Слайд 2Модерн (франц. moderne – новейший, современный), стиль в европейском и американском искусстве
конца 19 в. – 1910-хгг. В стремлении преодолеть эклектизм художественной культуры 19 в. мастера модерна использовали новые технические и конструктивные средства, свободную планировку для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных по облику зданий, все элементы которых подчинялись единому образно-символическому замыслу; фасады построек модерна обладают в большинстве случаев динамичностью и текучестью форм, порой приближающихся к скульптурным или напоминающих природные органические явления. Одним из основных выразительных и стилеобразующих средств в искусстве модерна стал орнамент характерных криволинейных очертаний, пронизанный экспрессивным ритмом и подчиняющий себе композиционную структуру произведения.
Слайд 3Для живописи модерна характерны сочетание "ковровых" орнаментальных фонов и натуралистической осязаемости фигур
и деталей, силуэтность, использование больших цветовых плоскостей или тонко нюансированной монохромии. Динамикой и текучестью форм отличается скульптура модерна, виртуозной игрой хрупких линий и силуэтов – графика.
Значительная часть художественных открытий и достижений модерна принадлежит искусству 20 в. В конце 19 в. с зарождающимся стилем были в той или иной мере связаны бельгийский архитектор В. Орта, живописцы и графики А. де Тулуз-Лотрек, П. Гоген, художники группы "Наби" во Франции, Э. Мунк в Норвегии, О. Бёрдсли в Великобритании.
Слайд 4 Собор Саграда Фамилия. Барселона,заложен в 1882г.
АНТОНИО ГАУДИ
(1852-1926)
Слайд 5Парк Гуэль. Греческий театр. 1903-1910
Слайд 9«Национальный романтизм»
Ээро Сааринен. Железнодорожный вокзал
в Хельсинки. 1906-1914
Слайд 11Р.Эстберг. Здание ратуши в Стокгольме.1911-1923
Слайд 12Виктор Лалу.
Орлеанский вокзал в Париже.1899-1900
Слайд 13Гектор Гимар.
Павильон метрополитена
в Париже. 1900
Слайд 14Гектор Гимар.
Станция метро Абесс
в Париже. 1900
Слайд 15Виктор Хорта.
Лестница дома Тассель
в Брюсселе. 1892-1893
Слайд 16Виктор Хорта.
Лестница дома Хорты в
Брюсселе.1898-1901
Слайд 17Рационалистическая тенденция:
тяготение к геометрической правильности больших,
спокойных плоскостей, к строгости.
Чарльз Ренни Макинтош.
Школа
искусств в Глазго.1906-1910
Слайд 19Сецессион (нем. Sezession, от лат. secessio — отход, отделение, обособление) название ряда
немецких и австрийских художественных обществ конца 19 — начала 20 вв., представлявших новые течения в искусстве и возникших на почве оппозиции официально признанному академизму. Наиболее известны «Мюнхенский С.», «Берлинский С.» и «Венский С.».
«Венский С.», возникший в 1897, сгруппировал представителей австрийского «модерна», который получил название «сецессионстиль» («стиль С.», Sezessionsstil). Ядром «Венского С.» стал журнал «Вер сакрум» («Ver Sacrum», основан в 1898), бывший также органом австрийского литературного Символизма (эссе Г. фон Гофмансталя, стихи Р. М. Рильке).
Слайд 20 Главой и ведущим мастером в области живописи являлся Г. Климт. Характерные
черты «сецессионстиля»: для живописи — мозаичная многоцветность и изощрённая орнаментальность (Климт); для графики — геометрическая ясность рисунка при его общей свободной декоративности (Климт, К. Мозер, И. М. Ольбрих, И. Хофман); для архитектуры — чёткость объёмов, ритмическая упорядоченность членений, лаконичность декора, рациональность композиционного и конструктивного решений (Вагнер, Ольбрих, Хофман). Отличительной особенностью «сецессионстиля» (включая и декоративно-прикладное искусство) являлось тяготение его мастеров к прямолинейной орнаментике, сохранявшей геометрическую жёсткость даже в самых сложных комбинациях; отсюда «сецессионстиль» иногда называют «стилем квадрата» (Quadratstil).
Слайд 21Йозеф Мария Ольбрих. Купол Сецессиона.1897-1898
Слайд 22Йозеф Хофман.Дворец Стокле в Брюсселе.1905-1911
Слайд 23Отто Вагнер.
Подземная ветка железной дороги.1899-1901
Слайд 24Отто Вагнер. Проект церкви Ам Штайнхофф. 1902
Слайд 25Отто Вагнер. Церковь Ам Штайнхофф.1902-1907
Слайд 26Густав Климт.
Плакат 1-й выставки Сецессион. 1897
Слайд 30Коло Мозер.
Плакат 13-й выставки
Сецессион. 1902
Слайд 31Иоганн Виктор Кремер.
Плакат 11-й выставки
Сецессион. 1901
Слайд 32Лотте Фреммель. Шёлковая ткань.1912
Слайд 33Эдвард Виммер. Шёлковая ткань. 1912
Слайд 34Альфонс Муха. 1860-1939
Сара Бернар. 1896
Слайд 35Альфонс Муха. Цикл «Времена года» . 1896
«Осень»
«Зима»
Слайд 36Альфонс Муха. Цикл «Цветы» . 1897
«Лилия»
«Плющ»
Слайд 38Альфонс Муха.
Славянский эпос.1928
Слайд 39Альфонс Муха.
Браслет и кольцо в виде змеи. 1899
Слайд 40Альфонс Муха.
Зал Дома собраний.1910