Культура эллинизма

Содержание

Слайд 2

В этом греческом зале происходят удивительные истории: порой, статуи «оживают» и ведут

В этом греческом зале происходят удивительные истории: порой, статуи «оживают» и ведут беседы.
беседы.

Слайд 3

Определи:
кто эти собеседники,
в каком веке они жили?

?

?

Интересно, о чем они

Определи: кто эти собеседники, в каком веке они жили? ? ? Интересно, о чем они говорят?
говорят?

Слайд 4

V в. до н. э.

IV в. до н. э.

В мое время греческая

V в. до н. э. IV в. до н. э. В мое
культура достигла высшего расцвета! Недаром ее называют «классической»!

Самой блистательной была культура эпохи, последовавшей за моими завоеваниями. Греческую культуру наследовали покоренные народы!

А что думаешь об этом споре ты?

культура классической
Греции

культура эллинизма

Слайд 5

культура классической
Греции

культура эллинизма

V в. до н. э.

IV в. до н. э.

Ты

культура классической Греции культура эллинизма V в. до н. э. IV в.
можешь согласиться
с Периклом.

Ты можешь согласиться с Александром.

У тебя может сложиться иное мнение.

Слайд 6

Архитектура
эллинизма

Архитектура эллинизма

Слайд 7

Мавзолей -
величественная
гробница.

?

Парфенон
Афины

Мавзолей
в г. Галикарнас
Персия. IV в. до н. э.

Галикарнасский
мавзолей

Сравним

Мавзолей - величественная гробница. ? Парфенон Афины Мавзолей в г. Галикарнас Персия.
мавзолей с храмом классической Греции!
Ты узнал его?

Слайд 8

V в. до н.э.

IV в. до н. э.

Парфенон. V в. до н.

V в. до н.э. IV в. до н. э. Парфенон. V в.
э.

Мавзолей

На колеснице царь Мавсол
с женой

План сравнения зданий:
основание здания
его основная часть
завершение сооружения
его украшения

Слайд 9

Парфенон

Мавзолей

Прямоугольное основание зданий
Колонны по всему периметру здания
Здания украшены скульптурой

Парфенон Мавзолей Прямоугольное основание зданий Колонны по всему периметру здания Здания украшены
Мавзолей – гробница
Здание имеет несколько ярусов, устремлено вверх
Завершено ступенчатой пирамидой
Нет фронтона

Общие черты

Отличия Мавзолея от Парфенона

Слайд 10

Мавзолей в Галикарнасе

Храм Мардука
Вавилон

Семь чудес света

Парфенон
Афины

Греческая архитектура

Архитектура Востока

+

Архитектура эллинизма

А люди
оценили
этот
памятник!

Мавзолей в Галикарнасе Храм Мардука Вавилон Семь чудес света Парфенон Афины Греческая

Слайд 11

Семь чудес света

Фаросский маяк

На основе данных источников
расскажи о Фаросском маяке.
Какие еще сведения

Семь чудес света Фаросский маяк На основе данных источников расскажи о Фаросском
о маяке ты бы хотел получить?

Башню на Фаросе, грекам спасенье, Сострат,
Зодчий из Книда, воздвиг…
И высоко, рассекая эфир, поднимается башня,
Всюду за множество верст видная путнику днем,
Ночью же издали видят плывущие морем все время
Свет от большого огня в самом верху маяка...
Греческий поэт Посидип

Фаросский
маяк

Слайд 12

Семь чудес света

Фаросский маяк

Как различались по архитектурной форме эти две постройки?
Какой разный

Семь чудес света Фаросский маяк Как различались по архитектурной форме эти две
смысл вкладывали люди в представление «о чудесах света», восхищаясь храмом Артемиды в Эфесе и Фаросским маяком?

Семь чудес света

Храм Артемиды в Эфесе

Храм Артемиды восхищал
величием и красотой убранства!

Маяк поражал современников техническими изобретениями!

Слайд 13

Пергамский акрополь и алтарь Зевса II века до н. э.

