Презентация на тему Культура первой половины XX века: расцвет или деградация

Содержание

Слайд 2

Цели урока:

Объективно представить творчество деятелей культуры этого времени.
Определить, являлись ли новые

Цели урока: Объективно представить творчество деятелей культуры этого времени. Определить, являлись ли
явления в культуре свидетельством её расцвета или упадка.

Слайд 3

План урока:

Индустриальное общество первой половины XX века.
Модернизм.
Авангардное искусство.
Развитие массовой культуры.

План урока: Индустриальное общество первой половины XX века. Модернизм. Авангардное искусство. Развитие массовой культуры.

Слайд 4

Индустриальное общество в начале XX века.
Цель :
выявить те события и

Индустриальное общество в начале XX века. Цель : выявить те события и
явления, которые оказали решающее влияние на развитие культуры европейских стран в первой половине XX века.

Слайд 5

В начале XX века утвердилась семерка ведущих капиталистических стран.
В этих странах

В начале XX века утвердилась семерка ведущих капиталистических стран. В этих странах
произошла вторая промышленная революция. Начался век электричества, автомобиля, телефона, радио.

Англия

Франция

Германия

Россия

США

Италия

Япония

Слайд 6

КАКИЕ ФАКТОРЫ ОКАЗАЛИ РЕШАЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX

КАКИЕ ФАКТОРЫ ОКАЗАЛИ РЕШАЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА ?
ВЕКА ?

Слайд 7

Урбанизация.
1880 год – в Европе 8 городов с населением около 1,5 млн.

Урбанизация. 1880 год – в Европе 8 городов с населением около 1,5
человек.
1914 год – в Европе 29 городов с населением свыше 10 млн. человек.
Нью-Йорк

Слайд 8

Разница быта.


Человек, веками привязанный к труду на земле, генетически предрасположенный

Разница быта. Человек, веками привязанный к труду на земле, генетически предрасположенный к
к размеренной сельской жизни, с ее постоянством, неизменностью, монотонностью, вдруг оказывается в условиях суетливого города. Здесь до тебя никому нет никакого дела, где жизнь бурлит, где ежедневно перемещаются тонны товаров, денег, людей, а изменения в жизни происходят быстрее, чем крестьянин может мыслить.

Слайд 9

Маргинализация.

Очень скоро оказывается, что
надежды на богатую жизнь не
оправдываются –

Маргинализация. Очень скоро оказывается, что надежды на богатую жизнь не оправдываются –
из сельской
бедности человек переезжает в
городскую нищету. В городе у
него нет своего дома, нет
единого сообщества
односельчан, помощи ждать неоткуда.
В сознании рушатся идеалы призвания.

Слайд 10

Миграция.
К миграции приводят все те процессы, о которых говорилось выше – рост

Миграция. К миграции приводят все те процессы, о которых говорилось выше –
городов, расстройство привязанностей.
Перемещение больших масс сельских жителей в крупные города порождало серьезные социальные проблемы, т.к. немногие могли приспособиться к новым условиям жизни.
Рост нищеты в крупных городах был присущ всем индустриальным обществам
и создавал угрозу
социальных потрясений.

Слайд 11

Социальные потрясения.
Мир в начале XX века поистине бурлил – перемещение товаров, капиталов,

Социальные потрясения. Мир в начале XX века поистине бурлил – перемещение товаров,
людей приобретало общемировой характер, начала складываться мировая экономика.
Борьба за сферы влияния, вылившаяся в локальные и мировые войны, революции поставили под сомнение сам факт человеческого существования.
Утрата « коллективной идентичности», национальности, потеря себя и одновременно неустроенность быта, жизни приводили к тому, что люди теряли устойчивые нравственные убеждения и становились на путь преступлений.

Слайд 12

Научно – технический прогресс.
Особенность XX века – скорость, глубина, революционность перемен

Научно – технический прогресс. Особенность XX века – скорость, глубина, революционность перемен
и их всемирный масштаб. Прежде всего, это относит к условиям жизни людей, которые воздействуют и изменяют изменение создание масс, формируют позицию того, что мир можно создать искусственно. Это приводит к обострению социальных проблем, массовому участию людей в политике и отрыву от семейных и патриотических ценностей, концентрации внимания человека на условиях быта.

