Лоскутное шитье

Содержание

Слайд 2

Лоскутное шитье – это искусство соединения небольших разноцветных кусочков ткани (лоскутов) в

Лоскутное шитье – это искусство соединения небольших разноцветных кусочков ткани (лоскутов) в единое целое путем сшивания.
единое целое путем сшивания.

Слайд 3

Развитие лоскутного шитья

Искусство лоскутного шитья известно многим народам мира с давних пор.

Развитие лоскутного шитья Искусство лоскутного шитья известно многим народам мира с давних
Считается что этот вид декоративно-прикладного искусства возник в Англии, затем распространился в Америке, где получил широкое развитие.
В России лоскутное шитье стало активно развиваться с середины XIX века, когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричное производство. Лоскутная техника зародилась изначально в крестьянской среде. Редкая крестьянская изба не имела лоскутного одеяла. Такие одеяла было принято дарить на рождение ребенка.

Слайд 4

Постепенно, по мере развития искусства лоскутного шитья в России формировались «художественные принципы

Постепенно, по мере развития искусства лоскутного шитья в России формировались «художественные принципы
и приемы создания орнаментальных лоскутных композиций, в которых присутствуют детали в виде полоски, треугольника, квадрата и т.п.
В 70-е годы XX века, когда в моду вошел фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью. С тех пор этот интерес неуклонно растет. В нашей стране и зарубежном проводятся фестивали, конкурсы, мастер - классы, создаются творческие объединения.

Слайд 6

Орнамент

Орнамент – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный

Орнамент Орнамент – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный
для украшения различных предметов, архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства.

Растительный
Геометрический
Символический
Фантастический

Пейзажный
Животный
Предметный
Каллиграфический

К геометрическим относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур, линий и их комбинаций.

В лоскутном шитье геометрический орнамент играет ведущую роль. Технология соединения простых по форме деталей проще, чем соединение деталей сложных геометрических или лекальных форм. Простые, лаконичные очертания зрительно воспринимаются лучше, чем сложные и многодетальные формы.

Виды орнаментов:

Слайд 7

Композиция орнамента

Композиция – составление, расположение, построение; структура художественного произведения, обусловленная его

Композиция орнамента Композиция – составление, расположение, построение; структура художественного произведения, обусловленная его
содержанием, характером и назначением.
Создание композиции из лоскутов ткани – это выбор орнаментальной и колористической темы, рисунка, сюжета, определение габаритных и внутренних размеров произведения, а также взаиморасположение его частей.
Орнаментальная композиция – это составление, построение, структура узора.

Слайд 8

Пропорции

Пропорции – это соразмерность элементов в отношении к целому и один

Пропорции Пропорции – это соразмерность элементов в отношении к целому и один
к другому, придающая изделию или орнаменту эстетическую выразительность и гармоническую завершенность.
Вопросы соразмерности линейных величин, площадей, тональных отношений могут быть решены двумя способами:
Делением на равные части
Делением на неравные части в соответствии с правилами «золотого сечения»

Слайд 9

«Золотое сечение» - это такая соразмерность частей между собой и по отношению

«Золотое сечение» - это такая соразмерность частей между собой и по отношению
к целому, при которой целое так относится к большей части, как большая часть к меньшей. (ряд чисел: 1,2,3,5,8,13,34 и т. д.)
Следуя правилу «золотого сечения», полотно из лоскутиков необходимо поделить на центральное поле и кайму. Деление производят по меньшей стороне.
Гармоничными будут восприниматься: квадрат или прямоугольник, стороны которого соотносятся по правилу «золотого сечения» или близко к нему.

Правило «золотого сечения»

Слайд 10

Материалы

Ткань – наиболее распространенная разновидность текстиля, основа для шитья. В лоскутном

Материалы Ткань – наиболее распространенная разновидность текстиля, основа для шитья. В лоскутном
творчестве используются и отходы от шитья, и ткань, бывшую в употреблении, и новая ткань. Ткани отличаются друг от друга по цвету, рисунку, фактуре, толщине, плотности ит.д. Лоскут должен быть чистый отутюженный и при необходимости накрахмаленный. Новую ткань подвергают декатировке. Также в лоскутном шитье применяются ватин, синтепон, обрезки лент, кружев, тесьмы и т.д. Особое внимание уделяют подбору лоскута по цвету и рисунку.

Слайд 11

Рекомендации по подбору лоскута

Соединяя различные цвета, используют следующие приемы:
Сочетание контрастных

Рекомендации по подбору лоскута Соединяя различные цвета, используют следующие приемы: Сочетание контрастных
цветов
Сочетание родственных цветов («раскат» цвета)
Сочетание пестрой и однотонной ткани, если гладкокрашеная ткань повторяет одну из красок пестрой.
Черный цвет, белый и серый используются как отделка. Неплохо выглядит черный цвет в соседстве с оранжевым, желтым, розовым, красным, сиреневым и салатным тонами.

Слайд 12

Оборудование, инструменты,
приспособления

Оборудование, инструменты, приспособления

Слайд 13

Технология лоскутного шитья

Выполнение эскиза орнамента (2 экземпляра)
Изготовление шаблонов.
Выкраивание лоскутных

Технология лоскутного шитья Выполнение эскиза орнамента (2 экземпляра) Изготовление шаблонов. Выкраивание лоскутных
деталей.
Соединение лоскутных деталей в соответствии с выбранной техникой лоскутного шитья.

