», свежий след на росистой траве и т. п. Он экспериментировал со свободным разноударным стихом, широко использовал корневые аллитерации («и лунный рассыпался лик»), древнерусские грамматические формы: «яри меня», «при-скаче», «очима» и др.
Слайд 23Молодой поэт прекрасно владел ассонансами и аллитерациями, народными частушечными ритмами, магией музыки
Молодой поэт прекрасно владел ассонансами и аллитерациями, народными частушечными ритмами, магией музыки
Звоны-стоны, перезвоны,
Звоны-вздохи, звоны-сны.
Высоки крутые склоны,
Крутосклоны зелены.
Стены выбелены бело:
Мать игуменья велела!
У ворот монастыря
Плачет дочка звонаря:
«Ах ты, поле, моя воля,
Ах, дорога дорога!
Ах, мосток у чиста поля,
Свечка Чиста четверга/»...
Нарядный, мелодичный стих Городецкого задорно соперничал с песнями К. Бальмонта и с «поэзами» И. Северянина.
С 1958 года С. Городецкий каждое лето живет в г. Обнинске, в небольшой бревенчатой избе, напротив известной дачи Кончаловского. Здесь он создает свои последние стихотворения: «Соловушко», посвященное крестьянке с. Доброе Калужской обл. О. И. Маховой, «Растет наш город молодой» — об Обнинске, «Внезапная весна», «Фиалка», «Прощание с избой» и другие, наполненные раздумьями о жизни, о красоте природы, о творчестве. В Обнинске 7 июня 1967 года в возрасте 83 лет С. М. Городецкий скончался. Похоронен в Москве.
Слайд 24Футуризм.
1.Эгофутуристы.
2.Кубофутуристы.
Футуризм.
1.Эгофутуристы.
2.Кубофутуристы.
Слайд 25Эгофутуристы.
1.Теоретические основы- интуиция и эгоизм.
2.Представители:И.Северянин,Г.Иванов,К.Фофанов,С.Петров.
Эгофутуристы.
1.Теоретические основы- интуиция и эгоизм.
2.Представители:И.Северянин,Г.Иванов,К.Фофанов,С.Петров.
Слайд 26Кубофутуристы.
1.Основа течения- предчувствие и ожидание социальных потрясений. Эстетическая декларация- мечта о создании
Кубофутуристы.
1.Основа течения- предчувствие и ожидание социальных потрясений. Эстетическая декларация- мечта о создании
2.Представители:В.Маяковский,Д.Бурлюк,А.Крученых,В.Хлебников и другие.
Слайд 27Творчество Велемира (Виктора Владимировича) Хлебникова (1885-1922).
Его опыты в области стиха, языковое
Творчество Велемира (Виктора Владимировича) Хлебникова (1885-1922).
Его опыты в области стиха, языковое
Хлебников принципиально называл себя не футуристом, а «будетлянином». Этим термином, с его подчеркнуто славянским обликом, он как бы давал понять, что художественное новаторство должно опираться не на отрицание, а, напротив, на творческое развитие национальных традиций, на возрождение древнейших истоков русской культуры.
Поэт-«заумник», постоянно нарушавший в своих произведениях привычные логические и словесные связи, тяготевший к созданию разветвленной цепи неологизмов (например, в стихотворении «Любхо» он образовал от основы глагола «любить» 400 новых слов), В. Хлебников был в то же время и поэтом-мыслителем, для которого свойственны напряженные раздумья о судьбах человека и вселенной. Он мечтал о восстановлении утрачиваемой гармонии человека с природой, призывал учиться высшей мудрости у зверей, птиц и растений. В поэме в прозе «Зверинец» (1909) он полемически утверждает, что «взгляд зверя больше значит,//Чем горы прочтенных книг».
Хлебникова тревожила нарастающая власть техники над человеком, превращающимся в раба технического прогресса. В фантастической поэме «Журавль» (1909) он повествует о том, как происходит «восстание вещей» и над людьми берет власть чудовищный журавль, возникший из огромного подъемного крана. К нему слетаются дома, фабричные трубы, чугунные решетки, мертвецы с кладбищ, и «жизнь уступила власть союзу трупа и вещи». С близким кругом мыслей мы сталкиваемся и в поэмах «Змей поезда» (1910) и «Бунт жаб» (1914). В первой из них жертвой поезда-змеи оказываются пожираемые им люди, а во второй — гибнущие под колесами локомотива жабы и лягушки. Техника выступает в этих произведениях в роли губительной силы, враждебной всему живому.
Не избегая в своем творчестве современных тем и проблем, Хлебников одновременно пристально обращался к прошлому. Современность для него — лишь отрезок в нескончаемом потоке времени, которое в своем движении устремлено и в будущее, и в прошлое. Прием «сдвига» во времени лежит в основе целого ряда фантастических