Слайд 13

Выводы:

На развитие культуры первой половины XX века оказали особое влияние:
Урбанизация.
Миграция.
Разница быта. Расстройство

Выводы: На развитие культуры первой половины XX века оказали особое влияние: Урбанизация.
привязанностей.
Социальные потрясения.
Научно – технический прогресс.
Под влиянием этих факторов начался пересмотр прежних взглядов на мироздание, нравственных ценностей.

Слайд 14

Направления в искусстве в первой половине XX в.:

Направления в искусстве в первой половине XX в.:

Слайд 15

МодернизМ

МодернизМ

Слайд 16

Модернизм:

это общее обозначение всех авангардистских направлений в искусстве первой половины XX в.;
претендовал

Модернизм: это общее обозначение всех авангардистских направлений в искусстве первой половины XX
на роль единственно истинного «искусства современности» или «искусства будущего»;
является ранним этапом в развитии авангардного искусства.

Слайд 17

Течения в модернизме:

Символизм.
Импрессионизм.
Постимпрессионизм.
Фовизм.
Экспрессионизм.
Абстрактный экспрессионизм.
Сюрреализм.

Течения в модернизме: Символизм. Импрессионизм. Постимпрессионизм. Фовизм. Экспрессионизм. Абстрактный экспрессионизм. Сюрреализм.

Слайд 18

Символизм ( от фр. Symbolisme – знак) – одно из крупнейших направлений

Символизм ( от фр. Symbolisme – знак) – одно из крупнейших направлений
в искусстве конца XIX-начала XX вв.

Время возникновения: 1870-1880-е гг.
Место возникновения: Франция.
Особенности:
- многозначность образов,
- игра метафор и ассоциаций,
- таинственность,
- мистичность.
Получил развитие в литературе, музыке, живописи, театральном искусстве.

Слайд 19

Яркие представители:

В литературе:
Ш.Бодлер (Франция)
М.Метерлинк(Бельгия)
В.Брюсов (Россия)
А.Блок (Россия)
В музыке:
А.Скрябин (Россия)

В живописи:
О. Бердслей (Англия) .
М.Чюрлёнис

Яркие представители: В литературе: Ш.Бодлер (Франция) М.Метерлинк(Бельгия) В.Брюсов (Россия) А.Блок (Россия) В
(Литва)
М.Врубель (Россия)
О.Редон (Франция)
В драматургии:
В.Мейерхольд
(Россия,СССР)

Слайд 20

Одилон Редон

Французский художник – символист.
Годы жизни:
1840 -1916 .
Особенности творчества:
-

Одилон Редон Французский художник – символист. Годы жизни: 1840 -1916 . Особенности
творчество делится на «чёрный»и «цветной» периоды;
- тесное переплетение с импрессионизмом и сюрреализмом;
- мистичность и даже жутковатость.

Слайд 21

О. Редон О.Редон «Ворон» «Глаз как шар»

О. Редон О.Редон «Ворон» «Глаз как шар»

Слайд 22

О.Редон О.Редон «Человек-кактус» «Игрок»

О.Редон О.Редон «Человек-кактус» «Игрок»

Слайд 23

Михаил Александрович Врубель

Русский художник – символист, график, скульптор, декоратор, иллюстратор.
Годы жизни:

Михаил Александрович Врубель Русский художник – символист, график, скульптор, декоратор, иллюстратор. Годы
1856-1910.
Особенности творчества:
- мистичность;
- загадочность;
-таинственность.

Слайд 24

М.Врубель
«Девочка на фоне персидского ковра».
(1886)

М.Врубель «Девочка на фоне персидского ковра». (1886)

Слайд 25

М.Врубель. «Демон сидящий» «Демон поверженный»

М.Врубель. «Демон сидящий» «Демон поверженный»

Слайд 26

Русская тема в творчестве М.Врубеля. «Царевна-лебедь» «Богатырь»

Русская тема в творчестве М.Врубеля. «Царевна-лебедь» «Богатырь»

Слайд 27

Александр Скрябин (1872 – 1915)

Созданный им в 1894-1895 годах цикл из 12-ти этюдов

Александр Скрябин (1872 – 1915) Созданный им в 1894-1895 годах цикл из
представляет замечательнейшие образцы этой формы в мировой фортепианной литературе. Последний этюд (ре-диез минор), именуемый иногда "патетическим", - одно из самых вдохновенных мужественно-трагедийных произведений раннего Скрябина.

