Содержание
- 2. Культура Киевской Руси Без сомнения, важнейшей культурной составляющей этого периода развития восточнославянского общества становится принятие Русью
- 3. Письменность и образование Фактором, подготовившим принятие христианства Русью, стало создание во второй половине IX в. славянской
- 5. С XI в. в семьях богачей стали учить грамоте мальчиков и девочек. Янка, сестра Владимира Мономаха,
- 6. Древнерусская литература Древнерусская литература родилась, судя по памятникам, в первой половине XI в. в среде господствующего
- 8. Распространенный жанр древнерусской литературы — «житие» — буквально соответствует греческому «жизнь» и латинскому «vita». Он представляет
- 9. Архитектура Под большим воздействием церкви находился и другой вид древнерусского искусства — архитектура. С приходом на
- 11. После принятия христианства в конце Х в. на Руси началось каменное строительство. Первые сооружения такого типа
- 13. Софийский собор в Киеве
- 14. В 30-е годы XI в. были построены каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения. В этом
- 15. Софийский собор в Новгороде
- 16. Искусство ремесла Киевская Русь была страной высокоразвитого ремесла. гончарного, металлообработки, ювелирного. В Х в. появляется гончарный
- 17. Культура Русских земель XII-XIII вв Местные летописцы включали в такие своды не только погодные записи о
- 18. Выдающееся место в ряду литературных памятников эпохи феодальной раздробленности занимает «Слово о полку Игореве», написанное, как
- 19. Прикладное искусство Суздальский край и Рязанская земля пострадали в большей степени, чем другие княжества Руси. Из
- 20. Музыка В отличие от народной музыки богослужебное пение почти сразу становится на Руси уделом профессиональных людей.
- 21. Как правило, празднества, пиршества князей со своей дружиной сопровождались плясками, игрой да музыкальных инструментах, песнями Пели
- 22. Архитектура Отличительными чертами новгородского архитектурного стиля были строгость, простота форм, скупость декоративных украшений. Из памятников XII
- 23. Спас на Нередице
- 24. Зодчество Владимирской Руси XII—XIIIвв. — выдающееся культурное достояние Отечества, ставшее основой возрождения Русской земли после нашествия
- 25. Золотые ворота
- 26. В 1158 г. была заложена крупнейшая постройка новой столицы князя Андрея Успенский собор, который, по словам
- 27. Успенский собор
- 28. Владимирский летописец в некрологе князя Всеволода III (Всеволод Большое Гнездо) упомянул, что тот создал на своем
- 29. Дитриевский собор
- 30. Архитектурным предисловием» Владимира, сходным с Антониевым и Юрьевым монастырями под Новгородом, является княжеская резиденция — Боголюбовский
- 32. Живопись Древнерусская живопись развивалась в XII—XIII вв. по двум направлениям: монументальная фреска и икона. Образцы фрескового
- 33. С точки зрения христианской ортодоксии икона несет в себе свет некоторой духовной сущности, а точнее сказать
- 34. К древнейшим образцам русской иконописи относится икона Апостолов Петра и Павла из новгородского музея, датируемая XI
- 35. Культура Московской Руси Новые искания и традиции старого зодчества проявились в храмовом строительстве — в облике
- 36. Церковь спаса на Ковалеве
- 37. Живопись Русская живопись XIV—XV вв. так же, как и зодчество, стала естественным продолжением живописи домонгольского периода.
- 38. среди художников XIV — XV вв. особое место занимает гениальный Феофан Грек (ок. 1340 — после
- 39. В Москве Феофан Грек расписывает церковь Рождества Богородицы (1395 —1396). Расписывает также Архангельский собор в Московском
- 40. Другим известнейшим мастером этого времени был великий русский художник Андрей Рублев (ок. 1360/70 — ок. 1430),
- 42. Скачать презентацию
Слайд 2Культура Киевской Руси
Без сомнения, важнейшей культурной составляющей этого периода развития восточнославянского
Культура Киевской Руси
Без сомнения, важнейшей культурной составляющей этого периода развития восточнославянского
«Повесть временных лет» содержит обширный рассказ о сомнениях Владимира и его бояр при выборе веры. Когда на Русь прибыли миссионеры из Византии, мусульмане из Дунайской Болгарии, иудаисты из Хазарии, князь был неудовлетворен проповедями всех, кроме византийцев. Поэтому он послал бояр в разные страны для выбора лучшей веры
Слайд 3
Письменность и образование
Фактором, подготовившим принятие христианства Русью, стало создание во второй
Письменность и образование
Фактором, подготовившим принятие христианства Русью, стало создание во второй
Слайд 5С XI в. в семьях богачей стали учить грамоте мальчиков и девочек.