Слайд 14

Техники лоскутного шитья

Техника лоскутного шитья – совокупность приемов и технологическая последовательность соединения

Техники лоскутного шитья Техника лоскутного шитья – совокупность приемов и технологическая последовательность
лоскутов определенных форм в орнаменты и полотна.
Техника «Полоска»
«Диагональная раскладка»
«Прямая раскладка»
«Паркет»
«Елочка»
«Колодец», «Американский квадрат»
«Изба»
«Цветные колодца»
«Внутренний дворик»
«Русский квадрат»
«Ананас»
«Мельница»

Слайд 15

Техника «Квадрат»
«Шахматка», «Вокруг света»
Двухцветная «шахматка»
«Шахматка» по диагонали
Техника «Треугольник»
«Мельница»

Техника «Квадрат» «Шахматка», «Вокруг света» Двухцветная «шахматка» «Шахматка» по диагонали Техника «Треугольник»
«Алмаз»
«Звезда»

«Свободная техника»
Сборка от середины основы
Схема «Роза»
Сборка от края основы
Сборка лоскутиков в рисунок,
вписанный в треугольник
Используя эти техники можно составить удивительные орнаменты и композиции из получившихся мотивов.

Слайд 16

«Прямая раскладка»

Сборку рисунка следует вести от верхней стороны квадрата основы. Цифрами

«Прямая раскладка» Сборку рисунка следует вести от верхней стороны квадрата основы. Цифрами
на схемах обозначена последовательность сборки рисунка.
Закрепить 1 полоску на основе булавками, совмещая сторону основы и срез полоски, лицевой стороной вверх.
Следующую полоску наложить на предыдущую лицевыми сторонами во внутрь, уравнивая срезы. Проложить строчку строго по линии шва.
Отвернуть полоску на лицевую сторону и отутюжить и закрепить ее булавками на основе. (последние два действия выполняют с каждой последующей полоской)

Слайд 17

«Диагональная раскладка»

Рис 1

Рис 2

Рис 3

Рис 4

Сборку рисунка следует вести от середины

«Диагональная раскладка» Рис 1 Рис 2 Рис 3 Рис 4 Сборку рисунка
к углам в обе стороны. Цифрами на схемах обозначена последовательность сборки рисунка.
Наметить диагональ квадрата (основы) и середину центральной полосы с помощью утюга
Закрепить центральную полосу на основе, совмещая намеченные линии лицевой стороной вверх.
Следующую полоску наложить на предыдущую лицевыми сторонами во внутрь, уравнивая срезы. Проложить строчку строго по линии шва.
Отвернуть полоску на лицевую сторону и отутюжить и закрепить ее булавками на основе. (последние два действия выполняют с каждой последующей полоской)

Слайд 18

«Ёлочка»

Сборку рисунка следует вести от угла основы. Цифрами на схемах обозначена

«Ёлочка» Сборку рисунка следует вести от угла основы. Цифрами на схемах обозначена
последовательность сборки рисунка.
Угловой квадрат делают контрастным по отношению к цвету и тону полосок. Темный квадрат — светлые полоски, светлый квадрат — темные полоски. Каждый следующий слой полосок темнее предыдущего. В центре квадрата — рисунок или цветок.
Принцип соединения полосок такой же, как и в «Диагональной раскладке»

Слайд 19

«Колодец»

«Изба»

Наметить на основе диагонали.
Выкроить по шаблону центральный квадрат, сторона которого

«Колодец» «Изба» Наметить на основе диагонали. Выкроить по шаблону центральный квадрат, сторона
равна двойной ширине полоски, приколоть булавками к основе так, чтобы его углы были расположены точно по диагоналям основы.
Выбрать направление сборки (в данном слу­чае по часовой стрелке).
Подготовленные полоски тканей темных и светлых тонов нашить по сторонам квадрата последовательно, следуя нумерации на рисунке.

Схема сборки рисунка — как в "Колодце«.
Особенность в том, что в центре — яркое пятно насыщенного теплого цвета {красный, оранжевый, ярко-желтый). С одной стороны рисунка ткани более темных и хо­лодных тонов, с другой — теплых и светлых тонов.

Слайд 20

«Цветные кольца»

Сторона центрально­го квадрата равна двойной -тройной ширине полоски.
Центральный

«Цветные кольца» Сторона центрально­го квадрата равна двойной -тройной ширине полоски. Центральный квадрат
квадрат светлый, следующий ряд темный, далее к краю — светлее, но не светлее центрального квадрата;
2. Сторона центрального квадрата равна ширине полоски. Чередование светлых и темных рядов.
Полоски соединяются попарно: слева и справа; сверху и снизу.

Слайд 21

Ассоциация мастеров лоскутного шитья России
http://www.quilters.ru/events/events_detail.php?ID=1386
первый русский фестиваль в Канаде 2007

Ассоциация мастеров лоскутного шитья России http://www.quilters.ru/events/events_detail.php?ID=1386 первый русский фестиваль в Канаде 2007
Имя файла: Лоскутное-шитье.pptx
Количество просмотров: 155
Количество скачиваний: 0