Нормативная этика высшие моральные ценности Добро и зло

Содержание

Слайд 2

РЕФЛЕКСИЯ:ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЧАСОВ РАЗДЕЛА

РЕФЛЕКСИЯ:ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЧАСОВ РАЗДЕЛА

Слайд 3

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

1. ДАТЬ ПИСЬМЕННЫЙ ОТВЕТ «НРАВСТВЕННЫЙ МИНИМУМ» ЧЕЛОВЕКА
2. УСТНО БЫТЬ ГОТОВЫМ

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ 1. ДАТЬ ПИСЬМЕННЫЙ ОТВЕТ «НРАВСТВЕННЫЙ МИНИМУМ» ЧЕЛОВЕКА 2. УСТНО
К РАЗГОВОРУ О НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЯХ «МИНИМУМА»

Слайд 4

НОРМАТИВНАЯ ЭТИКА ВЫСШИЕ МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

ДОБРО И ЗЛО

НОРМАТИВНАЯ ЭТИКА ВЫСШИЕ МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ДОБРО И ЗЛО

Слайд 5

ИТОГИ

ПАРАЛЛЕЛЬНО С ФОРМИРОВАНИЕМ НОРМ, ПРИНЦИПОВ, ИДЕАЛОВ, КОТОРЫЕ РАСКРЫВАЮТ СОДЕРЖАНИЕ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ

ИТОГИ ПАРАЛЛЕЛЬНО С ФОРМИРОВАНИЕМ НОРМ, ПРИНЦИПОВ, ИДЕАЛОВ, КОТОРЫЕ РАСКРЫВАЮТ СОДЕРЖАНИЕ ТОЙ ИЛИ
МОРАЛИ,В НРАВСТВЕННОМ СОЗНАНИИ РАЗВИВАЮТСЯ ПОНЯТИЯ ДОБРА И ЗЛА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕЁ НРАВСТВЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ

Слайд 6

СТАНОВЛЕНИЕ МОРАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ

СТАНОВЛЕНИЕ МОРАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ

Слайд 7

ЗАЧЕМ НАМ ПРИНЦИПЫ???

ЗАЧЕМ НАМ ПРИНЦИПЫ???

Слайд 8

ДОБРО И ЗЛО СТРАДАНИЕ И СОСТРАДАНИЕ

ДОБРО И ЗЛО СТРАДАНИЕ И СОСТРАДАНИЕ

Слайд 9

ГЛАВНЫЕ КАТЕГОРИИ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ

Ими оперирует человек как субъект нравственной деятельности и через

ГЛАВНЫЕ КАТЕГОРИИ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ Ими оперирует человек как субъект нравственной деятельности и
них общество осуществляет моральную регуляцию поведения людей.

ДОБРО
ЗЛО
ДОЛГ
СОВЕСТЬ
ЧЕСТЬ
ДОСТОИНСТВО
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЧЕСТНОСТЬ
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
ГУМАННОСТЬ

Слайд 10

ДОБРО

ДОБРО – в широком смысле: положительная ценность вообще, благо.

ДОБРО ДОБРО – в широком смысле: положительная ценность вообще, благо.

Слайд 11

Добро — понятие нравственности — понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее намеренное

Добро — понятие нравственности — понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее намеренное
стремление к бескорыстной помощи ближнему. Добро как намерение к бескорыстной помощи ближнему. Добро как намерение может осуществляться только свободной волей. Удача, выигрышное стечение обстоятельств не являются добром. В отличие от зла, добро не выражается простой волей к добру, поскольку такая воля может быть корыстной, а значит нейтральной по отношению к нравственности. Настоящее добро должно быть бескорыстным.
В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем, радостью.
Добро и зло — антонимичныеДобро и зло — антонимичные понятия и, таким образом, отрицают друг друга. Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло - с тьмой, тёмным, чёрным. Согласно догматам некоторых религийДобро и зло — антонимичные понятия и, таким образом, отрицают друг друга. Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло - с тьмой, тёмным, чёрным. Согласно догматам некоторых религий добро со злом рассматриваются как автономные силы, ведущие извечную борьбу за право властвовать в мире. Подобная система взглядов в теологииДобро и зло — антонимичные понятия и, таким образом, отрицают друг друга. Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло - с тьмой, тёмным, чёрным. Согласно догматам некоторых религий добро со злом рассматриваются как автономные силы, ведущие извечную борьбу за право властвовать в мире. Подобная система взглядов в теологии называется дуализмом.

