Содержание
- 2. Методология как конструктивистская концепция в философии. Платон и Аристотель Уже Платон может считаться конструктивистом и первым
- 3. Новое время: Френсис Бекон В новое время мышление концептуализируется не только в рамках «логического подхода», но
- 4. Кант как конструктивист и методолог 1. Человек имеет «возможность как бы а priori предписывать природе законы
- 5. Концептуализация мышления у Г.П.Щедровицкого Г.П.Щедровицкий концептуализирует мышление, реализуя тот же подход, что и у Бэкона и
- 6. Диалектика «искусственного-естественного». Модельный пример ‒ исследование «Две жизни А.С.Пушкина» Моя экзистенциальная ситуация: «Письмо это тебе вручит
- 7. Действия исследователя в модальности «естественное» и «искусственное» Действия в модальности «искусственное»: решение выяснить отношения с Пушкиным
- 8. Новое понимание деятельности, реальности и схем как условие конструктивной философии. Иллюстрация: «Пир» Платона Одной из первых
- 9. Схемы в «Пире» Платона (1) ПРОБЛЕМНАЯ СХЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛЮБОВЬ СИТУАЦИЯ ЛЮБВИ КАК ИДЕАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ Необходимость мыслить
- 10. Схемы в «Пире» Платона (2) ПРОБЛЕМНАЯ НАРРАТИВЫ СИТУАЦИЯ ↓ │ ↓ СХЕМЫ → ← ИДЕАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ
- 12. Скачать презентацию
Слайд 2Методология как конструктивистская концепция в философии.
Платон и Аристотель
Уже Платон может
Методология как конструктивистская концепция в философии.
Платон и Аристотель
Уже Платон может
«Так давайте же займемся мысленно построением государства с самого начала. Как видно его создают наши потребности». [Платон. Государство]
Платоновское представление о схемах:
предварительная, не совсем точная идея (эскиз идеи) и
схватывание (конструктивное задание) реальности.
Аристотель имел дело с нормированием способов получения знания, образцы которых уже отчасти сложились, и нужно было построить модели и схемы правильных способов.
Слайд 3Новое время: Френсис Бекон
В новое время мышление концептуализируется не только в
Новое время: Френсис Бекон
В новое время мышление концептуализируется не только в
«Здание этого нашего Мира и его строй представляют собой некий лабиринт для созерцающего его человеческого разума, который встречает здесь повсюду столько запутанных дорог, столь обманчивые подобия вещей и знаков, столь извилистые и сложные петли и узлы природы <...> Надо направить наши шаги путеводной нитью и по определенному правилу обезопасить всю дорогу, начиная от первых восприятий чувств <...> но, прежде чем удастся причалить к более удаленному и сокровенному в природе, необходимо ввести лучшее и более совершенное употребление человеческого духа и разума... путь к этому нам открыло не какое-либо иное средство, как только справедливое и законное принижение человеческого духа».
Каким образом мышление может направлять мышление? Бекон отвечает, следуя в той же самой логике «природы, как естественного, стесненного искусством техники»: ибо говорит он, «природа Вещей сказывается более в стесненности посредством искусства, чем в собственной свободе. Уже как средство мышления такое управление Бэкон называет методом: «Знание же передается другим, подобно ткани, которую нужно выткать до конца, и его следует вкладывать в чужие умы таким же точно методом (если это возможно), каким оно первоначально найдено».
Слайд 4Кант как конструктивист и методолог
1. Человек имеет «возможность как бы а priori
Кант как конструктивист и методолог
1. Человек имеет «возможность как бы а priori
2. Кант трактует разум двояко: как направляющую инстанцию мышления (канон) и как составляющую самого мышления. Реформируя метафизику, Кант явно осуществляет «методологический поворот» (то есть от рассмотрения бытия переходит к анализу мышления, опыта, знаний, понятий, категорий и пр.).
Слайд 5Концептуализация мышления у Г.П.Щедровицкого
Г.П.Щедровицкий концептуализирует мышление, реализуя тот же подход, что и
Концептуализация мышления у Г.П.Щедровицкого
Г.П.Щедровицкий концептуализирует мышление, реализуя тот же подход, что и
«Итак, методолог (в отличие от ученого) ‒ это человек, который работает над собственной деятельностью и собственным мышлением, меняя их, трансформируя, создавая новые формы – сначала в мысли, а потом в реализации. На мой взгляд, в этом суть дела».
