Культура России первой половины XIХ в

Содержание

Слайд 2

Основные тенденции развития культуры
в первой половине XIX в.

Усиление социально-политической роли культуры.
2. Общая

Основные тенденции развития культуры в первой половине XIX в. Усиление социально-политической роли
демократизация культуры и расширение сферы художественного творчества.
3. Одновременное развитие двух взаимосвязанных и в то же время противоречивых тенденций в культуре.

Слайд 3

«Золотой век» русской культуры

Победа в Отечественной войне 1812 г.

«Вторая волна» западного влияния

«Золотой век» русской культуры Победа в Отечественной войне 1812 г. «Вторая волна»
после Заграничного похода 1813 г.

Начало промышленного переворота (1830-1850-е годы)

«Брожение умов»

Движение декабристов

Подъем национального самосознания

Регламентация всех областей культуры со стороны государства

Усиление агитационно-пропагандистской функции культуры

Слайд 4

Образование

1802 г.
Министерство
образования

приходские училища – для детей «низших состояний»

уездные училища – для детей

Образование 1802 г. Министерство образования приходские училища – для детей «низших состояний»
горожан

гимназии – для дворянских детей

Дети крепостных могли учиться
только в церковноприходских школах

С 1817 г.
Министерство
духовных дел и
народного просвещения

Устав учебных заведений 1828 г.

Слайд 5

Новые высшие учебные заведения России:
Дерптский университет
Виленский университет
Казанский университет
Харьковский университет
Главный педагогический институт Петербурга

Новые высшие учебные заведения России: Дерптский университет Виленский университет Казанский университет Харьковский
(с 1819 г. - университет)
Царскосельский (Александровский) лицей
Демидовский лицей в Ярославле
Ришельевский лицей в Одессе
Лицей – привилегированное учебное заведение, сопоставимое по уровню подготовки с университетами

Слайд 6

Литература

Классицизм (нач. XIX в.)
(идея служения государю и Отечеству)

Г.Р. Державин

Сентиментализм (нач. XIX в.)
(чувства,

Литература Классицизм (нач. XIX в.) (идея служения государю и Отечеству) Г.Р. Державин
переживания человека)

Н.М. Карамзин

Романтизм (I четв. XIX в.)
(противопоставление романтического,
идеального образа реальности,
самобытность русской истории)

В.А. Жуковский
А.А. Бестужев-Марлинский
М.Н. Загоскин

Реализм (II четв. XIX в.)
(изображение реальной жизни)

А.С. Пушкин
М.Ю. Лермонтов
Н.В. Гоголь

Слайд 7

Наука

Н.И. Лобачевский
Неевклидова геометрия
(1826)

Б.С. Якоби
Первый электродвигатель
(1834)

Н.Н. Зинин
А.М. Бутлеров
Химия красителей

В.Я. Струве
Пулковская обсерватория
(1839)

Н.И. Пирогов
Военно-полевая хирургия
(Крымская

Наука Н.И. Лобачевский Неевклидова геометрия (1826) Б.С. Якоби Первый электродвигатель (1834) Н.Н.
война)

И.Ф. Крузенштерн
Ю.Ф. Лисянский
Кругосветное путешествие
(1803)

Ф.Ф. Беллинсгаузен
М.П. Лазарев
Открытие Антарктиды
(1820)

Н.М. Карамзин
«История государства Российского»
(1816-1829)

Слайд 9

До начала XIX столетия флот Российской империи был привязан к внутренним, прибрежным

До начала XIX столетия флот Российской империи был привязан к внутренним, прибрежным
акваториям, таким, как Балтийское, Белое и Чёрное море, и все фрегаты, барки и шхуны плавали без большого удаления от берега.

И лишь со вступлением на престол Александра I и приходом к власти команды его молодых друзей-реформаторов, Россия начинает смотреть в сторону океана, замышляя кругосветное плавание. Это было важно и для научно-исследовательских целей, и для престижа государства, как океанской державы, не уступающей Англии и Франции

Слайд 11

В первой половине XIX в. – русские корабли вышли в Мировой океан

1803

В первой половине XIX в. – русские корабли вышли в Мировой океан
– 1806 гг.- первая кругосветная экспедиция Ивана Крузенштерна
и Юрия Лисянского на кораблях «Надежда» и «Нева».