Слайд 12

Добро в христианстве
В христианстве самым главным представителем добра — или даже источником

Добро в христианстве В христианстве самым главным представителем добра — или даже
самого этого понятия — считается Бог. Объективным критерием добра (также как и блага) является соответствие его воле Божией.
Христианство рассматривает зло, не как сущность, но как умаление добра. Источником зла является злая воля разумных и свободных существ, уклонившихся от пути добра и впавших в противление Богу. Первым это сделал верховный ангел, ставший в результате СатанойХристианство рассматривает зло, не как сущность, но как умаление добра. Источником зла является злая воля разумных и свободных существ, уклонившихся от пути добра и впавших в противление Богу. Первым это сделал верховный ангел, ставший в результате Сатаной и ДиаволомХристианство рассматривает зло, не как сущность, но как умаление добра. Источником зла является злая воля разумных и свободных существ, уклонившихся от пути добра и впавших в противление Богу. Первым это сделал верховный ангел, ставший в результате Сатаной и Диаволом. Увлеченные им в падение ангелыХристианство рассматривает зло, не как сущность, но как умаление добра. Источником зла является злая воля разумных и свободных существ, уклонившихся от пути добра и впавших в противление Богу. Первым это сделал верховный ангел, ставший в результате Сатаной и Диаволом. Увлеченные им в падение ангелы стали демонами, которые видят смысл своего существования во вражде с Богом, и уже не могут покаяться и снова начать творить добро.
ЛюдиЛюди же примирены с Богом крестной жертвой Сына БожияЛюди же примирены с Богом крестной жертвой Сына Божия — Иисуса ХристаЛюди же примирены с Богом крестной жертвой Сына Божия — Иисуса Христа. Теперь каждый человекЛюди же примирены с Богом крестной жертвой Сына Божия — Иисуса Христа. Теперь каждый человек имеет возможность покаятьсяЛюди же примирены с Богом крестной жертвой Сына Божия — Иисуса Христа. Теперь каждый человек имеет возможность покаяться, уверовать в Единородного и вернуться в послушаниеЛюди же примирены с Богом крестной жертвой Сына Божия — Иисуса Христа. Теперь каждый человек имеет возможность покаяться, уверовать в Единородного и вернуться в послушание Богу.

Слайд 13

Евангельское добро
В Евангелии добро – это прежде всего дела милосердия. Различают дела

Евангельское добро В Евангелии добро – это прежде всего дела милосердия. Различают
милости телесной – накормить голодного, напоить жаждущего, принять странника, одеть нагого, посетить больного или заключенного (Мф.В Евангелии добро – это прежде всего дела милосердия. Различают дела милости телесной – накормить голодного, напоить жаждущего, принять странника, одеть нагого, посетить больного или заключенного (Мф.25:35-36В Евангелии добро – это прежде всего дела милосердия. Различают дела милости телесной – накормить голодного, напоить жаждущего, принять странника, одеть нагого, посетить больного или заключенного (Мф.25:35-36). И милости духовной – обратить грешника от ложного пути его – спасти душу (Иак.В Евангелии добро – это прежде всего дела милосердия. Различают дела милости телесной – накормить голодного, напоить жаждущего, принять странника, одеть нагого, посетить больного или заключенного (Мф.25:35-36). И милости духовной – обратить грешника от ложного пути его – спасти душу (Иак.5:20).
Также утверждается, что никакое, даже самое малейшее добро, в конечном итоге не останется без награды от Бога (Мф.Также утверждается, что никакое, даже самое малейшее добро, в конечном итоге не останется без награды от Бога (Мф.10:42Также утверждается, что никакое, даже самое малейшее добро, в конечном итоге не останется без награды от Бога (Мф.10:42, Мк.Также утверждается, что никакое, даже самое малейшее добро, в конечном итоге не останется без награды от Бога (Мф.10:42, Мк.9:41).
Добро в индуизме
В индуизмеВ индуизме за умение отличать Добро от зла ведаетВ индуизме за умение отличать Добро от зла ведает сердечная чакраВ индуизме за умение отличать Добро от зла ведает сердечная чакра Анахата. С точки зрения индуизма, величина развития этой чакры (относительно остальных чакр) определяет ту крайнюю планку, которая разделят добро и зло. При слаборазвитой чакре, в поступках человека присутствует меньше доброты («Радуйся, что не убил, а только ограбил»). При переразвитой чакре, изо всякого действия и ситуации человек стремится извлечь/принести в мир больше доброты («Если бьют по правой щеке, надо подставить левую»).
Обе крайности в индуизме не одобряются, но могут одобряться в других религиях
Когда чакра внезапно закрывается (например, при потере близкого человека или предательства, и чувствуется постоянный холод в солнечном сплетении), то человека посещают мысли о самоубийстве. Тогда для открытия чакры вновь, надо найти способ как сделать Добро кому-нибудь. Если это невозможно, то человек отказывается от пищи и через несколько дней наступает истощение, и организм человека (сопротивляясь его чувствам кому-нибудь. Если это невозможно, то человек отказывается от пищи и через несколько дней наступает истощение, и организм человека (сопротивляясь его чувствам) активизирует чакру выживания — Муладхару
Добро в исламе
Согласно исламской традиции и добро и зло (опосредованно, через сатану) исходят от бога. который в своих деяниях руководствуется выбором человека. При этом считается что от природы люди склонны к добру, а преодоление людьми склонения их посредством сатаны к злу позволяет им возвеличиваться духом. Таким образом, выбор человеком добра является своеобразной проверкой.[1]