Алтарь

Пергамский акрополь и алтарь Зевса II века до н. э. Алтарь –
– место для
жертвоприношений.

Пергамский
алтарь

Памятники архитектуры эллинизма огромны по своим размерам, разнообразны по планировке.

Слайд 14

Алтарь Зевса в Пергаме
II в. до н. э.

Храм Ники в Акрополе

Алтарь Зевса в Пергаме II в. до н. э. Храм Ники в
V в. до н. э.

Наши здания были изящны и соразмерны по величине
человеку!

Величие зданий – это величие построивших его людей и его страны!

Слайд 15

Храм Зевса в Афинах
VI в. до н. э. – II в.

Храм Зевса в Афинах VI в. до н. э. – II в.
н. э.

Что нового появилось
в убранстве колонн?

Колонны Парфенона и храма Ники в афинском Акрополе

Почему такое убранство более соответствовало чертам новой архитектуры?

Коринфский стиль

В период эллинизма отказываются от строгого классического стиля, это архитектура нарядных, пышных украшений, свойственных Востоку.

Слайд 16

Классическая архитектура

Классическая архитектура

Эллинистическая архитектура
Кто прав в этом споре?
Архитекторы какого периода тебе больше

Классическая архитектура Классическая архитектура Эллинистическая архитектура Кто прав в этом споре? Архитекторы
нравятся?

Слайд 17

Скульптура
эллинизма

Скульптура эллинизма

Слайд 18

Скульптура архитектурных
сооружений

Фриз Пергамского алтаря Битва с титанами. II в. до н.

Скульптура архитектурных сооружений Фриз Пергамского алтаря Битва с титанами. II в. до
э.

…эти то грозные, живые, мертвые, торжествующие, гибнущие фигуры, эти извивы чешуйчатых змеиных колец, эти красивейшие человеческие тела во всех положениях, смелых до невероятности, стройных до музыки,— все эти разнообразнейшие выражения лиц, это торжество злобы, и отчаяние, и веселость, божественность, и божественная жестокость — это мир, целый мир, перед откровеньем которого невольный холод восторга и страстного благоговения пробегает по всем жилам...
И.С. Тургенев

Слайд 19

Сравни два фриза. Что общего, в чем их различия?

Фриз Пергамского алтаря Битва

Сравни два фриза. Что общего, в чем их различия? Фриз Пергамского алтаря
с титанами. II в. до н. э.

Слайд 20

Как ты представляешь себе отсутствующие части фигуры Ники? Попробуй воссоздать образ богини.

Ника

Как ты представляешь себе отсутствующие части фигуры Ники? Попробуй воссоздать образ богини.
Самофракийская
III–II в. до н. э.

Что хотели выразить своими произведениями скульпторы? Опиши скульптуры.

Ника

Слайд 21


Не пишут душу, коль прекрасно тело, Душа сама светится изнутри.

Не пишут душу, коль прекрасно тело, Душа сама светится изнутри. И чтоб
И чтоб представить Ники взгляд Победный, не нужно даже видеть головы:
Хитона складки обвивают бедра, Уверен шаг, орлиный – крыльев взлет... Она – как символ своего народа, Вся суть – в крови, что в эллинах течет!
Та кровь в ногах ее, в плечах играет И полнит тело (словно амфору вином), Собой восторг победы воплощает,
Взмахнув своим божественным крылом.
Лика. Израиль.

Почему эту несохранившуюся скульптуру считают шедевром мирового искусства?

Слайд 22

Что общего в тематике этих скульптур?
В чем различие в мыслях о человеке

Что общего в тематике этих скульптур? В чем различие в мыслях о человеке этих авторов? Демосфен
этих авторов?

Демосфен

Слайд 23

Объясни, в чем проявилось мастерство скульптора в создании многофигурных скульптур? Какие

Объясни, в чем проявилось мастерство скульптора в создании многофигурных скульптур? Какие идеи
идеи и чувства они выражали?

Скульпторы Агесандр, Полидор,
Афинадор. Лаокоон. I в. до н. э.