«Осуществляется полный отказ от описания внешнего объекта. На передний план выходит рефлексия, а смысл идеи состоит в том, чтобы деятельно творить новый мыследеятельный мир и вовремя его фиксировать, ‒ и это для того, чтобы снова творить и снова отражать, и чтобы снова более точно творить. Поэтому фактически идет не изучение внешнего объекта, а непрерывный анализ и осознание опыта своей работы».
Не отрицает Щедровицкий и роль исследования, иначе бы он не писал «теория мышления», «теория мыследеятельности», но понимает он исследование как принципиально подчиненное методологии.
Слайд 6Диалектика «искусственного-естественного».
Модельный пример ‒ исследование
«Две жизни А.С.Пушкина»
Моя экзистенциальная ситуация:
«Письмо это
Диалектика «искусственного-естественного».
Модельный пример ‒ исследование
«Две жизни А.С.Пушкина»
Моя экзистенциальная ситуация:
«Письмо это
По словам Н.М.Карамзина, «Пушкин, если он только не исправится, сделается чертом еще до того, как попадет в ад».
Слайд 7Действия исследователя в модальности «естественное» и «искусственное»
Действия в модальности «искусственное»: решение выяснить
Действия исследователя в модальности «естественное» и «искусственное»
Действия в модальности «искусственное»: решение выяснить
Действия в модальности «естественное»: собственно исследование (опора на факты, следование логике, рассуждение и др.), «действие научных авторитетов» (Бахтин, Лотман, Щедровицкий), попытка ответить на «вызовы времени» (понять, что такое гуманитарное мышление, спасти для себя Пушкина и др,), прислушивание к критике (включенность в коммуникацию), осмысление результатов исследования (гуманитарное исследование ‒ это особый тип социального действия, позиционирующий меня как личность и читателей).
Нельзя сказать, что я мыслю отдельно в модальности «искусственное» и отдельно в модальности «естественное». Нет, мой дискурс подчиняется логике и диалектике «искусственное – естественное». Я постоянно перехожу от одной модальности к другой. В частности потому, что мыслю анализируемый феномен и как деятельность, и как реальность, возникающую не только в связи с деятельностью.
Слайд 8Новое понимание деятельности, реальности и схем как условие конструктивной философии.
Иллюстрация: «Пир» Платона
Одной
Новое понимание деятельности, реальности и схем как условие конструктивной философии.
Иллюстрация: «Пир» Платона
Одной
Платон решает три задачи: создает новое понимание любви для становящейся античной личности, строит о любви непротиворечивое знание, реализует в отношении любви ряд собственных идеалов.
Но вот что интересно, характеристики идеального объекта Платон сначала получает на схемах, лишь затем на их основе он строит определения любви. В «Пире» мы находим несколько схем, например, схему «андрогина». Один из участников диалога Аристофан рассказывает историю, в соответствие с которой каждый мужчина и женщина ищут свою половину, поскольку они произошли от единого андрогинного существа, рассеченного Зевсом в доисторические времена на две половины.
Слайд 9Схемы в «Пире» Платона (1)
ПРОБЛЕМНАЯ СХЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛЮБОВЬ
СИТУАЦИЯ ЛЮБВИ КАК
ИДЕАЛЬНЫЙ
Схемы в «Пире» Платона (1)
ПРОБЛЕМНАЯ СХЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛЮБОВЬ
СИТУАЦИЯ ЛЮБВИ КАК
ИДЕАЛЬНЫЙ
Необходимость мыслить непротиворечиво, любить для личности, преодолеть мифологическое понимание
любви, реализовать себя
Слайд 10Схемы в «Пире» Платона (2)
ПРОБЛЕМНАЯ НАРРАТИВЫ
СИТУАЦИЯ ↓ │ ↓
СХЕМЫ
Схемы в «Пире» Платона (2)
ПРОБЛЕМНАЯ НАРРАТИВЫ
СИТУАЦИЯ ↓ │ ↓
СХЕМЫ
(практика) │ (научное познание)