Слайд 14

ПОНЯТИЕ ДОБРА В КУЛЬТУРЕ ОДНА ИЗ РАСХОЖИХ (ИРОНИЧНЫХ) ФРАЗ, КАСАЮЩИХСЯ ДОБРА: «ДОБРО ДОЛЖНО

ПОНЯТИЕ ДОБРА В КУЛЬТУРЕ ОДНА ИЗ РАСХОЖИХ (ИРОНИЧНЫХ) ФРАЗ, КАСАЮЩИХСЯ ДОБРА: «ДОБРО
БЫТЬ С КУЛАКАМИ». ФРАЗА ПРИПИСЫВАЕТСЯ М. СВЕТЛОВУ, КОТОРЫЙ СООБЩИЛ ЕЁ НЕСКОЛЬКИМ ПОЭТАМ С ПРОСЬБОЙ НАПИСАТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ, НАЧИНАЮЩЕЕСЯ НА ЭТУ СТРОЧКУ. САМОЕ ИЗВЕСТНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ НАПИСАЛ СТАНИСЛАВ КУНЯЕВ: ДОБРО ДОЛЖНО БЫТЬ С КУЛАКАМИ ДОБРО СУРОВЫМ БЫТЬ ДОЛЖНО, ЧТОБЫ ЛЕТЕЛА ШЕРСТЬ КЛОКАМИ СО ВСЕХ, КТО ЛЕЗЕТ НА ДОБРО… ДРУГИМ ПРИМЕРОМ ЯВЛЯЕТСЯ ФРАЗА «ПОБЕДА СИЛ ДОБРА НАД СИЛАМИ РАЗУМА», ОТРАЖАЮЩАЯ СКЕПСИС ПО ОТНОШЕНИЮ К ХРИСТИАНСКОЙ ОЦЕНКЕ ДОБРА. ДОБРО ЯВЛЯЕТСЯ КРИТЕРИЕМ ОЦЕНИВАНИЯ, АБСТРАКЦИЕЙ. ПОД ДОБРОМ МЫ ПОНИМАЕМ СТРЕМЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО КУЛЬТУРУ. КУЛЬТУРА И ПОНЯТИЯ ДОБРА И ЗЛА ТЕСНО СВЯЗАНЫ. ЕСЛИ КУЛЬТУРА — ЭТО «ВОЗДЕЛЫВАНИЕ» — А СЕЙЧАС МЫ ПОНИМАЕМ ПОД ЭТИМ БОГАТСТВО РЕЗУЛЬТАТОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТРУДА И РАЗВИТИЯ, ТО ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ЭТОГО РАЗВИТИЯ — ЭТО ДОБРО, ДРУГОЕ — ЗЛО.

Слайд 15

ЗЛО

Зло — понятие нравственности — понятие нравственности, противоположное понятию добро, означающее неприемлемость

ЗЛО Зло — понятие нравственности — понятие нравственности, противоположное понятию добро, означающее
той или иной нравственной категории, которая может быть в практическом отношении выражена по-разному, как, например, причинение ближнему вреда, ущерба, страданий. Собственно злом является не сам ущерб или вред, а сознательное намерение его причинить. В этом смысле зло может причинить только существо, обладающее свободной волей его причинить. В этом смысле зло может причинить только существо, обладающее свободной волей. Различают добрую и злую волю. Вред, причиненный неумышленно или явившийся неудачным стечением обстоятельств, игрой случая, а не намерением свободной воли (злой воли) не считается злом

Слайд 16

Значения
В житейском смысле зло относят ко всему, что получает у людей отрицательную

Значения В житейском смысле зло относят ко всему, что получает у людей
оценку, или порицается ими с какой-либо стороны (т.е. противоречит правилам морали). В этом смысле и ложьВ житейском смысле зло относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку, или порицается ими с какой-либо стороны (т.е. противоречит правилам морали). В этом смысле и ложь, и безобразиеВ житейском смысле зло относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку, или порицается ими с какой-либо стороны (т.е. противоречит правилам морали). В этом смысле и ложь, и безобразие подходят под понятие зла. Вопрос о преобладании зла или добра в мире составляет предмет спора между пессимистамиВ житейском смысле зло относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку, или порицается ими с какой-либо стороны (т.е. противоречит правилам морали). В этом смысле и ложь, и безобразие подходят под понятие зла. Вопрос о преобладании зла или добра в мире составляет предмет спора между пессимистами и оптимистами.
О том, возможно ли, и каким способом, согласовать с точки зрения верующих в БогаО том, возможно ли, и каким способом, согласовать с точки зрения верующих в Бога существование зла с целесообразным мировым порядком, с благостью и мудростью Бога — теодицея.
Происхождение зла, является одной из центральных проблем во многих религиях – в буддизме, иудаизме, исламе, христианстве.
Зло (значения слова)
Нечто плохое, дурное (противоп.: добро).
перен. Несчастье, беда, неприятность.
нареч. Злобно, жестоко. // Язвительно, насмешливо.
нареч., разг. Очень сильно. // перен. