Народное прикладное искусство

Содержание

Слайд 2

Содержание

Значение народных промыслов России
Виды народных промыслов
Последовательность действий росписи
Задачи

Содержание Значение народных промыслов России Виды народных промыслов Последовательность действий росписи Задачи
декоративно-прикладного искусства
Принципы освоения народного искусства
Принципы построения учебно-методического пособия
Тестовые задания
Список литературы

Слайд 3

Народные промыслы России

С незапамятных времен Россия славилась своими народными промыслами. Промысел —

Народные промыслы России С незапамятных времен Россия славилась своими народными промыслами. Промысел
это особый вид творчества. Вещи, которыми люди каждый день пользовались в своей обычной жизни, украшались живописцами как настоящие произведения искусства. Помимо росписи, существовали и другие виды искусства:
Каждый народны промысел был выдержан в собственном индивидуальном стиле, который появился благодаря истории того или иного региона, его обычаев и традиций.

Слайд 4

Хохлома

Он зародился в селе Хохлома, которое располагалось на территории бывшего Семеновского уезда

Хохлома Он зародился в селе Хохлома, которое располагалось на территории бывшего Семеновского
Нижегородской губернии. Село славилось тем, что на его территории находилось много старообрядческих монастырей. При монастырях были мастерские, где занимались изготовлением деревянной посуды. Хохломские мастера использовали для росписи сочные яркие краски: черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета. Золотистый цвет изготавливается интересным способом:
На посуду кладется серебряный оловянный порошок.
Ее покрывают лаком.
Три-четыре раза обрабатывают в печи.

Слайд 5

Гжель

Гжель относится к изделиям, изготовленным из керамики. В городе с одноименным названием

Гжель Гжель относится к изделиям, изготовленным из керамики. В городе с одноименным
уже с с XVII века производили керамику и фарфор. Этот город тоже считался центром жизни староверов, но расцвет гжели, как одного из самых известных народных промыслов России пришелся на время существования «Товарищества производства фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» в конце XIX — начале XX века. Главными цветами гжели стали белый и синий, но частные мастера позволяли себе некоторые вольности. Например, могли добавить и золотой.

Слайд 6

Вологодское кружево

До XIX века кружевоплетение было домашним ремеслом, им занимались, прежде всего,

Вологодское кружево До XIX века кружевоплетение было домашним ремеслом, им занимались, прежде
частные мастерицы. С увеличением популярности вологодского кружева производство изделий поставили на поток. В XIX веке в окрестностях Вологды появились кружевные фабрики.
Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине тесьмой. Для изготовления вологодского кружева используются подушка-валик, можжевеловые или березовые коклюшки, булавки, сколок. Типичный материал для вологодских кружев — лен.

Слайд 7

Каслинское литье

Каслинское литье — художественные изделия (скульптура, решетки, архитектурные элементы и т.

Каслинское литье Каслинское литье — художественные изделия (скульптура, решетки, архитектурные элементы и
д.) из чугуна и бронзы, производящиеся на чугунолитейном заводе в городе Касли.
Традиции Каслинского литья — графическая четкость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов — сложились в XIX веке. В этот период владельцы завода привлекли к работе новых талантливых скульпторов, художников, чеканщиков и формовщиков. Изделия каслинского литья получили награду «Гран при» на престижной Парижской всемирной выставке прикладного искусства в 1900 году.

Слайд 8

Палехская миниатюра

Это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям

Палехская миниатюра Это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным
и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.
Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.

Слайд 9

Вышивка

Возникновение вышивки относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого

Вышивка Возникновение вышивки относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением
стежка при шитье одежды из шкур животных.
Материалом для вышивки в разное время служили жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, хлопка, шерсти, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы или бисер, блестки, ракушки.

Слайд 10

Матрешка

Круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила

Матрешка Круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье
сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.
Сейчас матрешка — не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования.

Слайд 11

Дымковская игрушка

Это символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю. Она

Дымковская игрушка Это символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю.
лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может.

