На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века

Содержание

Слайд 2

Аполлинарий Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» 1900,

Аполлинарий Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» 1900,
ГТГ

Полотно ≪На рассвете у Воскресенского моста≫ при-
надлежит к числу наиболее известных и удачных исторических пейзажей Аполлинария Васнецова. Написанное в пору первого увлечения художника старой Москвой, оно счастливо избежало ≪археологической≫ суховатости, почти неизбежной при слишком глубоком погружении в омут архитектурно-исторической реконструкции.

Слайд 3

Аполлинарий Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» 1900,

Аполлинарий Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» 1900,
ГТГ

Благодаря мягкому, ≪из ниоткуда≫, освещению, Москва
кажется немного нездешней, сказочной. Рассвет едва-едва занимается, Воскресенский мост, всегда такой оживленный, безлюден, лавки закрыты. И эта пустынность тоже добавляет очарованно-сказочных черт образу Москвы.
Если искать каких-то соответствий картине, то мы найдем их не у собратий Васнецова по кисти, а у М. П. Мусоргского.

Слайд 4

Аполлинарий Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» 1900,

Аполлинарий Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» 1900,
ГТГ

Благодаря мягкому, ≪из ниоткуда≫, освещению, Москва кажется немного нездешней, сказочной.
Рассвет едва-едва занимается, Воскресенский мост, всегда такой оживленный, безлюден, лавки закрыты.
И эта пустынность тоже добавляет очарованно-сказочных черт образу Москвы.

Слайд 5

Аполлинарий Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» 1900,

Аполлинарий Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» 1900,
ГТГ

Увлечение А. Васнецова ≪старой Москвой≫ началось в 1891 году, когда он иллюстрировал
лермонтовскую ≪Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова≫. Нужен был вид Кремля из Замоскворечья — естественно, вид XVI века. Художник подошел к поставленной перед ним задаче с
максимальной добросовестностью — изучал старинные планы города, собирал материалы в архивах и библиотеках.

Слайд 6

Аполлинарий Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» 1900,

Аполлинарий Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» 1900,
ГТГ

Увлеченное знакомство с
Москвой, ≪вживание≫ в нее (как раз в 1891 году Васнецов окончательно обосновался в первопрестольной) стало для нашего героя судьбоносным. В своей ≪Автобиографической записке≫
он впоследствии отмечал: ≪Моя склонность к пейзажам исторического характера проявлялась в продолжение всей моей художественной деятельности, но первое более ясное выражение этого сказалось, когда я перебрался в Москву в 1891 году и поселился против самого Кремля≫.

Слайд 7

Аполлинарий Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» 1900,

Аполлинарий Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» 1900,
ГТГ

В 1897 году Васнецову вновь пришлось обратиться к старомосковской теме, работая над декорациями к ≪Хованщине≫ М. П. Мусоргского. И вновь мастер с головой погрузился в далекую эпоху, чувствуя, что она занимает его все больше и больше. Декорации были готовы, а Васнецов все не мог расстаться с темой. ≪Я теперь занят "старой Москвой", — писал он в 1899 году художнику Н. Н. Хохрякову, — и собираю по ней материал. Один холст подмалеван, другой в контурах. Работа очень интересная, и другого ничего не хочется делать≫.

Слайд 8

Аполлинарий Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» 1900,

Аполлинарий Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» 1900,
ГТГ

Постепенно А. Васнецов овладевал материалами по истории Москвы, разыскивая их в архивах, библиотеках, музеях.
Его интересовали старинные планы города, иконы и летописные миниатюры, на которых присутствовали те или иные московские здания, давно стертые с лица земли пожаром или неумолимым ходом времени.
В том же 1900 году Васнецов совершил полет над Москвой на воздушном шаре, изучая городской ландшафт — расположение возвышенностей, рек и тому подобных ≪подробностей≫.