Слайд 28

Импрессионизм (от фр. impression- «впечатление») – направление в искусстве.

Время возникновения: вторая половина

Импрессионизм (от фр. impression- «впечатление») – направление в искусстве. Время возникновения: вторая
XIX в.
Место возникновения: Франция.
Наиболее развит в живописи.
Особенности:
- отражение реального мира в движении;
- многоцветие.

Слайд 29

Яркие представители.

В живописи:
К.Моне (Франция)
Э.Мане (Франция)
О.Ренуар (Франция)
Э.Дега (Франция)

В музыке:

Яркие представители. В живописи: К.Моне (Франция) Э.Мане (Франция) О.Ренуар (Франция) Э.Дега (Франция)
К.Дебюсси (Франция)
М.Равель (Франция)

Слайд 30

Эдгар Дега «Голубые танцовщицы».

Эдгар Дега «Голубые танцовщицы».

Слайд 31

Фовизм (от фр.fauve«дикий») – направление во французской живописи

Время возникновения:
конец XIXв.

Фовизм (от фр.fauve«дикий») – направление во французской живописи Время возникновения: конец XIXв.
– начало XXв.
Особенности:
- эмоциональность ,
- высокая художественная выразительность,
- интенсивность цвета,
- отказ от светотени,
- простые очертания.

Слайд 32

Анри Матисс – яркий представитель фовизма.

Франция.
Годы жизни:
1869 – 1954.
Художник, скульптор, аниматор.

Анри Матисс – яркий представитель фовизма. Франция. Годы жизни: 1869 – 1954. Художник, скульптор, аниматор.

Слайд 33

Анри Матисс
«Красные рыбки»
(1911)
С помощью
каких приемов,
присущих фовизму,
художник
выразил

Анри Матисс «Красные рыбки» (1911) С помощью каких приемов, присущих фовизму, художник выразил протест против реальности?
протест
против
реальности?

Слайд 34

Экспрессионизм (от лат.expressio «выражение») – течение в европейском искусстве.

Время возникновения: 1910-1920-е гг.
Место

Экспрессионизм (от лат.expressio «выражение») – течение в европейском искусстве. Время возникновения: 1910-1920-е
возникновения: Германия.
Особенности:
- выражение эмоционального состояния,
- броскость и гротескность,
- анархия, бунтарство.
Представители:
- Отто Дикс (Германия)
- Эрнст Барлах (Германия)
- Эмиль Нольде (Германия)

Слайд 35

Эмиль Нольде (1867-1956)

Примером бунтарства и броскости служит картина «Танцующие со свечами»

Эмиль Нольде (1867-1956) Примером бунтарства и броскости служит картина «Танцующие со свечами»

Слайд 36

Антивоенная направленность в творчестве Отто Дикса «Раненный солдат» «Газовая атака»

Антивоенная направленность в творчестве Отто Дикса «Раненный солдат» «Газовая атака»

Слайд 37

Абстрактный экспрессионизм – движение художников, рисующих быстро и на больших полотнах.

Время возникновения:

Абстрактный экспрессионизм – движение художников, рисующих быстро и на больших полотнах. Время
1910-1920-е гг.
Место возникновения: Европа, США.
Особенности:
- негеометричные штрихи большими кистями;
- дрипплинг (выдавливание красок на холст, капли красок);
- спонтанность;
- импровизация.

Слайд 38

Джексон Поллок (США, 1912-1956) – яркий представитель абстрактного экспрессионизма
«Алхимия»

Дж.Поллок творит.

Джексон Поллок (США, 1912-1956) – яркий представитель абстрактного экспрессионизма «Алхимия» Дж.Поллок творит.

Слайд 39

Сюрреализм(от фр. Surrealisme- «сверхреализм») – течение в искусстве XX века, провозгласившее источником

Сюрреализм(от фр. Surrealisme- «сверхреализм») – течение в искусстве XX века, провозгласившее источником
искусства сферу подсознания.

Время возникновения: начало 1920-х гг.
Место возникновения: Франция.
Особенности:
- парадоксальное сочетание форм,
- самоценность зрелищности явлений,
- алогизм композиций,
- контрастное сочетание обыденного и чудесного.