Лаокоон

Слайд 24

Скульптор Харес, ученик Лисиппа
Бог солнца Гелиос
«Колосс Родосский»
Реконструкция

Семь чудес света

Колосс
Родосский

Зевс

Скульптор Харес, ученик Лисиппа Бог солнца Гелиос «Колосс Родосский» Реконструкция Семь чудес
Олимпийский

Фараон
Рамзес

Почему рядом с Колоссом даны эти два изображения?

Слайд 25

Лаокоон с сыновьями
Скульптор Агесандр и др. 40 г. до

Лаокоон с сыновьями Скульптор Агесандр и др. 40 г. до н. э.
н. э.

Аполлон Бельведерский
Скульптор Леохар
IV в. до н. э.
Римская копия

Ника Самофракийская
III–II в. до н. э.

Афродита
Милосская
Скульптор
Агесандр
II в. до н. э.

Статуя
Демосфена
Скульптор
Полиевкт
I в. до н. э.

Колосс Родосский
Скульптор Харес

Если бы тебе предложили в списке семи чудес света заменить Колосс Родосский другой эллинистической скульптурой, что бы ты выбрал?

Слайд 26

культура классической
Греции

культура эллинизма

V в. до н. э.

IV в. до н. э.

В

культура классической Греции культура эллинизма V в. до н. э. IV в.
мое время греческая культура достигла высшего расцвета! Недаром ее называют «классической»!

Самой блистательной была культура эпохи, последовавшей за моими завоеваниями. Греческую культуру наследовали покоренные народы!

Что думаешь об этом споре ты?

Слайд 27

Эллинистическая культура

развивалась на основе классического наследия Древней Греции
вобрала в себя традиции

Эллинистическая культура развивалась на основе классического наследия Древней Греции вобрала в себя
архитектуры и скульптуры эллинов, а также достижения других народов, вошедших в державу Александра Македонского
в это время были созданы многочисленные памятники культуры, поражавшие размерами, многообразием архитектурных форм и видов скульптур
Но это было «пышное» увядание культуры Древней Эллады, которая основывалась на прославлении Человека.

Слайд 28

Можно ли считать, что в эллинистический период Аттика перестала играть роль центра

Можно ли считать, что в эллинистический период Аттика перестала играть роль центра
греческой культуры?

Какие из семи чудес света не указаны на карте?

Слайд 29

Семь чудес света

Конец

Семь чудес света Конец

Слайд 30

Галикарнасский мавзолей

В городе Галикарнас (Малая Азия) в 350 г. до н. э.

Галикарнасский мавзолей В городе Галикарнас (Малая Азия) в 350 г. до н.
по велению царя Мавсола была построена величественная гробница – памятник могуществу царя. Завершала строительство гробницы уже после смерти жена царя Артемисия.
Авторами гробницы принято считать архитекторов Пифия и Сатира и скульпторов Бриаксиса, Леохара, Скопаса, Праксителя.
Архитектура гробницы сочетает греческие и восточные мотивы: состоит из пирамиды и ионического храма. В массивном каменном основании – усыпальнице хранился в золотых урнах пепел царственной четы. Это помещение сторожил ряд каменных львов. Над основанием возвышался храм, окруженный ионическими колоннами и статуями. Вершину здания –
ступенчатую пирамиду на высоте 43 метров над землей венчало скульптурное изображение колесницы, запряженной лошадьми. На ней стояли статуи царя и царицы.
Храм казался столь прекрасным, что его отнесли к одному из семи чудес света. С тех пор грандиозные усыпальницы людей стали называть мавзолеями. Спустя восемнадцать столетий землетрясение разрушило мавзолей до основания. Был создан трактат о мавзолее, но он не дошел до нас.

