Литература как главное действующее лицо российской культуры. Живопись, театр, музыка, архитектура

Содержание

Слайд 2

План урока

1. Литература первой половины XIX в.
2. Русская журналистика.
3. Архитектура.
4. Живопись и

План урока 1. Литература первой половины XIX в. 2. Русская журналистика. 3.
скульптура.
5. Музыка и театр.
6. Литература и художественная культура народов России.

Слайд 3

1. Литература первой половины XIX века

Первая половина XIX века для русской культуры

1. Литература первой половины XIX века Первая половина XIX века для русской
— время переосмысления европейского опыта.

Быстрая смена художественных стилей, методов и направлений, осмысление новых идей

Решения художественных задач за счёт взаимо-
обогащения, смешения жанров и направлений.

Русская литература первой половины XIX века

Классицизм

Сентиментализм

Романтизм

Реализм

Господствующими становятся идеи патриотизма и гражданственно-сти, внесословной ценности челове-ческой личности

Направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах

Существует только в книгах: невероятные явления, в то же время сопряженные с утверждением личности через ее духовную и творческую жизнь. -

Литературное направление. Произведения, написанные в рамках данного художес--твенного направления, дела-ют особый акцент на чув-ственность, возникающую при их прочтении

Слайд 4

1. Литература первой половины XIX века

1. Литература первой половины XIX века

Слайд 5

1. Литература первой половины XIX века

Сентиментализм
(с рубежа XVIII – XIX вв.)

Н. М.

1. Литература первой половины XIX века Сентиментализм (с рубежа XVIII – XIX
Карамзин, типичное произведение жанра — его повесть «Бедная Лиза»

Романтизм
(1810-1820 гг.)

Идеи свободы, независимости, долга и чести гражданина, жертвенности ради блага Отечества были созвучны настроениям дворянской молодёжи. Романтизм В. А. Жуковского и ранне-го А. С. Пушкина.-

Реализм
(1830-1840 гг.)

Проза А. С. Пушкина, его роман в стихах «Евгений Онегин», пьеса
А. С. Грибоедова «Горе от ума», поэма «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, цикл рассказов «Записки охотника» И. С. Тургенева, роман «Бедные люди» Ф. М. Достоевского — произведения, отображающие реальную действительность.

Становление классической литературы России

Изображении картин русской жизни, в близости к народным истокам и традициям.

Слайд 6

2. Русская журналистика.
В России литературные салоны особого расцвета достигли в 20–30-х годах

2. Русская журналистика. В России литературные салоны особого расцвета достигли в 20–30-х
XIX века. Салоны тех лет собирали представителей как дворянской интел-лигенции, так и «высшего света». В них обсуждали последние литературные, театральные или политические новости; читали стихи, музицировали, пели.

«Выдающиеся умы» блистали перед слушателями своими ораторскими дарованиями. Здесь же происходила светская тренировка ума и чувств: встречаясь с людьми «своего круга», шутили, злословили, флиртовали.

Слайд 7

2. Русская журналистика

Распространению просвещения способствовало открытие библиотек, музеев, выставок, а также увеличение

2. Русская журналистика Распространению просвещения способствовало открытие библиотек, музеев, выставок, а также
масштабов книгоиздательского дела.

Оживление культурной жизни страны

«Беседа любителей русского слова» — литературное общество
(Петербург, 1811г.)

Гавриил Романович Державин

Александр Семёнович
Шишков

Дмитрий Иванович Хвостов

Александр Александрович Шаховской

Александр Сергеевич
Грибоедов
Павел Александрович
Катенин

«Арзамасское общество безвестных людей»
(Петербург, 1815 г.)

Василий Андреевич Жуковский

Александр Сергеевич
Пушкин

Дмитрий Васильевич
Дашков

Сергей Семёнович
Уваров

Дмитрий Николаевич
Блудов

Слайд 8

2. Русская журналистика

Бурно развивалась российская журналистика

«Северная пчела», издавалась Ф. В. Булгариным. Эта

2. Русская журналистика Бурно развивалась российская журналистика «Северная пчела», издавалась Ф. В.
газета содержалась за счёт средств III отделения и единственная имела разрешение публиковать политическую информацию. Булгарин, талантливый журналист, первым ввёл в газетную практику фельетон и отдел рекламы.

