Слайд 2 Индивид, человек, личность.
Индивид, индивидуальность (от лат. individuum — неделимое), характеризует специфические

черты данной особи, данного организма, заключающиеся в своеобразии сочетания наследственных и приобретённых свойств, что является результатом онтогенеза и выражается в особенностях генотипа и фенотипа.
Слайд 3 Индивидуальность человека – система
биопсихологических характеристик + приобретенные
в процессе становления особенности духовного

мира:
1.фенотип – рост, вес, пол, цвет кожи, волос, глаз и т.п.
2.темперамент – тип нервной системы –
ХОЛЕРИК, САНГВИНИК, ФЛЕГМАТИК И МЕЛАНХОЛИК
3.Социально-биографическая индивидуализация
рефлексивное обособление человеком своего «Я»
от исполняемых им ролей социальных, которые в процессе интериоризации становятся достоянием внутреннего мира человека. (Рассматривается как процесс вторичный по отношению к социализации — приобщению человека к миру культуры)
Слайд 4Темперамент и
ТИПЫ НЕРВНОЙ СИТЕМЫ:
(по Гиппократу и И.П.Павлову)
СИЛЬНЫЙ СЛАБЫЙ
НЕУРОВНОВЕШЕННЫЙ УРОВНОВЕШЕННЫЙ
ПОДВИЖНЫЙ ИНЕРТНЫЙ

ХОЛЕРИК САНГВИНИК ФЛЕГМАТИК МЕЛАНХОЛИК
Слайд 5
ЛИЧНОСТЬ –
устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или

иного общества либо общности.
«Сущность человека… не абстракт, присущий отдельному индивиду, а …совокупность всех общественных отношений»
(К.Маркс)
Слайд 6
«Поэтому всякое проявление его (человека В.О.) жизни... является проявлением и

утверждением общественной жизни»
(К.Маркс)
Слайд 7Сочетание специфических биологических, психологических и социальных особенностей делает человека как личность уникальным.

Эта уникальность отображается понятием “Я”.
У каждой личности, каждого “Я” есть своя композиция потребностей. Обычно выделяют три группы потребностей:
базисные, биологические (в пище, воде и т.д.);
социальные (потребность принадлежать к определенной группе, занимать в ней определенное место, пользоваться вниманием, быть объектом уважения и т.д.);
когнитивные (потребность в познании окружающего мира и самого себя).
Слайд 8 С давних времен складывалось представление о идеальной личности; в ее характеристику

включают ряд параметров:
сила и здоровье;
прилежание, овладение практическими умениями и навыками;
ум, мудрость, понимание жизни;
доброта, нравственность, высокая степень гуманности;
красота, развитость вкуса, эстетических чувств.
В лапидарной форме это выглядит так:
сильный – прилежный – мудрый – добрый – красивый (так называемый гуманистический канон).
Слайд 9
ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
«...В ходе исторического развития, — и как

раз вследствие того, что при разделении труда общественные отношения неизбежно превращаются в нечто самостоятельное, — появляется различие между жизнью каждого индивида, поскольку она является личной, и его жизнью, поскольку она подчинена той или другой отрасли труда и связанным с ней условиям»
(К.Маркс)
Слайд 10СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Происходит, благодаря исполнению человеком целого ряда социальных ролей.
Понятие "социальная роль"

разработана американскими социологами Р. Линтоном и Дж. Мидом в 1930-х гг.
В ролевом описании общество или любая социальная группа предстаёт в виде набора определённых социальных позиций (рабочий, учёный, школьник, муж, солдат и т. д.), находясь в которых человек обязан повиноваться «социальному заказу» или ожиданиям (экспектациям) других людей, связанных с данной позицией. Выполняя этот «социальный заказ», человек осуществляет один из несколько возможных вариантов исполнения социальных ролей (скажем, ленивого или старательного ученика и т. д.).
Слайд 11Американский социолог-теоретик Толкотт Парсонс - один из главных представителей структурно-функционального направления в

