Мусоргский М.П

Содержание

Слайд 2

С февраля по март 1874 г. в Императорской акаде-
мии художеств была проведена

С февраля по март 1874 г. в Императорской акаде- мии художеств была
посмертная выстав-
ка из около 400 работ архитектора и дизайнера Вла-димира Александровича Гартмана, созданных за 15 лет рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов
художественных изделий.
Посещение Мусоргским выставки послужило толч-
ком к созданию музыкальной "прогулки" по вообра-жаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоми-нают увиденные произведения; в основном же пье-
сы стали результатом свободного полёта пробуж-дённой фантазии композитора.
За основу "выставки“ Мусоргский взял "заграничные" рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику.

Гартман В.А.

Слайд 3

Идея создать фортепианную сюиту возникла в дни выставки, и уже через ме-
сяц

Идея создать фортепианную сюиту возникла в дни выставки, и уже через ме-
некоторые "картинки" из будущего цикла импровизировались автором.
Весь цикл был написан на творческом подъёме всего за три недели с 2 по 22 июня 1874 года.
Мусоргский поставил на рукописи слова "К печати", однако при его жизни "Картинки" не издавались и не исполнялись, хоть и получили одобрение в сре-де "Могучей кучки".
Признание широкой публики пришло лишь после того, как известный фран-цузский композитор Марис Равель создал в 1922 свою известную оркестровку, а в 1930 вышла её первая грамзапись.

Слайд 4

Мусоргский, по отзывам современников, был пре-красным пианистом, буквально завораживал слуша-телей, садясь за

Мусоргский, по отзывам современников, был пре-красным пианистом, буквально завораживал слуша-телей, садясь за
инструмент, и мог изобразить что угодно. Однако инструментальной музыки он сочи-нял сравнительно мало, более всего его привлекала опера. Оперное мышление проникло и в "Картинки",
и они воспринимаются как музыкальный "театр од-ного актёра".
Автор давал названия пьесам на том или ином язы-
ке в зависимости от тематики; для каждой пьесы су-ществуют также и устоявшиеся русские названия.
Остановимся теперь немного подробнее на некото-рых пьесах Мусоргского.

Слайд 5

Прогулка

Она напоминает русские народные распевы: мелодия начинается одним голо-
сом ("запевалой") и подхватывается

Прогулка Она напоминает русские народные распевы: мелодия начинается одним голо- сом ("запевалой")
"хором".
В этой теме Мусоргский одновременно изобразил и самого себя, переходяще-го от картины к картине.

Гном

На эскизе Гартмана была нарисована ёлочная игрушка, изображающая щипцы
для колки орехов ("щелкунчик") в виде карлика на кривых ножках. Изначально
неподвижная фигурка гнома у Мусоргского оживает.
Динамичная пьеса передаёт изломанными ритмом и поворотами мелодии
ужимки крадущегося гнома, слушатель "наблюдает", как он перебегает с мес-
та на место и замирает.

Слайд 6

Пьеса основана на акварели
Гартмана, нарисованной, ког-
да он изучал архитектуру в
Италии.
Рисунок изображал

Пьеса основана на акварели Гартмана, нарисованной, ког- да он изучал архитектуру в
старин-
ный замок, на фоне которого
был нарисован трубадур.
У Мусоргского звучит краси-
вая протяжная меланхолич-
ная мелодия.

Старый замок

Слайд 7

Тюильрийский сад
Ссора детей после игры

На рисунке была изображена
аллея сада парижского двор-
ца Тюильри

Тюильрийский сад Ссора детей после игры На рисунке была изображена аллея сада
"со множеством
детей и нянек". Эта короткая
пьеса совершенно отличает-
ся по характеру от предыду-
щей.
Звучит солнечная мелодия,
ритм которой напоминает дет-
ские считалки и дразнилки.

Слайд 8

Балет невылупившихся птенцов

Прототипом пьесы послужили
эскизы Гартмана к костюмам
для балета.
Сочетание несерьёзной темы
со строгим

Балет невылупившихся птенцов Прототипом пьесы послужили эскизы Гартмана к костюмам для балета.
следованием клас-
сической форме создаёт до-
полнительный комический
эффект.

Слайд 9

Лимож. Рынок
Большая новость

Рисунок Гартмана, если он
был, не сохранился. Извест-
но, что Гартман жил

Лимож. Рынок Большая новость Рисунок Гартмана, если он был, не сохранился. Извест-
в Лимо-
же и изучал архитектуру мест-
ного собора, но в каталоге
выставки картина с похожим
сюжетом не значится.

Слайд 10

Избушка на курьих ножках
Баба-Яга

У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде

Избушка на курьих ножках Баба-Яга У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов
избушки на курьих ножках.
Однако фантазия Мусоргского изобразила совер-шенно другое - мощный динамичный образ Бабы-Яги, картину "нечистой силы".

Слайд 11

Богатырские ворота
В стольном городе во Киеве

Эта часть сюиты основана на эскизе Гартмана

Богатырские ворота В стольном городе во Киеве Эта часть сюиты основана на
к его архитектурному про-екту киевских городских ворот. Проект Гартмана, поданный на конкурс, был сделан в древнерусском стиле - глава со звонницей в виде богатырского шлема, украшение над воротами в форме кокошника. Ворота создавали образ Киева как древнерусской столи-цы. Однако впоследствии конкурс был отменён, и удачный проект реализо-ван не был.
Пьеса, созданная воображением Му-соргского, рисует развёрнутую картину народного торжества и воспринимает-ся как мощный оперный финал.
Имя файла: Мусоргский-М.П.pptx
Количество просмотров: 266
Количество скачиваний: 4