Слайд 40

Яркие представители.

В литературе:
А.Бретон (Франция)
Б.Поплавский (Россия)
В кинематографе:
Л.Бунюэль (Франция)
Ж Кокто (Франция)
Ян Шванкмайер (Чехия)

В живописи:
С.Дали

Яркие представители. В литературе: А.Бретон (Франция) Б.Поплавский (Россия) В кинематографе: Л.Бунюэль (Франция)
(Испания)
М.Эрнст(Германия)
Р.Магритт (Бельгия)
М.Шагал (Россия)
Фотография:
Ф.Халсман (Латвия, Германия)

Слайд 41

Рене Магритт.
Годы жизни:
1898 – 1967.
Особенности творчества:
- невозмутимость стиля,
- предметы

Рене Магритт. Годы жизни: 1898 – 1967. Особенности творчества: - невозмутимость стиля,
не теряют своей предметности,
- его творчество – это борьба с обманчивой самоочевидностью.

Слайд 42

Р.Магритт «Это не трубка»(1930г. Цикл «Вероломство образов»).

Р.Магритт «Это не трубка»(1930г. Цикл «Вероломство образов»).

Слайд 43

Давайте поиграем!!!

Ребус от Рене Магритта.

Давайте поиграем!!! Ребус от Рене Магритта.

Слайд 44

Сальвадор Дали – ярчайший представитель сюрреалистического искусства.
Испания, Франция.
Годы жизни: 1904 – 1989.

Сальвадор Дали – ярчайший представитель сюрреалистического искусства. Испания, Франция. Годы жизни: 1904 – 1989.

Слайд 45

С.Дали «Сон». 1937г.

С.Дали «Сон». 1937г.

Слайд 46

Выводы:

Модернизм – это попытка уйти от реального мира.
Апогей отказа от реальности наступит

Выводы: Модернизм – это попытка уйти от реального мира. Апогей отказа от
во второй половине XXв. в форме театра абсурда.

Слайд 47

авангардное

искусство

авангардное искусство

Слайд 48

Авангард

(Avant-garde, «передовой отряд»)-общее название течений в европейском искусстве , возникшее на рубеже

Авангард (Avant-garde, «передовой отряд»)-общее название течений в европейском искусстве , возникшее на
XIX – XX веков, выраженное в полемическо-боевой форме.
Его временные рамки : 1870-1938 годы.

Слайд 49

Течения в авангарде.

Кубизм.
Дадаизм.
Примитивизм.
Футуризм.
Супрематизм.
Конструктивизм.

Течения в авангарде. Кубизм. Дадаизм. Примитивизм. Футуризм. Супрематизм. Конструктивизм.

Слайд 50

Кубизм.

- от франц. Cube – «куб».
Время возникновения : начало XX века. Особенности

Кубизм. - от франц. Cube – «куб». Время возникновения : начало XX
:
мир выражается в виде геометрических знаков, конструкций ;
характерен искаженный облик реальных предметов и явлений;
разложение сложных форм на простые.
Более всего проявился в живописи.

Слайд 51

Яркие представители:

П.Пикассо Ж.Брак
(Испания) (Франция)
Ф.Леже Х.Грис
(Франция) (Испания)

Яркие представители: П.Пикассо Ж.Брак (Испания) (Франция) Ф.Леже Х.Грис (Франция) (Испания)

Слайд 52

Пабло Пикассо.

1881-1973
Испания.
Художник, скульптор, график, керамист, дизайнер.
Основатель

Пабло Пикассо. 1881-1973 Испания. Художник, скульптор, график, керамист, дизайнер. Основатель кубизма.
кубизма.

Слайд 53

П.Пикассо «Герника».1937г.

Поводом к созданию картины стало событие
апреля 1937 г. ,

П.Пикассо «Герника».1937г. Поводом к созданию картины стало событие апреля 1937 г. ,
когда немецкая и итальянская
авиация бомбила и разрушила небольшой городок басков Герника.

Слайд 54

Под влиянием событий, свидетелем которых он был, Пикассо становится гуманистом.

П.Пикассо «Голубь мира».