социологии.
Парсонс опирается на работы М. Вебера, Э.Дюркгейма, а также использует современные системные, кибернетические и символико-семиотические представления.
Отстаивает необходимость построения общей аналитической логико-дедуктивной теории человеческого действия как основы решения частных эмпирических задач. Человеческое действие, по Парсонсу, есть самоорганизующаяся система, специфику которой, в отличие от систем физического и биологического действия, он усматривает, во-первых, в символичности, то есть в наличии таких символических механизмов регуляции, как язык, ценности и т.д.; во-вторых, в нормативности, то есть в зависимости индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм; наконец, в волюнтаристичности, то есть в известной иррациональности и независимости от познаваемых условий среды и в то же время зависимости от субъективных «определений ситуации».
Слайд 12Взаимоотношения личности и общества –
это, прежде всего, взаимоотношение интересов.
В

общественных интересах выражается то, в чем заинтересовано общество в целом (развитие экономики, средств коммуникации, охраны окружающей среды и т.д.). К общественным интересам относятся и интересы социальных групп данного общества. Личные интересы выражают потребности отдельного человека, связанные с обеспечением его материальных нужд и духовных запросов.
Слайд 13 Существуют различные концепции относительно соотношения общественных и личных интересов.
Одна

из них отдает приоритет интересам личности. Эта концепция конкретизировалась, например, в требовании свободы частного предпринимательства, невмешательства государства в дела предпринимателей. Концепция приоритета интересов личности иногда перерастает в концепцию абсолютной свободы личности.
Другая концепция утверждает приоритет общественных интересов перед личными (напр., концепция “естественной морали” Ф. Бэкона).
И, наконец, третья концепция утверждает необходимость сочетания общественных и личных интересов в некое гармоническое единство. При этом, конечно, нужно учитывать, что полного совпадения личных и общественных потребностей и интересов достичь невозможно. Интересы людей здесь нужно рассматривать в соотношении с главными особенностями образа жизни их социальной среды.
Слайд 14 Отчуждение, объективный социальный процесс, присущий классовому обществу и характеризующийся превращением деятельности

человека и её результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Истоки отчуждения— в разделении труда и частной собственности. Выражается в господстве овеществленного труда над трудом живым, в превращении личности в объект эксплуатации и манипулирования со стороны господствующих социальных групп и классов, в отсутствии контроля над условиями, средствами и продуктом труда.
Слайд 15 Отчуждение является исторически-преходящей формой опредмечивания человеком своих способностей и связано с

овеществлением и фетишизацией социальных отношений. Отчуждение получает и определённое психологическое выражение в сознании индивида (разрыв между ожиданиями, желаниями человека и нормами, предписываемыми социальным порядком, восприятие этих норм как чуждых и враждебных личности, чувство изоляции, одиночества, разрушение норм поведения и т. п.). При отчуждении общее для всех классовых обществ противоречие между личностью и социальными институтами дополняется специфическим восприятием социального и культурного мира как чуждого и враждебного личности.
Слайд 16«... Объективные условия труда приобретают все более колоссальную самостоятельность по отношению к

живому труду, самостоятельность, выражающуюся уже в самом их размере,... общественное богатство во все более мощных скоплениях противостоит труду как чужая и господствующая сила» (Маркс).
Рабочему противостоят в отчуждённой форме в качестве капитала не только материальные, но и интеллектуальные условия его труда. Это особенно очевидно в отчуждении управления производством и в отчуждени науки от рабочего. «Наука выступает как чуждая, враждебная по отношению к труду и господствующая над ним сила...» (Маркс).
Отчуждение результатов труда от наёмного рабочего, приводящее к тому, что «... созданное им богатство противостоит как чуждое богатство, его собственная производительная сила — как производительная сила его продукта, его обогащение — как самообеднение, его общественная сила — как сила общества, властвующего над ним» (Маркс).