Слайд 12

Ива́н Фёдорович Крузенште́рн (при рождении Адам Иоганн фон Крузенштерн)
(1770 — 1846) — российский мореплаватель,

Ива́н Фёдорович Крузенште́рн (при рождении Адам Иоганн фон Крузенштерн) (1770 — 1846) — российский мореплаватель, адмирал.
адмирал.

Слайд 14

Второе кругосветное плавание 1819—1821. Возглавил Фадей Фадеевич Беллинсгаузен

В 1819—1821 был начальником кругосветной

Второе кругосветное плавание 1819—1821. Возглавил Фадей Фадеевич Беллинсгаузен В 1819—1821 был начальником
антарктической экспедиции, отправленной в южнополярные моря. Она состояла из шлюпов «Восток» и «Мирный».

Выйдя 4 июня 1819 из Кронштадта, экспедиция прибыла 2 ноября в Рио-де-Жанейро. Оттуда Беллинсгаузен сперва направился прямо на юг. В 1820 экспедиция открыла Антарктиду.

В марте 1820 шлюпы разделились и пошли в Австралию (порт Джексон, ныне Сидней) по пространству Индийского и Южного океанов (55° шир. и 9° долг.), ещё никем до того не посещённым. Из Австралии экспедиция отправилась в Тихий океан, открыла несколько островов и атоллов.

Поход экспедиции Беллинсгаузена по справедливости считается одним из самых важных и трудных, когда-либо совершенных. Знаменитый Кук в 70-х годах XVIII века первый достиг южнополярных морей и, встретив в нескольких местах сплошной лёд, объявил, что далее его невозможно проникнуть на юг. Ему поверили, и 45 лет не было южнополярных экспедиций.
Беллингсгаузен доказал неверность этого мнения и сделал чрезвычайно много для исследования южнополярных стран посреди постоянных трудов и опасностей, на двух небольших парусных судах, не приспособленных для плавания во льдах.

Именем Беллинсгаузена названы:
Море Беллинсгаузена в Тихом океане,
мыс на Сахалине
остров в архипелаге Туамоту,
острова Фаддея и залив Фаддея в море Лаптевых,
ледник Беллинсгаузена,
лунный кратер
научная полярная станция Беллинсгаузен в Антарктиде.

Слайд 16

Естественно – математические науки.

Н. Лобачевский (1792 – 1856).
Создал неевклидову геометрию. Известный

Естественно – математические науки. Н. Лобачевский (1792 – 1856). Создал неевклидову геометрию.
английский математик Уильям Клиффорд назвал Лобачевского «Коперником геометрии». Лобачевский в течение 40 лет преподавал в Казанском университете, в том числе 19 лет руководил им в должности ректора; его активность и умелое руководство вывели университет в число передовых российских учебных заведений.

Слайд 17

М. Остроградский (1801 – 1862).
Став знаменитостью мирового класса, Остроградский развернул в Петербурге

М. Остроградский (1801 – 1862). Став знаменитостью мирового класса, Остроградский развернул в
большую педагогическую и общественную деятельность. Он стал профессором Николаевских инженерных Академии и училища, Морского кадетского корпуса, Института инженеров путей сообщения, Главного педагогического института, Главного артиллерийского училища и других учебных заведений. Много лет он работал в качестве главного наблюдателя за преподаванием математики в военных школах.

Слайд 18

В.В. Петров (1761 – 1834).
Нашёл новую форму перехода энергии постоянного тока в

В.В. Петров (1761 – 1834). Нашёл новую форму перехода энергии постоянного тока
тепловую и световую энергию. В 102 г. открыл электрическую дугу., которая стала применяться в металлургии при освещении.

Слайд 19

Б. С. Якоби (1801 – 1874).
Сконструировал первую модель электродвигателя. Мировую славу

Б. С. Якоби (1801 – 1874). Сконструировал первую модель электродвигателя. Мировую славу
ему принесло изобретение гальванопластики.
1839- изобрёл первое телеграфное устройство, действовавшее на подземной линии Петербург – Царское село.

Слайд 20

1839 – основана Пулковская обсерватория. (Николаевская Пулковская). Главное направление – составление каталога

1839 – основана Пулковская обсерватория. (Николаевская Пулковская). Главное направление – составление каталога
координат звёзд).