С XI в. в семьях богачей стали учить грамоте мальчиков и девочек.
Появились школы и высшего типа, которые готовили к государственной и церковной службе. Одна из таких школ была при Киеве-Печерском монастыре. В ней обучали богословию, философии, риторике, грамматике, используя исторические сочинения, сборники высказываний античных авторов, географические труды.
Среди князей и их семей было распространено знание иностранных языков. «Книжными мужами» летописи называли князей — Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославовича, Владимира Мономаха, Ярослава Осмомысла, Константина Всеволодовича Ростовского. Образование получали и некоторые женщины в княжеских семьях. Так, княгиня Ефросинья Полоцкая «была книжному писанию» обучена и сама писала книги.
Известны имена 39 писцов XI—XIII вв., 15 из них были лицами духовного звания. В XI в. на Руси существовали библиотеки, в них были сборники изречений известных поэтов, философов, богословов мира
Слайд 6Древнерусская литература
Древнерусская литература родилась, судя по памятникам, в первой половине XI
Древнерусская литература
Древнерусская литература родилась, судя по памятникам, в первой половине XI
В Древней Руси большую роль в литературном процессе играла церковь. Наряду со светской широкое развитие получила и литература церковная. Средневековая словесность на Руси существовала только в рамках рукописной традиции. Даже появление печатного станка мало изменило ситуацию вплоть до середины XVIII в. Материалом для письма служил пергамент, телячья кожа особой выделки. Бумага окончательно вытесняет пергамент только в XV—XVI вв. Писали чернилами и киноварью и вплоть до XIX в. использовали гусиные перья. Дороговизной материала обусловлена экономия письма: текст подавался в одну строку без слогораздела, часто встречавшиеся слова сокращались под так называемыми титлами. Почерк XI—XIII вв. в науке носит название устава в силу своего четкого, торжественного характера. Тип древнерусской книги — объемистая рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутый тисненой кожей. Уже в XI в. на Руси появляются роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Переплет их оковывался золотом или серебром, украшался жемчугом, драгоценными камнями, финифтью. Таковы Остромирово Евангелие (XI в.) и Мстиславово Евангелие (XII в.).
Слайд 8Распространенный жанр древнерусской литературы — «житие» — буквально соответствует греческому «жизнь» и
Распространенный жанр древнерусской литературы — «житие» — буквально соответствует греческому «жизнь» и
Речи, называвшиеся в старину поучениями и словами, относятся к жанру красноречия, «золотой век» развития которого на Руси приходится на XII в., но уже в XIII в. он приходит в упадок и совершенно исчезает из литературного обихода в XIV в.
Поучения преследовали практические цели назидания, информации, полемики. Ярким образцом этого жанра является «Поучение Владимира Мономаха», дошедшее до нас в Лаврентьевком списке «Повести временных лет» под 1096 г. В начале «Поучения» один из выдающихся князей своего времени Владимир Мономах дает своим сыновьям ряд моральных наставлений, в назидание выписав для них цитаты из Священного Писания. Однако очень скоро эта морализирующая тема, заданная церковной традицией, перерастает в политическое завещание, в урок сыновьям, как княжить, управлять государством. Кончается «Поучение» автобиографией князя.
Торжественное красноречие — область творчества, требовавшая не только глубины идейного замысла, но и большого литературного мастерства. Древнейшим дошедшим до нас памятником этого жанра является «Слово о законе и благодати», авторство которого предположительно приписывают первому киевскому митрополиту Илариону и датируют между 1037 и 1050 гг.
Слайд 9Архитектура
Под большим воздействием церкви находился и другой вид древнерусского искусства —
Архитектура
Под большим воздействием церкви находился и другой вид древнерусского искусства —
Слайд 11После принятия христианства в конце Х в. на Руси началось каменное строительство.
После принятия христианства в конце Х в. на Руси началось каменное строительство.
