Слайд 2 Термин ´´керамика´´ происходит от греческого слова ´´керамос´´, что означает — глина.
Керамическими называют изделия,

изготовленные из глины с различными добавками и обожённые до каменного состояния.
С древнейших времён вплоть до наших дней керамические изделия занимают одно из ведущих мест в декоративно-прикладном искусстве всех народов мира.
Слайд 3 Технологическая схема производства керамической плитки включает следующие основные фазы:
Приготовление шликера;
Формовка изделия;

Сушка;
Приготовление глазури и глазуровка (эмалировка);
Обжиг.
Сырьё для керамических масс подразделяется на пластичное (глины и каолины) и непластичное. Добавки шамота и кварца уменьшают усадку изделий и вероятность растрескивания на стадии формования. В качестве стеклообразователей используют свинцовый сурик, буру.
Слайд 4Приготовление шликера идёт в три фазы:
Первая фаза: помол полевого шпата и песка

(помол ведётся от 10 до 12 часов);
В первую фазу добавляется глина;
Во вторую фазу добавляется каолин. Готовый шликер сливается в ёмкости и выдерживается.
Транспортировка из сырьевого склада производится при помощи погрузчика в приёмные бункера. Откуда по конвейеру отправляется либо в шаровую мельницу (для помола), либо в турборастворители (для роспуска глины и каолина)
Слайд 6 Гончарное ремесло известно с незапамятных времён. Глина была повсеместно распространённым подручным материалом,

богатые пластические и художественные возможности которого привлекали человека ещё в древнейшие времена. Глина очень легко поддается обработке, из неё можно вылепить что угодно.
Слайд 7В зависимости от строения различают тонкую керамику (черепок стекловидный или мелкозернистый) и

грубую (черепок крупнозернистый). Основные виды тонкой керамики — фарфор, полуфарфор, фаянс, майолика. Основной вид грубой керамики — гончарная керамика.
Слайд 8Фарфоровая ваза из коллекции китайского фарфора эпохи династии Цин (XVII—XIX век) в

Кунсткамере (Санкт-Петербург).
Слайд 12Египетская богиня Tawaret из фаянса

Слайд 19КЕРАМИЧЕСКАЯ УРНА - образец гончарного искусства майя.
Работа на ножном гончарном круге.

Изображение на керамической плитке.
Слайд 20В строительстве широко применяется цемент — один из видов керамики, сырьем для которого

служат глина и известняк, смешанный с водой.
Слайд 21История отечественной керамической плитки
На Руси керамическая плитка появилась в IX веке с

приходом христианства. В языческий период в качестве строительных материалов преимущественно использовались камень и древесина.
Слайд 22 Но во времена христианизации на территории страны появляются первые ремесленники, производящие плитку

по греческой технологии.
Слайд 23Этой плиткой украшались строившиеся в ту пору христианские храмы и царские дворцы.

Красивая высокопористая плитка, рецепт которой киевским мастерам подарили греческие плиточники, была выполнена в светлых и ярких тонах.
Слайд 25 Наивысшей степени развития удаётся достичь изразцовому творчеству. Сохранившиеся до наших дней образцы

изразцов периода XVII–XVIII веков и сейчас очень высоко ценятся. Производились они для облицовки печей и других отделочных работ.
Слайд 26Нередка была и иконная роспись плит. Мастера, производившие плитку, перед её изготовлением

обязательно выдерживали строгий пост. Производство керамической плитки было настолько же ритуальным, насколько и роспись икон или производство других предметов культа.