Слайд 2Мировоззренческая основа классицизма
Французский философ Рене Декарт (1596 – 1650) заложил основы рационалистической
философии, ставящей выше всего разум (ratio). Самое известное высказывание Декарта («Cogito, ergo sum» - «Я мыслю, следовательно, я существую») надо понимать так, что сознающее себя мышление есть главное доказательство истинного бытия человека.
Слайд 3Мировоззренческая основа классицизма
Английский философ-эмпирик Джон Локк (1632 – 1704) был уверен, что
сознательным воздействием на разум и душу человека можно добиться от него чего угодно: человек в его представлении был некой tabula rasa – чистой доской, на которой образование и воспитание пишут свои письмена.
Слайд 4Политическая основа классицизма
В XVII веке во Франции утвердилась абсолютная монархия – такая
политическая система, при которой устанавливалась четкая иерархия ценностей. Главной ценностью было государство, воплощением которого был король (Людовик XIV, король-солнце, так и заявил: «Государство – это я»). Человек ценился в зависимости от того, какую пользу он приносит государству и лично королю. Появилось сознание долга перед государством и отечеством.
Слайд 5Социальная лестница XVII века
Король
Вельможи
Дворяне
Священники
Торговцы
Ремесленники и крестьяне
Слайд 6Литературная основа классицизма
Идеи классицизма возникают как продолжение и в то же время
во многом отрицание идей Возрождения:
Формальное и содержательное подражание древним.
Ориентация на «Поэтику» Аристотеля (IV век до н.э.) как на обязательную норму.
Рациональный подход к искусству.
Эти идеи появляются в Италии еще в XVI веке, но окончательно утверждаются во Франции в XVII.
Слайд 7Классицизм противопоставлял себя иррациональному барокко
Слайд 8Французские классицисты
Пьер Корнель (1606 – 1684) – один из создателей театра классицизма.
Самое известное произведение Корнеля – трагедия «Сид» – несмотря на нарушение некоторых правил классицистической поэтики, основано на важнейшем для классицизма конфликте долга и страсти.
Слайд 9Французские классицисты
Жан Расин (1639 – 1699) – драматург, творчество которого представляет собой
вершину французского классицистического театра. Основной темой трагедий Расина «Андромаха», «Береника», «Федра» и других становятся слепые человеческие страсти, неминуемо ведущие героев к гибели.
Слайд 10Французские классицисты
Жан Батист Поклен (1622 – 1673), взявший себе псевдоним Мольер, –
создатель классицистической комедии, по профессии – актер и директор театра. Хотя творчество Мольера значительно переросло рамки эпохи классицизма, но его комедии («Тартюф, или обманщик», «Скупой», «Мещанин во дворянстве» и другие) могут быть образцами жанров как фарсовой, так и высокой комедии.
Слайд 11Французские классицисты
Никола Буало-Депрео (1636 – 1711) – поэт, критик и теоретик классицизма.
В трактате в стихах «Поэтическое искусство» Буало сформулировал главные требования классицизма: выше всего должен быть поставлен bon sens, разум, которому должны подчиниться фантазия и чувство; как по форме, так и по содержанию поэзия должна быть общепонятна, но легкость и доступность не должны переходить в пошлость и вульгарность, стиль должен быть изящен, высок, но прост и свободен от вычурности и трескучих выражений.
Слайд 12Французские классицисты
Франсуа Ларошфуко (1613 – 1680) родился в семье вельможи и в
середине XVII века, когда становящаяся абсолютистская монархия подминала под себя непокорную аристократию, оказался в самой гуще политической борьбы.
В 1662 г. он опубликовал «Мемуары», а в 1665 г. - «Максимы». Неизменный успех «Максим» объясняется афористической четкостью мышления автора, рассматривающего человека с классицистической точки зрения «здравого рассудка».
Слайд 13Французские классицисты
Жан Лабрюйер (1645 – 1696) – писатель-моралист. Подражая ученику Аристотеля Теофрасту,
создал книгу «Характеры, или нравы нынешнего века». Лабрюйер выказывал острое осознание несправедливости такого общественного порядка, когда сиятельный двор и разбогатевшие буржуа не желают замечать народных бедствий, погрязая в роскоши и довольстве. Мысли и наблюдения классициста Лабрюйера открывали дорогу идеологии Просвещения.
Слайд 14Французские классицисты
Жан Лафонтен (1621 – 1695) – знаменитый баснописец. Значение Лафонтена для
истории литературы заключается в том, что он создал новый жанр, заимствуя внешнюю фабулу у древних авторов (в первую очередь у Эзопа и Федра).
Лафонтен менее всего моралист и, во всяком случае, мораль его не возвышенная, а практическая; он учит трезвому взгляду на жизнь, уменью пользоваться обстоятельствами и людьми.
Слайд 15Иерархия жанров в литературе классицизма
К четкой иерархии жанров добавлялись еще некоторые требования:
1.
Ясный слог, отсутствие вычурных темных метафор.
2. Композиционная четкость; произведения, даже лирические стихотворения строятся по определенному плану.
3. Назидательный пафос, близость поэзии и риторики.
Слайд 16Классицизм в драматургии
Драматургам, как и другим писателям, предъявлялись обязательные нормы:
1.Правило трех единств.
2.Неизменность
характеров героев, выделение в героях преимущественно одной ведущей черты, на выявление которой играет все действие.
3.Выделение в качестве главного - конфликта долга и страсти.