Струве Борис Яковлевич (1793 – 1864). Создатель школы русских астрономов. В области звёздной астрономии Струве открыл реальное сгущение звёзд к центральным частям Галактики и обосновал вывод о существовании и величине межзвёздного поглощения света. Много времени уделял Струве изучению двойных звёзд.

Слайд 21

Павел Петрович Аносов (1799 – 1851).
В 1831 г. положил начало изучению

Павел Петрович Аносов (1799 – 1851). В 1831 г. положил начало изучению
структуры стали. Первым применил микроскоп в изучении металла.

Слайд 22

Живопись Классицизм

К.П. Брюллов
(1799-1852)
Взаимодействие
романтизма и
классицизма

А.А. Иванов
(1806-1858)
Евангельская
тема

Явление Христа народу

Последний день Помпеи

Живопись Классицизм К.П. Брюллов (1799-1852) Взаимодействие романтизма и классицизма А.А. Иванов (1806-1858)

Слайд 24

Всадница

Портрет графини О. И. Орловой-Давыдовой с дочерью Наталией.

Всадница Портрет графини О. И. Орловой-Давыдовой с дочерью Наталией.

Слайд 26

Портрет Гоголя

 Голова Иоанна Крестителя. Этюд к картине «Явление Христа народу»

Портрет Гоголя Голова Иоанна Крестителя. Этюд к картине «Явление Христа народу»

Слайд 27

Бытовой жанр

А.Г. Венецианов
(1780-1847)
Повседневная
жизнь крестьян,
красота родной
природы

На пашне. Весна

Бытовой жанр А.Г. Венецианов (1780-1847) Повседневная жизнь крестьян, красота родной природы На пашне. Весна

Слайд 28

Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов (1780 —1847)— русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни,

Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов (1780 —1847)— русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской
педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы.

Слайд 29

Захарка

Портрет дочери художника

Захарка Портрет дочери художника

Слайд 30

Крестьянские дети в поле

Крестьянка за вышивкой

Крестьянские дети в поле Крестьянка за вышивкой

Слайд 31

Романтизм

О.А. Кипренский
(1782-1836)
Романтические
портреты

В.А. Тропинин
(1776-1857)
Романтические
портреты в сочетании
с жанровостью

Кружевница

А.С. Пушкин

Романтизм О.А. Кипренский (1782-1836) Романтические портреты В.А. Тропинин (1776-1857) Романтические портреты в

Слайд 32

Орест Адамович Кипренский

Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке

Орест Адамович Кипренский Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке

Слайд 33

Портрет А.С. Пушкина

Портрет Авдотьи Ивановны Молчановой с дочерью Елизаветой.

Портрет А.С. Пушкина Портрет Авдотьи Ивановны Молчановой с дочерью Елизаветой.

Слайд 34

Критический реализм

П.А. Федотов
(1815-1852)
Склонность к сатире,
смешение
трагического и
комического

Сватовство майора

Критический реализм П.А. Федотов (1815-1852) Склонность к сатире, смешение трагического и комического Сватовство майора

Слайд 35

Морской пейзаж

И.К. Айвазовский
(1817-1900)
Маринист

Девятый вал

Морской пейзаж И.К. Айвазовский (1817-1900) Маринист Девятый вал

Слайд 36

Среди волн

Среди волн

Слайд 37

Девятый Вал

Девятый Вал

Слайд 38

А.С. Пушкин на берегу чёрного моря

Неаполитанский залив

А.С. Пушкин на берегу чёрного моря Неаполитанский залив

Слайд 39

Скульптура

И.П. Мартос
(1754-1835)
Памятник
Минину и Пожарскому
на Красной площади
(1804-1818)

П.К. Клодт
(1805-1867)
Конные группы
на Аничковом мосту
в Петербурге
(1833-1850)

Классицизм

Романтизм

Скульптура И.П. Мартос (1754-1835) Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (1804-1818)

Слайд 40

«Укротители коней» Пётр Карлович Клодт (1805-1867)

«Укротители коней» Пётр Карлович Клодт (1805-1867)

Слайд 41

Пётр Клодт – памятник Николаю Первому на Исаакиевской площади.

Пётр Клодт – памятник Николаю Первому на Исаакиевской площади.

