Содержание
- 2. Михаил Евграфович родился 15 января 1826 года в старой дворянской семье, в имении родителей, селе Спас-Угол
- 3. «Я вырос на лоне крепостного права, вскормлён молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками, наконец, обучен грамоте
- 4. Вид центра г.Вятки на берегу реки Вятки.
- 5. В ноябре 1855 года ему разрешено было оставить Вятку; в феврале 1856 года он был причислен
- 6. В феврале 1862 года Салтыков-Щедрин в первый раз вышел в отставку. Он хотел поселиться в Москве
- 7. В ноябре 1864 года он был назначен управляющим пензенской казенной палатой, два года спустя переведен на
- 8. «СКАЗКИ» М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала
- 9. В жанровом отношении сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой. Они аллегоричны, в них действуют
- 10. Художественные особенности Сказок Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск. Большую роль
- 11. К жанру литературной сказки в XIX веке обращались многие писатели: Л.Н.Толстой, В.М.Пришвин, В.Г.Короленко, Д.Н. Мамин-Сибиряк. Главная
- 13. Скачать презентацию
Слайд 2Михаил Евграфович родился 15 января 1826 года в старой дворянской семье, в имении
Михаил Евграфович родился 15 января 1826 года в старой дворянской семье, в имении

Умер 28 апреля 1889 года в Петербурге и погребен 2 мая на Волковом кладбище, рядом с Тургеневым.
Слайд 3«Я вырос на лоне крепостного права, вскормлён молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными
«Я вырос на лоне крепостного права, вскормлён молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными

Первым учителем Салтыкова-Щедрина был крепостной человек его родителей, живописец Павел; потом с ним занимались старшая его сестра, священник соседнего села, гувернантка и студент московской духовной академии.
Десяти лет от роду он поступил в московский дворянский институт, а два года спустя был переведен, как один из отличнейших учеников, воспитанником в Царскосельский лицей, который окончил в 1844.
Своё детство, картины жизни и быта усадьбы воссоздал в «Пешехонской стороне» и в «Господах Головлёвых».
В августе 1844 года был зачислен на службу в канцелярию военного министра. Литература уже тогда занимала его гораздо больше, чем служба: он не только много читал, но и писал. Повести «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848), исполненные острой социальной проблематики вызвали недовольство властей.
28-го апреля 1848 года был выслан в Вятку и 3-го июля определен канцелярским чиновником при вятском губернском правлении. О службе его в Вятке сохранилось мало сведений.
Слайд 4Вид центра г.Вятки на берегу реки Вятки.
Вид центра г.Вятки на берегу реки Вятки.

Слайд 5В ноябре 1855 года ему разрешено было оставить Вятку; в феврале 1856
В ноябре 1855 года ему разрешено было оставить Вятку; в феврале 1856

Вслед за возвращением Салтыкова-Щедрина из ссылки возобновилась его литературная деятельность. Имя надворного советника Щедрина, которым были подписаны появлявшиеся в "Русском Вестнике" с 1856 года "Губернские Очерки", сразу сделалось одним из самых любимых и популярных. Юмор, как и у Гоголя, чередуется в "Губернских Очерках" с лиризмом; такие страницы, как обращение к провинции (в "Скуке"), производят до сих пор глубокое впечатление. Провинциальную жизнь, в самых темных ее сторонах Салтыков-Щедрин узнал как нельзя лучше, благодаря командировкам и следствиям, которые на него возлагались во время службы в Вятке - и богатый запас сделанных им наблюдений нашел себе место в "Губернских Очерках".
В марте 1858 года Салтыков-Щедрин был назначен рязанским вице-губернатором, в апреле 1860 года переведен на ту же должность в Тверь. Пишет он в это время очень много. Из написанного им между 1858 и 1862 годами составились два сборника - "Невинные рассказы" и "Сатиры в прозе".
Слайд 6В феврале 1862 года Салтыков-Щедрин в первый раз вышел в отставку. Он
В феврале 1862 года Салтыков-Щедрин в первый раз вышел в отставку. Он

Дом, в котором жил и умер писатель М. Е. Салтыков-Щедрин в Петербурге
Слайд 7В ноябре 1864 года он был назначен управляющим пензенской казенной палатой, два
В ноябре 1864 года он был назначен управляющим пензенской казенной палатой, два

Слайд 8«СКАЗКИ» М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА
Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух
«СКАЗКИ» М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА
Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух

К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.
Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние», в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм).
Слайд 9В жанровом отношении сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой. Они
В жанровом отношении сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой. Они

Кроме того важную роль в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни.
Основные темы Сказок
Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы:
Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.);
Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.);
Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.);
Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь»).
___________________________________
Аллегория – иносказание
Зачин – ритмически организованная прибаутка: «Жили – были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»
Постоянный эпитет - в народной словесности, например, «сердце золотое», «тело белое».
Слайд 10Художественные особенности Сказок
Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и
Художественные особенности Сказок
Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и

______________________________
Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: «какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого?»)
Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: «Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!»)
Гротеск - комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить»)
Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука)
Слайд 11К жанру литературной сказки в XIX веке обращались многие писатели: Л.Н.Толстой, В.М.Пришвин,
К жанру литературной сказки в XIX веке обращались многие писатели: Л.Н.Толстой, В.М.Пришвин,

_____________________________
Эзопов язык - совокупность семантических, синтаксических и других приёмов, придающих художественным элементам двузначность, когда за прямым смыслом таится второй план. Само понятие и приемы эзопова (эзоповского) языка введены в широкий обиход М.Е. Салтыковым-Щедриным, который называл иносказательное изложение также "рабьей" манерой, необходимой в условиях царской цензуры.