Слайд 9

3. Архитектура

Классицизм

Андреян Дмитриевич Захаров

1800. Гатчина. Горбатый мост

Церковь Обуховского завода (снесена в XX

3. Архитектура Классицизм Андреян Дмитриевич Захаров 1800. Гатчина. Горбатый мост Церковь Обуховского
веке)

Кронштадт. Андреевский Собор

Захаров перестроил адмиралтейство почти полностью, оставив лишь изящную башню со шпилем.

Слайд 10

3. Архитектура.

Классицизм

Жан-Франсуа Тома
де Томон

Вид биржи со стороны Большой Невы (1810-е)

Полтава. Монумент

3. Архитектура. Классицизм Жан-Франсуа Тома де Томон Вид биржи со стороны Большой
Славы

Одесский театр оперы и балета

Слайд 11

3. Архитектура

Классицизм

Осип (Джузеппе) Иванович Бове

Большой театр

Троицкий собор

Александровский сад

Московские Триумфальные ворота

Храм Святителя Николая

3. Архитектура Классицизм Осип (Джузеппе) Иванович Бове Большой театр Троицкий собор Александровский
в Котельниках

Слайд 12

3. Архитектура

Доменико Жилярди

Конный двор в Кузьминках

Москва. Усадьба Гагарина

Дом Луниных на Никитском бульваре

Москва.

3. Архитектура Доменико Жилярди Конный двор в Кузьминках Москва. Усадьба Гагарина Дом
Усадьба Усачёвых — Найдёновых

Слайд 13

3. Архитектура

Андрей Никифорович Воронихин

Главным творением Воронихина стал собор в честь иконы Казанской

3. Архитектура Андрей Никифорович Воронихин Главным творением Воронихина стал собор в честь
Божией Матери в Санкт-Петербурге. Закладка собора состоялась 27 марта 1801 года, окончены работы в 1811 году.

здание Горного кадетского корпуса (позже института, 1806—1811).

Первый государственный заказ Андрей Никифорович получил в 1800 г. в связи с реконструкцией Большого грота и ковша Самсона в Петергофе.

Слайд 14

3. Архитектура.

Карл Иванович Росси

Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство Росси воплощено в ансамблях

3. Архитектура. Карл Иванович Росси Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство Росси воплощено
Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819—1825)

Дворцовая площадь

Колокольня Юрьева монастыря

Слайд 15

3. Архитектура

Эклектика – художественное направление в архитектуре и изобразительном искусстве, представляющее

3. Архитектура Эклектика – художественное направление в архитектуре и изобразительном искусстве, представляющее
собой сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий или художе-ственных изделий, имеющих качественно иной смысл и назначение

Древнеегипетское искусство

Арабское искусство

Китайское искусство

Готическое искусство

Русско-византийский стиль

Древнерусское зодчество

Византийская архитектура

Константин Андреевич Тон

Храм Христа Спасителя — кафедральный собор Русской православной церкви

Оружейная палата

Большой Кремлевский дворец

Ампир — стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве.

Слайд 16

4. Живопись и скульптура

1801 — 1855 гг. — время расцвета русской академической

4. Живопись и скульптура 1801 — 1855 гг. — время расцвета русской
живописи

Традиции романтизма развивал Орест Адамович Кипренский

Первый по времени русский портретист XIX века

Евграф Владимирович Давыдов

Василий Андреевич Жуковский

Александр Сергеевич Пушкин

Портрет отца, А. К. Швальбе

Портрет Екатерины Авдулиной, 1822

Портрет Д. Н. Хвостовой

Портрет О. А. Рюминой, 1826

Портрет князя Н. П. Трубецкого, 1826

Бедная Лиза, 1827

Слайд 17

4. Живопись и скульптура

Василий Андреевич Тропинин — русский живописец, мастер романтического

4. Живопись и скульптура Василий Андреевич Тропинин — русский живописец, мастер романтического
и реалистического портретов. Развивал традиции русского сентиментализма.

Художники стремились раскрыть внутренний мир человека, передать его мысли и чувства.

Портрет А. С. Пушкина.
1827.

Портрет Арсения Васильевича Тропинина, сына художника.
Около 1818.

Портрет жены Анны.
1809

Кружевница. 1823

Золотошвейка, 1826

Портрет женщины.

Девушка с розами. 1850

Ямщик, опирающийся на кнутовище. 1820-е

Портрет Петра Булахова. 1823.

Портрет Николая Карамзина. 1818

Устим Кармелюк. 1820-е

Константин Георгиевич Равич. 1823

Слайд 18

4. Живопись и скульптура

Алексей Гаврилович Венецианов— русский живописец, мастер жанровых сцен

4. Живопись и скульптура Алексей Гаврилович Венецианов— русский живописец, мастер жанровых сцен
из крестьянской жизни, основатель так называемой венециановской школы.