Слайд 13Софийский собор в Киеве
Софийский собор в Киеве
Слайд 14В 30-е годы XI в. были построены каменные Золотые ворота с надвратной
В 30-е годы XI в. были построены каменные Золотые ворота с надвратной
Слайд 15Софийский собор в Новгороде
Софийский собор в Новгороде
Слайд 16Искусство ремесла
Киевская Русь была страной высокоразвитого ремесла. гончарного, металлообработки, ювелирного. В
Искусство ремесла
Киевская Русь была страной высокоразвитого ремесла. гончарного, металлообработки, ювелирного. В
Слайд 17Культура Русских земель
XII-XIII вв
Местные летописцы включали в такие своды не только погодные
Культура Русских земель
XII-XIII вв
Местные летописцы включали в такие своды не только погодные
Из всех летописных сводов эпохи наибольший историко-культурный интерес представляет Киевский летописный свод 1198 г., составленный игуменом Выдубицкого монастыря Моисеем. В нем отражены не только киевские события, но и дела, происходившие в Чернигове, Галиче, Новгороде, Владимире, Рязани, и даже зарубежные события, вроде одного из крестовых походов Фридриха Барбароссы. Ученые насчитывают около десяти рукописей, использовавшихся Моисеем при составлении свода, включая «цесарскую запись» об убиении Андрея Боголюбского.
Новгородские летописцы более, чем киевские и владимирские, были внимательны к событиям родного города. Летописи Новгорода сообщают то о городских пожарах, то о наводнениях, когда воды Волхова заставили жителей сидеть на крышах хором, то о засухе и вынужденной покупке хлеба в Суздальской земле.
Особенностью Талийкой летописи XIII в., составленной при князе Данииле Романовиче, было то, что первоначально она создавалась как сплошное красочное историческое повествование, погодно разделенное лишь гораздо позднее.
Слайд 18Выдающееся место в ряду литературных памятников эпохи феодальной раздробленности занимает «Слово о
Выдающееся место в ряду литературных памятников эпохи феодальной раздробленности занимает «Слово о
Слайд 19Прикладное искусство
Суздальский край и Рязанская земля пострадали в большей степени, чем другие
Прикладное искусство
Суздальский край и Рязанская земля пострадали в большей степени, чем другие
Слайд 20Музыка
В отличие от народной музыки богослужебное пение почти сразу становится на
Музыка
В отличие от народной музыки богослужебное пение почти сразу становится на
Слайд 21Как правило, празднества, пиршества князей со своей дружиной сопровождались плясками, игрой да
Как правило, празднества, пиршества князей со своей дружиной сопровождались плясками, игрой да
Пели и плясали практически все — и знать, и приглашенные певцы, и музыканты, игравшие на гуслях. Но при многих княжеских дворах уже были профессиональные певцы и музыканты, которые выступали на площадях и улицах городов за определенную плату. Скоморохи — первые древнерусские актеры — соединяли в себе музыканта, плясуна, сказителя, лицедея, акробата.
Слайд 22Архитектура
Отличительными чертами новгородского архитектурного стиля были строгость, простота форм, скупость декоративных
Архитектура
Отличительными чертами новгородского архитектурного стиля были строгость, простота форм, скупость декоративных
Слайд 23Спас на Нередице
Спас на Нередице
Слайд 24Зодчество Владимирской Руси XII—XIIIвв. — выдающееся культурное достояние Отечества, ставшее основой возрождения
Зодчество Владимирской Руси XII—XIIIвв. — выдающееся культурное достояние Отечества, ставшее основой возрождения
Слайд 25Золотые ворота
Золотые ворота
Слайд 26В 1158 г. была заложена крупнейшая постройка новой столицы князя Андрея Успенский
В 1158 г. была заложена крупнейшая постройка новой столицы князя Андрея Успенский
Слайд 27Успенский собор
Успенский собор
Слайд 28Владимирский летописец в некрологе князя Всеволода III (Всеволод Большое Гнездо) упомянул, что
Владимирский летописец в некрологе князя Всеволода III (Всеволод Большое Гнездо) упомянул, что
Слайд 29Дитриевский собор
Дитриевский собор
Слайд 30Архитектурным предисловием» Владимира, сходным с Антониевым и Юрьевым монастырями под Новгородом, является
Архитектурным предисловием» Владимира, сходным с Антониевым и Юрьевым монастырями под Новгородом, является
Включен в список Всемирного наследия. В 1972 г.