Слайд 12

Филимоновская игрушка

Филимоновская традиционная игрушка выполняется в виде барыни, крестьянки, солдата, танцующей пары,

Филимоновская игрушка Филимоновская традиционная игрушка выполняется в виде барыни, крестьянки, солдата, танцующей
а также в форме зверей, например, коров, баранов, лис, петухов и фантастических лесных существ.
Большинство филимоновских игрушек используются в качестве свистулек. Существуют и местные особенности изображения игрушки. Например, барыню всегда лепят в длинной юбке, в форме колокола, со шляпой на голове. Мужчину изображают в мундире с погонами, фуражке с козырьком и в сапогах с небольшим каблуком. Животных изображают с тонкой талией и длинной изящной шеей.

Слайд 13

Каргопольская игрушка

Для нее характерна многофигурность композиции (веселые тройки с седоками в санях,

Каргопольская игрушка Для нее характерна многофигурность композиции (веселые тройки с седоками в
танцующие фигуры, катания на лодке, сказочные сюжеты и другое). Все фигурки немного приземистые, с короткими руками и ногами, туловище у них удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Интересно, что животные изображаются с толстыми лапами.
Герои местных мастеров — простые русские люди, работающие в поле, пахари и сеятели, которые отдыхают в период обеда, женщины, которые стирают белью и нянчат детишек. Часто мастера создавали не только существующих, но и вымышленных зверей.

Слайд 14

Богородская игрушка

Игрушка выполняется из дерева, в основном из липы. Перед изготовлением игрушки

Богородская игрушка Игрушка выполняется из дерева, в основном из липы. Перед изготовлением
липа должна сохнуть два года. Щепки от дерева используют для производства подставок для игрушек. Богородские игрушки редко разукрашивают или расписывают. Поверхность готовых фигурок на Руси зачищали наждачной бумагой. Далее игрушки отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и украшает изделие. По традиции некоторые части игрушки делали подвижными.

Слайд 15

Резьба по дереву

Резьба по дереву — вид декоративно-прикладного искусства и один из

Резьба по дереву Резьба по дереву — вид декоративно-прикладного искусства и один
видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом, а также искусства в целом — это старинный народный промысел.
В России резьба по дереву называлась резным делом. Рисунок — ознамёнка, употреблялись также слова: вызорочье, узорочье.
Обладая универсальными качествами, этот материал позволяет делать большие по размерам сооружения, использовать самые малые его кусочки, корни и бересту для создания различной бытовой утвари, посуды, игрушек.

Слайд 16

Резьба по кости

Материалом для художественной обработки служили бивни слона, мамонта, клык моржа.

Резьба по кости Материалом для художественной обработки служили бивни слона, мамонта, клык
Народные мастера сумели выявить и использовать замечательные свойства материала для художественных изделий.
Бивень мамонта имеет красивый желтоватый тон и текстуру в виде миниатюрной сеточки. Благодаря своей твердости, внушительным размерам, красивому цвету он пригоден для создания разнообразных художественных изделий. Из него можно делать вазы, кубки, настольную декоративную скульптуру, изделия с ажурной резьбой.

Слайд 17

Способы включения базовых элементов народной росписи

В современном образовательном процессе с детьми традиционно

Способы включения базовых элементов народной росписи В современном образовательном процессе с детьми
изучают следующие виды народных росписей — гжельскую, жостовскую, хохломскую, городецкую, мезенскую, пермогорскую, палехскую, ракульскую, борецкую и другие. В зависимости от основной цели программы по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, методика построения занятия строится по-разному.

Слайд 18

Обучающиеся рассматривают произведения народного творчества и беседуют об их красоте. Таким образом,

Обучающиеся рассматривают произведения народного творчества и беседуют об их красоте. Таким образом,
углубляются знания учащихся о народном декоративно-прикладном искусстве и жизни самого народа создающего такую красоту. Их внимание обращается на особенности формы и тематику изображений, их разнообразие росписей по форме и цвету, соответствие росписи среде создания народного произведения. Они выполняют эскиз росписи, соблюдая определенную последовательность действий, весь процесс всегда строится от простого к сложному с учетом психофизиологических и возрастных особенностей детей:

Слайд 19

Часто используемый подход к освоению декоративно-прикладного искусства реализует следующие задачи:

Часто используемый подход к освоению декоративно-прикладного искусства реализует следующие задачи:

Слайд 20

Создание педагогических условий для изучения народных кистевых росписей заложено в принципах освоения

Создание педагогических условий для изучения народных кистевых росписей заложено в принципах освоения народного искусства:
народного искусства:

Слайд 21

Повтор

Задача простая направлена на повтор главных отличительных элементов орнаментов, характерных для определенной

Повтор Задача простая направлена на повтор главных отличительных элементов орнаментов, характерных для
школы народного мастерства. Это не механическое повторение, а установка на творческое, эстетическое восприятие.