Галикарнасский мавзолей
IV в. до н. э.
Рисунок-реконструкция

Семь чудес света

Слайд 31

Фаросский маяк

Фаросский маяк
Архитектор Сострат Книдский
III век до н. э.
Рисунок-реконструкция

Семь чудес

Фаросский маяк Фаросский маяк Архитектор Сострат Книдский III век до н. э.
света

Фаросский маяк был создан в III веке до н. э. архитектором Состратом Книдским. Он свое творение «посвятил богам-спасителям ради мореходов». Днем путь кораблям указывал столб дыма на вершине сооружения. Ночью на маяке загорался огонь. Для его поддержания были устроены подъемные механизмы. Система металлических зеркал усиливала свет маяка и позволяла вести наблюдения за пространством моря.
Четыре грани нижнего этажа строго смотрели на север, восток, запад и юг. Восемь граней второго яруса были ориентированы по направлению восьми главных ветров. Путешественники, видевшие маяк, писали о хитроумно устроенных статуях: одна из них всегда указывала рукой на солнце на всем его пути и опускала руку вниз, когда оно заходило, другая отбивала каждый час днем и ночью, по третьей можно было узнать направление ветра.
Завершал маяк поддерживаемый колоннами купол с семиметровой статуей Посейдона.

Слайд 32

Большой алтарь Зевса в Пергаме

Прославленным образцом эллинистической архитектуры и скульптуры является

Большой алтарь Зевса в Пергаме Прославленным образцом эллинистической архитектуры и скульптуры является
алтарь, построенный в честь верховного греческого
бога Зевса в 180 г. до н. э. на акрополе в Пергаме. В классический период алтари, как правило, были достаточно скромными по своим размерам. Пергамский алтарь поражает своими размерами и пышным убранством.
Внизу алтарь был богато украшен скульптурным рельефом на мифологические сюжеты, его длина составляла 120 м.
Необычное для классического памятника расположение рельефа не над колоннадой, а под нею давало возможность человеку рассмотреть скульптуру, глубже ощутить те трагические мысли и чувства, которые передавали создатели алтаря.

Большой алтарь
Зевса в Пергаме
II век до н. э.
Реконструкция
Берлин
Современная
фотография

Слайд 33

Ника Самофракийская

Скульптура была найдена на Самофракийском острове во Фракийском море (отсюда ее

Ника Самофракийская Скульптура была найдена на Самофракийском острове во Фракийском море (отсюда
название).
Сохранились монеты с изображением Ники. По ним установили, что изваяние богини помещалось на постаменте, уподобленном носу военного корабля. В правой руке Ники была зажата труба, звуками которой она возвещала победу.
Порывистость стремительного широкого шага Ники
передает радостное чувство победы. Могучие тяжелые крылья, распахнутые за ее спиной, будто держат огромную статую в воздухе, создавая почти реальное ощущение полета.
Мастер дает почувствовать дующий навстречу Нике шквальный морской ветер, сильные порывы которого волнуют складки одежды богини и заставляют вихриться край ее плаща.
Статуя Ники Самофракийской – признанный шедевр мировой художественной культуры.
Попытка восстановить недостающие части скульптуры закончилась неудачей.

Ника Самофракийская. III–II в. до н. э.

Слайд 34

Афродита Милосская
Скульптура Афродиты (Венеры) создана ваятелем Агесандром (Александром), творившим во II

Афродита Милосская Скульптура Афродиты (Венеры) создана ваятелем Агесандром (Александром), творившим во II
в. до н. э. в Малой Азии. Статуя найдена на острове Милос (в Эгейском море) в XIX веке, откуда и пошло ее название. Искусствовед Л. Любимов отмечает, что в этой статуе нет ничего оригинального, чего бы уже не создавали скульпторы предшествующих эпох. Но при этом «в ней все так стройно и гармонично… царственно величаво, так чист весь ее облик... что резец ваятеля самой великой эпохи греческого искусства не мог бы высечь ничего более совершенного!»
Не только физическая природа человека прекрасна, утверждает мастер Афродиты Милосской, но и его духовное совершенство.

Афродита Милосская
Скульптор Агесандр
II в. до н. э.

