Слайд 2Искусство – это разновидность духовной деятельности людей, вид духовного освоения действительности человеком,

имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты и гармонии.
Слайд 3Понятие «искусство» имеет несколько значений. В широком смысле это совокупность всех разновидностей

художественного творчества – литературы – скульптуры, театра, кино и др. В узком смысле это только изобразительное искусство. Кроме того, искусством называют высшую степень мастерства в какой – либо сфере деятельности.
Поскольку искусство включает в себя отражение всех форм социальной деятельности, сфера его воздействия на жизнь практически безгранична. В связи с этим искусство приобретает социальный характер.
В XIX в. Возникали попытки создания «чистого искусства», «искусства для искусства», которое должно было быть самоценным, анонимным, независимым от общественной жизни, морали, науки и политики.
Слайд 4ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?
Вопрос «что такое искусство?» до сих пор остается предметом споров

между материалистами и идеалистами. Материализм рассматривает искусство как отражение реальной действительности и видит именно в общественной жизни тот объективный источник, который внутренне связывает и обуславливает взаимодействие искусства с политикой, наукой, моралью и т.п. Идеалисты пытаются показать искусство в отрыве от практической деятельности.
Слайд 5ОСНОВА ИСКУССТВА
Искусство – это особая форма общественного сознания. С это точки зрения

можно дать объяснение роли искусства в развитии общечеловеческой культуры. Основой искусства служит художественный образ – чувственное воссоздание действительности на основе субъективной позиции автора. Обладая, по словам Гегеля, способностью «менять нашу точку зрения на предмет», искусство силой творческого воображения преображает мир в представлении , делая это свободно, т.е. по законам красоты.
Слайд 6ВИДЫ ИСКУССТВА
Выделяют три группы видов искусства:
1)Пространственные или пластические искусства – живопись, скульптура,

графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн; они развертывают свои образы в пространстве;
2)Временные или динамические – музыка, литература, т.е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве;
3)Пространственно-временные – танец, актерское искусство, театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое искусство; они обладают динамизмом и часто называются зрелищными искусствами.
Слайд 7ИЗУЧЕНИЕ ИСКУССТВА
Изучением искусства занимается искусствознание — совокупность наук, исследующих социально-эстетическую сущность искусства,

его происхождение и закономерности развития, особенности и содержание видового расчленения искусства, природу художественного творчества, место искусства в социальной и духовной жизни общества. Современное искусствознание исследует искусство в контексте духовной культуры.
Слайд 8ЭСТЕТИКА
Общей теорией искусства выступает эстетика (от греческого aisthetikos — чувствующий) —наука о

сущности и закономерностях творческого освоения действительности по законам красоты. Эстетика представляет теоретическую основу по отношению к частным искусствоведческим наукам.
Слайд 9ИСКУССТВО И МОРАЛЬ
Определенную роль играет взаимосвязь искусства и морали. Искусство и мораль

— это две формы общественного сознания и духовно-практической деятельности человека, тесно связанные и взаимодействующие друг с другом.
В истории искусства существовали два подхода к проблеме взаимоотношения искусства и морали:
1) моралистический, утверждавший единство искусства и морали и подчинение художественного творчества нравственным целям и задачам;
2) имморалистический, построенный на противопоставлении морали и искусства, оправдании аморальных тенденций в искусстве.
Слайд 10ИСКУССТВО И РЕЛИГИЯ
Тесная взаимосвязь существует и между искусством и религией. Для религии

характерна вера в сверхъестественные объекты, почитание их, поклонение им. развитая система культовых действий. В искусстве важно отображение реальной действительности в художественных образах. Тесная взаимосвязь искусства и религии объясняется наличием в них целого ряда общих черт. Искусство и религия выражают ценностное отношение человека к действительности. Они чаше опираются на противоречащие формальной логике представления, на образно-символическое мышление, чем на понятийное. Отсюда — их обращение к чувственно-эмоциональной, не сознательной, стороне психики человека.
Слайд 11Эмоциональное возбуждение, духовное переживание сопровождают и восприятие произведения искусства, и религиозные ритуалы,

только в первом случае они значимы сами по себе, а во втором — осмысливаются как формы общения со сверхъестественным миром. В связи с этим художественные и религиозные элементы были тесно переплетены в структуре древнего мифологического сознания.
Слайд 12ИСКУССТВО И ТЕХНИКА
Многие виды искусства, особенно в настоящее время, требуют определенных технических

средств, совершенствующихся по мере развития общества. Это касается музыки, кино и др.Искусство и техника взаимосвязаны так же, как и материальная и духовная культура общества. С развитием техники меняются образный строй и материальные возможности архитектуры, пластических искусств, музыки и т.д.
Слайд 13 Появившееся в ходе научно-технической революции новые виды и разновидности искусства — фотоискусство,

кино, телевидение, электронная музыка и другие — обогатили и усложнили эмоциональный мир человека. Техническое накопление фактов, их систематизация и обработка с помощью компьютерных технологий, возможность репродуцирования множества произведений искусства полиграфически, в звуко- и видеозаписях активно воздействуют на структуру и развитие художественной культуры в целом, повышают критерии социально-эстетической значимости репродуцируемых произведений искусства, эстетических идеалов и вкуса народа.