Слайд 9

Аполлинарий Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» 1900,

Аполлинарий Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» 1900,
ГТГ

Однако основу творческого метода мастера составляло отнюдь не только скрупулезное собирание информации.
Сам он писал: ≪Для художника, воссоздающего жизнь
прошлого, важно помимо сухого исторического материала нечто другое, что дает ему возможность "проникать« в это прошлое. Эта способность чисто творческая, где воображение и представление руководят работой художника несравненно в большей степени, чем какой бы то ни было сухой материал...»

Слайд 10

Аполлинарий Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» 1900,

Аполлинарий Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» 1900,
ГТГ

«Утро красит нежным светом...

Арсенальная башня
≪Рельеф≫ левой, возвышенной, части городского пейзажа определяет мощный силуэт угловой
Арсенальной башни Кремля, контролировавшей
переправу через реку Неглинную. Арсенальная
башня была выстроена в 1492 году, а в 1680-х годах над нею возвели восьмигранный шатер, изображенный Васнецовым.

Слайд 11

Аполлинарий Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» 1900,

Аполлинарий Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» 1900,
ГТГ

«Утро красит нежным светом...

Кутафья башня
В правой части картины Васнецов изобразил Кутафью башню — единственную предмостную башню, сохранившуюся до наших дней (именно через нее проходят сегодня в Кремль экскурсанты). Она была построена в 1516 году в конце Троицкого моста, напротив Троицкой башни Кремля.

Слайд 12

Аполлинарий Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» 1900,

Аполлинарий Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» 1900,
ГТГ

«Утро красит нежным светом...

Кремлевские храмы
За стеной видны храмы Кремля и колокольня Ивана Великого, долгое время остававшаяся самым высоким зданием в Москве. Золотые купола выглядят тусклыми,
матовыми: солнце еще не успело взойти и оживить их своими лучами.

Слайд 13

Аполлинарий Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» 1900,

Аполлинарий Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» 1900,
ГТГ

«Утро красит нежным светом...

Воскресенский мост
Построенный в 1601—03 годах Воскресенский мост через реку Неглинную был первым каменным мостом в Москве. Он находился на территории нынешней Манежной площади, возле Воскресенских (Иверских ворот, и соединял Белый город с районом Кремля и Китай-города. Еще в XVI веке реку возле Воскресенского моста пере городили плотиной, а возле нее поставили мельницы. Вблизи моста и на нем самом шел бойкий торг, здесь располагалось
множество лавок, торговавших снедью —главным образом сластями: пряниками и ≪сахарным хрустом≫ (леденцами). После большого московского пожара 1812 года Неглинку перекрыли сводами, а мост засыпали землей.

Слайд 14

Аполлинарий Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» 1900,

Аполлинарий Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» 1900,
ГТГ

«Утро красит нежным светом...

Цветущий сад
Правая нижняя часть картины отдана живописному cстолпотворению зданий и усадеб Белого города. В саду одной из усадеб видна цветущая сирень —Васнецов указывает нам не только на эпоху и время суток, но и на сезон. Итак, Москва, XVII век, рассвет, поздняя весна.

Слайд 15

Аполлинарий Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» 1900,

Аполлинарий Михайлович Васнецов. «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» 1900,
ГТГ

«Утро красит нежным светом...

Деревянная Москва
В XVIIвеке большая часть строений Китай-города и Белого города все еще была деревянной, хотя правительство,
боясь пожаров, всячески пыталось склонить горожан к строительству каменных жилищ. Москвичи, однако, не торопились откликаться на ≪правительственные инициативы≫: бытовало убеждение, что в каменных домах жить нездорово.

Слайд 16

Арсенальная башня

Кутафья башня

Кремлёвские храмы

Воскресенский мост

Цветущий сад

Деревянная Москва

Арсенальная башня Кутафья башня Кремлёвские храмы Воскресенский мост Цветущий сад Деревянная Москва
Имя файла: На-рассвете-у-Воскресенского-моста.-Конец-XVII-века.pptx
Количество просмотров: 182
Количество скачиваний: 0