Слайд 35

Лаокоон с сыновьями
Скульптурная группа Лаокоона с сыновьями была найдена в XVI

Лаокоон с сыновьями Скульптурная группа Лаокоона с сыновьями была найдена в XVI
в. Некогда она украшала дворец императора Тита. Теперь хранится в музее Ватикана .
Ее авторы – родосские скульпторы Агесандр, Афинодор, Полидор около 40 г. до н. э. создали свое творение на легендарный сюжет.
Во время осады Трои жрец Лаокоон предупреждал своих сограждан о хитрости ахейцев, собиравшихся ввести в город троянского коня. За это он навлек гнев Афины, пославшей на него и сыновей огромных ядовитых змей.
Мастерство скульпторов проявилось в создании многофигурной композиции, в таком расположении скульптур, когда с любой точки обзора они просматриваются, производя сильное впечатление.
Лаокоон погибает в мучительной безнадежной борьбе, один из его сыновей, еще живой, борется, снимая с ноги кольца змей.
Другой, полузадушенный, теряет последние силы. Змеи соединяют цельную трехчастную группу: как канатами, скульптор змеями связывает воедино статуи борющихся.
Эта работа вобрала в себя характерные черты искусства скульптуры: передачу трагических моментов жизни, сильных эмоций, сложных движений.

Лаокоон с сыновьями
Скульпторы Агесандр, Полидор, Афинодор
40 г. до н. э.

Слайд 36

Аполлон Бельведерский

Аполлон Бельведерский
Скульптор Леохар
IV в. до н. э.
Римская копия

Эта копия статуи

Аполлон Бельведерский Аполлон Бельведерский Скульптор Леохар IV в. до н. э. Римская
Леохара хранилась в Бельведере Ватикана. Отсюда и произошло ее название. Хранитель античной коллекции в Ватикане ученый Винкельман писал об этом произведении: «Статуя Аполлона – есть высший идеал искусства между всеми произведениями, сохранившимися нам от древности». Современные искусствоведы, которые шире и глубже изучают античность, не столь высоко оценивают художественное значение этой скульптуры. Они считают, что она только «отсвет великого искусства Греции». При всей внешней привлекательности образа Аполлона в этом произведении нет глубины передачи образа, свойственной подлинно великим произведениям эллинов.

Слайд 37

Легенды о Колоссе

Вокруг лежавшего на земле после землетрясения Колосса возникли легенды. В

Легенды о Колоссе Вокруг лежавшего на земле после землетрясения Колосса возникли легенды.
рассказах тех, кто его видел, он представлялся гораздо большим, чем был на самом деле. В I в. н. э. Плиний Старший, римский ученый, увидев статую, написал, что лишь немногие люди могли обхватить руками большой палец Колосса. Римляне писали, что он стоял у входа в гавань и был так огромен, что между его ног проходили корабли.
Однако современные ученые опровергают эту легенду. Они считают, что Колосс все-таки был гораздо меньше ширины гавани Родоса. Статуя стояла в центре города и смотрела на гавань и море.
Бог Солнца пролежал на берегу бухты тысячу лет. Но в 977 г. арабский наместник продал Колосс какому-то купцу. Тот разрезал Колосса на части, и 900 верблюдов увезли бронзовые листы на переплавку.

Колосс Родосский
Одна из версий-
реконструкций.

Слайд 38

Демосфен

Автор скульптурного портрета общественного деятеля и оратора Демосфена – Полиевкт. В этой

Демосфен Автор скульптурного портрета общественного деятеля и оратора Демосфена – Полиевкт. В
его работе ярко проявляется растущий интерес скульпторов к внутреннему миру человека, к правдивой передаче натуры, а не идеальных образов людей.
При этом скульптор стремится к изображению не общего духовного состояния, а конкретного переживания своего героя. Мастер представил Демосфена не в момент торжества, а после того, как оратор изведал горечь поражения.
Скульптор воплотил печаль и горькое чувство упрека в выражении лица, в жестах рук.

Статуя Демосфена
Скульптор Полиевкт
I в. до н. э.

Имя файла: Культура-эллинизма.pptx
Количество просмотров: 141
Количество скачиваний: 0