Слайд 2Содержание
Расположение
История создания
Об архитекторе
Особенности стиля
С точки зрения математики и архитектуры
Слайд 3Цель работы
Расширить общекультурный кругозор посредство знакомства с лучшими образцами произведений архитектуры
Формирование понимания
того, что без обращения к прошлому, трудно понять современный
Показать влияние математики на архитектуру
Слайд 4Расположение
Исаакиевский собор находится в самом сердце Санкт- Петербурга, на Исаакиевской площади.
Это рукотворное творение поражает издалека, с любой точки центра города. Находясь внутри или около собора, невозможно не запомнить его.
Слайд 5История создания
Своим появлением Исаакиевский собор обязан Петру I. Пётр родился 30 мая, в день Исаакия Далматского,
византийского монаха, некогда причисленного к лику святых.
Слайд 6Первая Исаакиевская церковь
Была построена для работников Адмиралтейских верфей.
Для здания церкви Фёдор Апраксин
выбрал чертёжный амбар рядом с Адмиралтейством. Всего за три месяца его перестроили, и в 1707 году новый храм окрестили.
Слайд 7Второй Исаакиевский собор
После окончания Северной войны Пётр I начинает думать
о том, как придать городу столичный блеск. Архитектор Георг Иоганн Маттарнови разрабатывает новый проект Исаакиевского собора удивительно похожий на собор святых апостолов Петра и Павла. Место для храма было выбрано неудачно (близ реки). Постоянные наводнения и пожар окончательно разрушили его.
Слайд 8Проект Антонио Ринальди
Новый Исаакиевский собор, уже в царствование Екатерины II, проектирует
архитектор Антонио Ринальди. Если бы проект воплотился в жизнь, этот храм стал бы лучшим творением итальянца в северной столице. Но императрица умирает, и Ринальди покидает Россию.
Слайд 9Третий Исаакиевский собор
Упростив и исказив замысел Ринальди, Третий Исаакиевский собор достроил
архитектор Винченцо Бренна. Вместо пяти изящных куполов он возвёл лишь один, мраморная облицовка у храма доходила лишь до карниза, выше стены оставались кирпичными. Приземистое, неказистое здание не соответствовало парадному облику центра Петербурга.
Слайд 10Конкурс Александра I
В объявленном конкурсе на строительство четвёртого по счёту храма,
Александр I отверг проекты таких известных архитекторов, как Андрей Воронихин,Василий Стасов, Андреян Захаров, Джакомо Кваренги. Они не смоглди выполнить главное требование императора – сохранить алтарную часть предшествующего храма. Выбор императора был весьма неожидан…
Слайд 11Выбор Александра I
Император утвердил проект нового Исаакиевского собора, представленный французом Огюстом
Монферраном, только что периехавшим в Санкт-Петербург.
Получив заказ на перестройку собора, Монферран решает узнать вкусы царственного заказчика, исполняя 24 великолепные миниатюры будущего собора в разных стилях, в том числе китайском, переплетает их в красивый альбом и преподносит императору.
Этот подарок понравился заказчику и в 1817 году ни кому не известный Монферран становится придворным архитектором.
Первый предоставленнный им проект оказался неудачным, но он принимает участие в новом конкурсе и побеждает!
Слайд 12Огюст Монферран
Огюст Монферран родился 23 января 1786 года в предместье Парижа
Шайо. Его отец был учителем верховой езды, а мать – дочерью итальянского торговца.
Талант Огюста проявился ещё в детстве, когда он поступил в Королевскую школу архитектуры в Париже.
Исаакиевский собор стал первым самостоятельным сооружением Монферрана. До этого он принимал участие в строительстве Парижской церкви Ла Мадлен.
Слайд 13Архитектурный стиль Исаакиевского собора
Исаакиевский собор – последнее в России крупное сооружение
в стиле позднего классицизма. Для зданий такого типа характерны строгость и продуманность форм, богатый декор, многоколонные портики. Портик – это открытая галерея из поддерживающих перекрытие колонн. У Исаакиевского собора их 4, они украшены 48 цельными гранитными колоннами.
Слайд 14С точки зрения математики…
Математика сыграла важную роль в строительстве Исаакиевского собора.
В сооружении прослеживается чёткая симметрия, ось которой можно провести по центру купола.
Подобны колонны и портики собора.
Архитектор использовал правило « золотого сечения », добившись этим столь пропорционального и гармоничного результата.
Слайд 15 Триада Витрувия
Древнеримский архитектор Витрувий ещё в I в. до н.э.
сформулировал три основных требования к архитектурным сооружениям: «Польза, прочность, красота».
Исаакиевский собор полностью подходит по всем 3 критериям, но преобладает конечно же красота. Это- одно из немногих зданий в истории русской архитектуры, где в большом количестве применены полированный гранит, мозаичные и живописные панно, резьба по дереву, позолота, мрамор и т. п. Однако если учесть, что собор был задуман как главный храм Российской империи, призванный своим обликом олицетворять ее богатство и могущество, то все колоссальные затраты человеческого труда и материальных средств можно считать оправданными с точки зрения своего времени.
Слайд 16 Купол
Одной из сложнейших задач, которую блестяще решил Огюст Монферран, стало создание
простого, надёжного и относительно лёгкого (по сравнению с кирпичным) металлического купола.
Купол Исаакиевского собора- три связанные между собой свода: сферический, конический и параболический.
Слайд 17Освящение храма
В церемони освящения и открытия Исаакиевского собора 30 мая 1858 г.
Принимало участие городское духовенство, а также 1200 певчих.