Слайд 22

Вариация

Задача усложненного типа направлена на повтор главных элементов определенной школы народного мастерства

Вариация Задача усложненного типа направлена на повтор главных элементов определенной школы народного
с вариациями. Рисование кистью главных элементов предполагает варианты их декоративной трактовки, привлечение разнообразных композиционных схем, включение новых элементов.

Слайд 23

Импровизация

Наиболее сложная задача направлена на импровизацию по мотивам народного орнамента и эстетического

Импровизация Наиболее сложная задача направлена на импровизацию по мотивам народного орнамента и
восприятия природы с целью создания нового образа. Ритм, цвет, мотивы такого орнамента разнообразны.

Слайд 24

Учебно-методическое пособие построено на следующих принципах:

Учебно-методическое пособие построено на следующих принципах:

Слайд 26

Задание 1

Цвет, не часто использующийся в хохломской росписи:
черный
зеленый
золотистый
красный

1

2

3

4

2 - зеленый

Задание 1 Цвет, не часто использующийся в хохломской росписи: черный зеленый золотистый

Слайд 27

Задание 2

Какой из перечисленных цветов используется в палехской миниатюре?
коричнево-оранжевый
зеленый
желтый

1

2

3

1 – коричнево-оранжевый

Задание 2 Какой из перечисленных цветов используется в палехской миниатюре? коричнево-оранжевый зеленый

Слайд 28

Задание 3

Дымковская игрушка лепится из:
воска
глины
пластилина

1

2

3

2 - глины

Задание 3 Дымковская игрушка лепится из: воска глины пластилина 1 2 3 2 - глины

Слайд 29

Задание 4

Материал для вологодских кружев:
хлопок
шелк
лён

3 - лён

1

2

3

Задание 4 Материал для вологодских кружев: хлопок шелк лён 3 - лён 1 2 3

Слайд 30

Задание 5

Выберите неверное утверждение в особенностях изображения филимоновской игрушки:
мужчина с погонами, фуражкой

Задание 5 Выберите неверное утверждение в особенностях изображения филимоновской игрушки: мужчина с
и в сапогах
барыня в длинной юбке, со шляпой на голове
животные с толстой талией

3 – животные с толстой талией

1

2

3

Слайд 31

Задание 6

Традиция в изготовлении богородских игрушек:
подвижность некоторых частей
подставка для игрушек
роспись игрушек

1 –

Задание 6 Традиция в изготовлении богородских игрушек: подвижность некоторых частей подставка для
подвижность некоторых частей

1

2

3

Слайд 32

Задание 7

Материалы, использующиеся для художественной обработки резьбы по кости:
скелет динозавра
бивни слона
бивни мамонта

1

2

3

2

Задание 7 Материалы, использующиеся для художественной обработки резьбы по кости: скелет динозавра
– бивни слона
3 – бивни мамонта

Слайд 33

Задание 8

Расставьте цифры в соответствии с последовательностью действий росписи эскиза.
определить место всех

Задание 8 Расставьте цифры в соответствии с последовательностью действий росписи эскиза. определить
характерных элементов узора
определить границы, в пределах которых должен быть размещен орнамент
закончить выполнение эскиза орнамента в цвете
наметить оси симметрии

3

1

4

2

Слайд 34

Задание 9

Неверно сформулированная задача:
проявление уважительного отношения к культурному наследию
переосмысление места декоративного искусства

Задание 9 Неверно сформулированная задача: проявление уважительного отношения к культурному наследию переосмысление
в жизни общества
формирование художественного вкуса

1

2

3

2 – осмысление места…

Слайд 35

Задание 10

Дополните перечень принципов освоения народного искусства.

Повтор

Вариация


Импровизация

Задание 10 Дополните перечень принципов освоения народного искусства. Повтор Вариация … Импровизация