На пашне. Весна, 1820-е

Гумно, 1821

Гадание, 1842

Жнецы

Слайд 19

4. Живопись и скульптура
Карл Павлович Брюллов— русский художник, живописец, монументалист, акварелист,

4. Живопись и скульптура Карл Павлович Брюллов— русский художник, живописец, монументалист, акварелист,
представитель классицизма и романтизма.

Последний день Помпеи, 1830—1833

Всадница, 1832

Слайд 20

4. Живопись и скульптура
Александр Андреевич Иванов — русский художник, академик; создатель

4. Живопись и скульптура Александр Андреевич Иванов — русский художник, академик; создатель
произведений на библейские и антично-мифологические сюжеты

Академи́зм— направление в европейской живописи XVII—XIX веков. Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и Возрождения.

Явление Христа народу. 1837—1857

Явление Христа Марии Магдалине после воскресения. 1835

Слайд 21

4. Живопись и скульптура

Павел Андреевич Федотов— русский живописец
и график, академик

4. Живопись и скульптура Павел Андреевич Федотов— русский живописец и график, академик
живописи, родоначальник критического реализма в русской живописи.
Отдых на походе. Бивуак лейб-гвардии Павловского полка. 1842г.

«Вдовушка» 1851—1852

«Сватовство майора» (1848)

Свежий кавалер, 1848

"Разборчивая невеста" (1847),

Слайд 22

4. Живопись и скульптура

Первая половина XIX в. отмечена расцветом русской скульптуры и

4. Живопись и скульптура Первая половина XIX в. отмечена расцветом русской скульптуры
в особенности ее монументальных форм.

Иван Петрович Мартос

Василий Иванович Демут-Малиновский

Степан Степанович Пименов

Фриз Пергамского алтаря

Триумфальная колесница Победы.
1827—1834

Аничков мост

Пётр Карлович Клодт

Народное ополчение 1812 года. 1816. Медальон. Воск

Семейный портрет. 1811.

Фёдор Петрович Толстой

Памятник де Ришельё в Одессе, 1828

Памятник Минину и Пожарскому, 1818

Памятник Ломоносову в Архангельске, 1832

Слайд 23

5. Музыка и театр

Михаил Иванович Глинка

Создал

первые национальные оперы

симфонические произведения

инструментальные произведения
Оперы

«Жизнь за царя»

5. Музыка и театр Михаил Иванович Глинка Создал первые национальные оперы симфонические
(«Иван Сусанин»)

«Руслан и Людмила»

Народно-героическое направление оперного искусства

Легендарно-фантастическое направление оперного искусства

Опера «Русалка», романсы, сложные для исполнения, насыщенные речитативами, являются подлинными шедеврами русской музыкальной классики.

Александр Сергеевич Даргомыжский

Театральное искусство первой половины XIX в. связано в основном с деятельностью Малого театра в Москве и Александрийского в Петербурге.

Созданные, такие шедевры драматургии, как «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина, публика воспринимала с восторгом. Пьесы, которые раскрывали острые проблемы современности, получали большой общественный резонанс.

Слайд 24

6. Литература и художественная культура народов России

Формирование национальной светской интеллигенции способствовало возникновению

6. Литература и художественная культура народов России Формирование национальной светской интеллигенции способствовало
и дальнейшему развитию художественной литературы народов, населявших Российскую империю.

Илья Григорьевич
Чавчавадзе

«Русская литература сыграла решающую роль на пути нашего прогресса и оказала большое влияние на всё, что составляет наши духовные силы...»

Без русских — это без просвещения, в деспотии и темноте».

Чокан Чингисович Валиханов

На Украине одним из первых обратился к живой разговорной речи . Хорошо известна его переработка классической поэмы Вергилия «Энеида», а также пьесы «Наталка-Полтавка» и «Солдат-чародей».

Часть своих произведений Шевченко написал на русском языке, подчёркивая тем самым давние культурные связи между двумя славянскими народами (на русском языке написал свой роман «Пан Халявский» и украинский писатель Г. Ф. Квитка).

Иван Петрович Котляревский

Тарас Григорьевич Шевченко

Григорий Фёдорович
Квитка-Основьяненко

Имя файла: Литература-как-главное-действующее-лицо-российской-культуры.-Живопись,-театр,-музыка,-архитектура.pptx
Количество просмотров: 37
Количество скачиваний: 0