Под влиянием событий, свидетелем которых он был, Пикассо становится гуманистом. П.Пикассо «Голубь мира». 1950г.
1950г.

Слайд 55

Дадаизм.

от франц. Dada- «бессвязный лепет новорожденного»
Время возникновения: 1916 г. (Первая мировая война)

Дадаизм. от франц. Dada- «бессвязный лепет новорожденного» Время возникновения: 1916 г. (Первая
Особенности:
- иррациональность.
- отрицание признанных канонов в искусстве.
- цинизм.
- бессистемность.
- разрушение эстетики.
В 20-ые годы слился с сюрреализмом.

Слайд 56


Яркие представители
М.Дюшан (Франция ,США)
М.Эрнст (Германия,Франция)
Т.Тцара (Румыния,Франция)

Яркие представители М.Дюшан (Франция ,США) М.Эрнст (Германия,Франция) Т.Тцара (Румыния,Франция)

Слайд 57

Тристан Тцара. (1896-1963)

Румыния,
Франция.
Поэт.
Основатель дадаизма.

Тристан Тцара. (1896-1963) Румыния, Франция. Поэт. Основатель дадаизма.

Слайд 58

Песенка дада.

эта песня дадаиста
сердцем истого дада
стук в моторе не беда
ведь мотор и

Песенка дада. эта песня дадаиста сердцем истого дада стук в моторе не
он дада
граф тяжёлый автономный
ехал в лифте невредим
он мизинец свой огромный
оторвал и выслал в рим
лифт за это вот беда

сердцем больше не дада
вода нужна всегда
прополощи мозги
дада
дада
отдай долги
Какие признаки,
характерные для
дадаизма, можно
увидеть в этой
песенке?

Слайд 59

Примитивизм – наивное искусство

Время возникновения.
1)XIX в.
2)Время Первой Мировой войны.
Особенности:

Примитивизм – наивное искусство Время возникновения. 1)XIX в. 2)Время Первой Мировой войны.
Упрощение изображения.
Проявился в живописи.

Слайд 60

Яркие представители.

Анри Руссо (Франция, 1844-1910)
Эмили Карр (Канада, 1871-1945)
Н.С. Гончарова (Россия, 1881-1962)

Яркие представители. Анри Руссо (Франция, 1844-1910) Эмили Карр (Канада, 1871-1945) Н.С. Гончарова (Россия, 1881-1962)

Слайд 61

Наталья Сергеевна Гончарова

1881-1962гг.
Родилась в деревне Нагаево Тульской губернии.


Наталья Сергеевна Гончарова 1881-1962гг. Родилась в деревне Нагаево Тульской губернии.

Слайд 62

Н.С.Гончарова «Московская зима». 1910-1911гг.

Н.С.Гончарова «Московская зима». 1910-1911гг.

Слайд 63

Супрематизм.

от лат. Supremus- «наивысший», разновидность абстракционизма.
Время возникновения – 1910е годы.
Особенности:
-комбинация разноцветных

Супрематизм. от лат. Supremus- «наивысший», разновидность абстракционизма. Время возникновения – 1910е годы.
плоскостей из простейших геометрических фигур.
- уравновешенная ассиметрия.
- доминирование цвета над изобразительным смыслом.

Слайд 64

«Атлеты». «Утро после
дождя».

«Атлеты». «Утро после дождя».

Слайд 65

К.Малевич. «Черный квадрат»-вершина абстракционизма (1915)

К.Малевич. «Черный квадрат»-вершина абстракционизма (1915)

Слайд 66

К. Малевич.

«Красный квадрат»

«Белый квадрат»

К. Малевич. «Красный квадрат» «Белый квадрат»

Слайд 67

Конструктивизм.

русский, советский, авангардистский стиль в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии, декоративно-прикладном искусстве.
Время возникновения

Конструктивизм. русский, советский, авангардистский стиль в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии, декоративно-прикладном искусстве.
– 1)1910е годы.
2)1920-1930е годы.
Особенности: -строгость.
-геометризм.
-лаконичность.
-монолитность.

Слайд 68

Конструктивизм в живописи.

А.М.Ган (1893-1942)
«Блюдо Конструктивизм»

Конструктивизм в живописи. А.М.Ган (1893-1942) «Блюдо Конструктивизм»

Слайд 69

Конструктивизм в литературе.