Слайд 42

Театр

Петровский театр
в Москве

1824 г.

Большой театр

Малый театр

Александринский театр в Петербурге

опера, балет

драма, демократизм

официоз

Драматургия (реализм)
А.С.

Театр Петровский театр в Москве 1824 г. Большой театр Малый театр Александринский
Грибоедов, Н.В. Гоголь, А.Н. Островский

П.С. Мочалов
актер Малого театра
(романтизм)

М.С. Щепкин
актер Малого театра
(реализм)

Слайд 43

Значительным явлением культурной жизни России первой половины XIX в. стал театр. Популярность

Значительным явлением культурной жизни России первой половины XIX в. стал театр. Популярность
театрального искусства росла. Крепостной театр сменялся "вольным" - государственным и частным. Государственные театры появились в столичных городах еще в XVIII в. В частности, в Петербурге в начале XIX в. их было несколько - дворцовый театр в Эрмитаже, Большой и Малый театры. В 1827 г. в столице открылся цирк, где ставились не только цирковые представления, но и драматические спектакли. В 1832 г. в Петербурге по проекту К.И.Росси было построено здание драматического театра, оборудованного по последнему слову театральной техники.

Карл Иванович Росси

Слайд 44

Музыка

М.И. Глинка
(1804-1857)

Алябьев
Варламов
Бортнянский
Даргомыжский

Формирование
национальной
музыкальной
школы

Лучшее:
«Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» (М.И. Глинка)
«Русалка», «Каменный гость» (А.С.

Музыка М.И. Глинка (1804-1857) Алябьев Варламов Бортнянский Даргомыжский Формирование национальной музыкальной школы
Даргомыжский)

Слайд 45

Первая половина XIX в. стала временем формирования в России национальной музыкальной школы.

Первая половина XIX в. стала временем формирования в России национальной музыкальной школы.
В этот же период создается русская национальная опера. Огромный вклад в развитие музыкального искусства внесло творчество 
Михаила Ивановича Глинки.

Слайд 46

Архитектура

Ампир – поздний классицизм
(массивные монументальные формы,
строгие линии и украшения, военные эмблемы)

А.Д. Захаров

Здание

Архитектура Ампир – поздний классицизм (массивные монументальные формы, строгие линии и украшения,
Адмиралтейства (Петербург)

А.Н. Воронихин

Казанский собор (Петербург)

К.И. Росси

Ансамбль Дворцовой площади,
Александринский театр,
Михайловский дворец (Петербург)

О.И. Бове

Большой и Малый театры,
Триумфальные ворота, Александровский
сад (Москва)

Русско-византийский
стиль (с 1830-х гг.)

К.А. Тон
Храм Христа Спасителя
Большой Кремлевский дворец
Оружейная палата

Слайд 47

Петербургский классицизм – это архитектура не отдельных знаний, а целых ансамблей.

Архитектор Андриян

Петербургский классицизм – это архитектура не отдельных знаний, а целых ансамблей. Архитектор
Дмитриевич Захаров
(1761-1811).
Архитектор подчеркнул центральную башню. Адмиралтейство венчает вверх золочёная игла с корабликом.

Слайд 48

Карло ди Джованни (Карл Иванович) Росси

Главное внимание по-прежнему уделялось строительству в Петербурге.

Карло ди Джованни (Карл Иванович) Росси Главное внимание по-прежнему уделялось строительству в
Именно в этот период складывается традиционный для него классический облик. В стиле зрелого классицизма в городе создается ряд монументальных ансамблей. В центре столицы, на Дворцовой площади К.И.Росси возводит здание Генерального штаба (1819-1829), несколько позднее по проекту О.Монферрана здесь устанавливается Александровская колонна (1830-1834), а в 1837-1843 гг. А.П.Брюллов строит здание Штаба гвардейского корпуса. Тот же Росси в 1829-18Э4 гг. создает здания Сената и Синода, Михайловский дворец (1819-1825), Александрийский театр и застраивает целую улицу (Театральная, ныне ул. Зодчего Росси). В первое десятилетие XIX в. в Петербурге строится Смольный институт (Д.Кваренги), здание Биржи с Ростральными колоннами (Тома-де-Томон), Казанский собор (А.Н.Воронихин). В последующие годы возводятся Исаакиевский собор (О.Монферран), Главное Адмиралтейство (А.Д.Захаров).