Слайд 32Живопись
Древнерусская живопись развивалась в XII—XIII вв. по двум направлениям: монументальная фреска
Живопись
Древнерусская живопись развивалась в XII—XIII вв. по двум направлениям: монументальная фреска
Слайд 33С точки зрения христианской ортодоксии икона несет в себе свет некоторой духовной
С точки зрения христианской ортодоксии икона несет в себе свет некоторой духовной
Слайд 34К древнейшим образцам русской иконописи относится икона Апостолов Петра и Павла из
К древнейшим образцам русской иконописи относится икона Апостолов Петра и Павла из
Слайд 35Культура Московской Руси
Новые искания и традиции старого зодчества проявились в храмовом
Культура Московской Руси
Новые искания и традиции старого зодчества проявились в храмовом
Спаса Преображения на Ильине улице (1374). Характерная черта этого стиля — нарядное внешнее убранство храмов. Их фасады украшены декоративными нишами, скульптурными крестами. Многие ниши украшают фресковые росписи. Церковь Спаса Преображения, расположенная в торговой стороне Новгорода, представляет собой типичный крестово-купольный одноглавый, четырех-столпный храм.
Одновременно с храмовым в Новгороде велось и крупное гражданское строительство. Совместно с немецкими новгородские мастера построили Грановитую палату (1433) для торжественных приемов и заседаний Совета господ. Новгородские бояре строили себе каменные палаты с коробовыми сводами. В 1302 г. в Новгороде был заложен каменный кремль, который впоследствии неоднократно перестраивался.
Начало каменного строительства в М о с к в е относится ко второй четверти XIV в. Крупнейшей работой этого времени стало сооружение белокаменной крепости Московского Кремля. Кремль (до XIV в. назывался детинец) — это центральная часть древнерусских городов, обнесенная крепостными стенами с башнями. Кремль включает в себя комплекс оборонительных, дворцовых и церковных сооружений. Обычно Кремль располагался на высоких местах, на берегу реки или озера и был ядром города.
Московский Кремль — древнейшая центральная часть Москвы на Боровицком холме, на левом берегу реки Москвы.
Слайд 36Церковь спаса на Ковалеве
Церковь спаса на Ковалеве
Слайд 37Живопись
Русская живопись XIV—XV вв. так же, как и зодчество, стала естественным
Живопись
Русская живопись XIV—XV вв. так же, как и зодчество, стала естественным
Псковская иконопись отличалась от новгородской трактовкой сюжета, типами лиц, смелостью композиции. Фигуры на псковских иконах более тяжелы и неподвижны.
Широкое распространение наряду с иконописью получила фреска (от итал. fresco — свежесть) — живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. В XIV в. фрески получают новые черты: композицию, пространственный характер, вводится пейзаж, усиливается психологизм изображения. Особенно проявились эти новшества в знаменитых новгородских фресках церкви Федора Стратилата на Ручье и церкви Успения на Волотовом поле — «Благовещенье», «Исцеление слепого» и др.
Слайд 38среди художников XIV — XV вв. особое место занимает гениальный Феофан Грек
среди художников XIV — XV вв. особое место занимает гениальный Феофан Грек
В творчестве Феофана Грека на Руси выделяются два периода: новгородский и московский. В первом он выступает смелым новатором, бунтарем, создает редкие по одухотворенности произведения. В московском периоде Феофан Грек выступает уже как человек, обретший спокойствие и уравновешенность.
В Новгороде Феофан Грек расписал церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1378). Эти росписи сохранились фрагментарно. Характеристика изображенных святых отмечена строгой индивидуальностью, каждая фигура живет обособленной жизнью, наполнена внутренним движением. Мастер воплотил в своих персонажах одухотворенность человека, его внутреннюю силу.
Слайд 39В Москве Феофан Грек расписывает церковь Рождества Богородицы (1395 —1396). Расписывает также
В Москве Феофан Грек расписывает церковь Рождества Богородицы (1395 —1396). Расписывает также
Искусство Феофана Грека определило в эти годы развитие московской школы живописи.
Слайд 40Другим известнейшим мастером этого времени был великий русский художник Андрей Рублев (ок.
Другим известнейшим мастером этого времени был великий русский художник Андрей Рублев (ок.
1 В настоящее время в Андрониковом монастыре создан музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.