Осип Максимович Брик (1888 – 1945) –
идеолог

Конструктивизм в литературе. Осип Максимович Брик (1888 – 1945) – идеолог русского
русского конструктивизма,
литературовед, драматург, критик,
сценарист.
Печатался в журнале «Леф», был редактором, вместе с В.Маяковским,
журналов «Леф» и
«Новый леф»

Слайд 70

Конструктивизм в архитектуре.

Братья Веснины.
Проект дворца труда в Москве.
(1923)

Конструктивизм в архитектуре. Братья Веснины. Проект дворца труда в Москве. (1923)

Слайд 71

Конструктивизм в фотографии.

Рауль Хаусман.
Коллаж.

Густав Клауцис.
«Аксонометрическая живопись».

Конструктивизм в фотографии. Рауль Хаусман. Коллаж. Густав Клауцис. «Аксонометрическая живопись».

Слайд 72

Выводы:

Авангардное искусство по своей форме становится ещё более абстрактным.
По содержанию ещё более

Выводы: Авангардное искусство по своей форме становится ещё более абстрактным. По содержанию
непонятным зрителю.
Искусство становится элитарным.

Слайд 73

Общие выводы:

Искусство не просто отражает реальность, но и создаёт её через воздействие

Общие выводы: Искусство не просто отражает реальность, но и создаёт её через
на сознание людей.
Искусство всегда исторично и отражает процессы, происходящие вокруг.
Все виды и формы искусства связаны между собой, как по форме, так и по содержанию.
В течении первой половины XXв. художественное искусство становится элитарным, т.е. не рассчитанным на широкие массы.

Слайд 74

«Массовая культура»

«Массовая культура»

Слайд 75

Что такое массовая культура?

Это такой тип культуры, который адресован самым широким слоям

Что такое массовая культура? Это такой тип культуры, который адресован самым широким
населения.
Само понятие «массовая культура» появилось во второй половине XXв., но как явление зародилась на рубеже XIX – XXвв.

Слайд 76

Факторы, способствующие возникновению массовой культуры:

Развитие техники.
Всеобщее школьное образование.
Рост доходов населения.
Высокая концентрация людей

Факторы, способствующие возникновению массовой культуры: Развитие техники. Всеобщее школьное образование. Рост доходов
в городах.
Освобождение времени.

Слайд 77

США – страна, где наиболее развита массовая культура.

Голливуд – символ всевластия массовой

США – страна, где наиболее развита массовая культура. Голливуд – символ всевластия
культуры
Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры изначально носило коммерческий характер.

Слайд 80

КИНО.
1895г. – изобретение кинематографа.
1930-н гг. – появление звукового кино.
1935 г. – в

КИНО. 1895г. – изобретение кинематографа. 1930-н гг. – появление звукового кино. 1935
США снят первый цветной фильм.
1939 г. – появление первой «мыльной оперы» и кинорекламы.

Слайд 81

РАДИО.

1898г. – появился первый магнитофон («телеграфон»).
1899г. – изобретено радио.
1920-е гг. – радио

РАДИО. 1898г. – появился первый магнитофон («телеграфон»). 1899г. – изобретено радио. 1920-е
вошло в обиход широких слоёв населения.
1928г. – изобретена техника звукозаписи на ферромагнитную ленту.
1950г. – начало коммерческого применения магнитной плёнки.

Слайд 82

ЛИТЕРАТУРА.

Комикс (от англ. Comic – «смешной») – серия рисунков с краткими

ЛИТЕРАТУРА. Комикс (от англ. Comic – «смешной») – серия рисунков с краткими
текстами, образующими связное повествование.
Появились в конце XIXв. В газетах США.
К середине XXв. стал одним из самых популярных жанров массовой культуры.

Слайд 83

ПОП – МУЗЫКА.

Для неё характерны:
тиражирование средствами массовой информации;
коммерческий характер;
шаблонность музыкально – поэтического

ПОП – МУЗЫКА. Для неё характерны: тиражирование средствами массовой информации; коммерческий характер;
языка;
развлекательный характер.
Имя файла: Презентация-на-тему-Культура-первой-половины-XX-века:-расцвет-или-деградация-.pptx
Количество просмотров: 187
Количество скачиваний: 0