Слайд 49

К работам Росси в Петербурге и его окрестностях относятся реконструкция Аничкова дворца (1816), ряд

К работам Росси в Петербурге и его окрестностях относятся реконструкция Аничкова дворца
павильонов и библиотека в Павловском дворце (1815—1822), Елагин дворец с оранжереей и павильонами (1816—1818). Главной сферой деятельности Росси стало создание городских архитектурных ансамблей. Во многом благодаря ему Петербург обрёл новое лицо.
Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство Росси воплощено в ансамблях Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819—1825), Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819—1829), Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829—1834), Александринской площади со зданиями Александринского театра (1827—1832), нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы.

Слайд 53

Здание Главного штаба на Дворцовой площади

Здание Главного штаба на Дворцовой площади

Слайд 55

Михайловский дворец

Михайловский дворец

Слайд 56

Здание Сената и Синода

Здание Сената и Синода

Слайд 57

Здание биржи на стрелке Васильевского острова. Проектировал Тома де Томон, дорабатывал А.

Здание биржи на стрелке Васильевского острова. Проектировал Тома де Томон, дорабатывал А. Захаров
Захаров

Слайд 59

Андрей Никифорович Воронихин (1759 – 1814).
Казанский собор – за образец был взят

Андрей Никифорович Воронихин (1759 – 1814). Казанский собор – за образец был
собор святого Петра в Риме.
В собор перенесён прах М. Кутузова.
Перед собором поставлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли, выполненные Б.Орловским.

Слайд 60

Огюст Монферран (1786-1858). Алексадровская колонна

47 метровая колонна из гранитного монолита на дворцовой площади

Огюст Монферран (1786-1858). Алексадровская колонна 47 метровая колонна из гранитного монолита на
(1829-1834) – памятник Александру Первому и одновременно – монумент в честь победы в 1812 году.

Слайд 61

Фигура ангела, державшего крест выполнена Б.Орловым.

Фигура ангела, державшего крест выполнена Б.Орловым.

Слайд 62

Исаакиевский собор (1818 -1858).

Исаакиевский собор (1818 -1858).

Слайд 63

Исаакиевский собор (1818 -1858).

Исаакиевский собор (1818 -1858).

Слайд 64

Московский классицизм – запечатлён не в ансамблях, а в отдельных зданиях.

Московский классицизм – запечатлён не в ансамблях, а в отдельных зданиях.

Слайд 65

Манеж в Москве был построен в 1817 по случаю 5-летней годовщины победы

Манеж в Москве был построен в 1817 по случаю 5-летней годовщины победы
России в Отечественной войне 1812 года по проекту архитектора А.А.Бетанкура. В 1824—1825 годах отделано в стиле ампир О.Бове. Манеж был предназначен для проведения военных смотров, поэтому был рассчитан на 2000 человек.

Слайд 67

Здание Большого театра (строительство 1824 г., архитекторы Бове, Жилярди и др.) -

Здание Большого театра (строительство 1824 г., архитекторы Бове, Жилярди и др.) -
один из лучших образцов русской, классической архитектуры

Слайд 69

В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя
в

В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в
память избавления России от наполеоновского нашествия.

Заложен в 1839 году по проекту архитектора К.А.Тона. Он соединил классицизм с «русским стилем». Храм расположен в центре Москвы недалеко от Кремля на берегу Москва-реки. Он строился почти 44 года, в 1883 был открыт для богослужения. 5 декабря 1931 здание храма было до основания уничтожено взрывом. Храм был восстановлен в 90-е годы ХХ века и вновь открыт для посещений и службы с 2000 года.

Слайд 71

На высоком Боровицком холме расположен Большой Кремлевский дворец. Его фасад обращен в

На высоком Боровицком холме расположен Большой Кремлевский дворец. Его фасад обращен в
сторону Москвы-реки и протянулся с запада на восток на 125 метров. Дворец построен в 1838-1849 годах группой русских архитекторов под руководством К.А.Тона. Дворец был временной резиденцией императорской семьи во время пребывания ее в Москве.
Имя файла: Культура-России-первой-половины-XIХ-в.pptx
Количество просмотров: 394
Количество скачиваний: 2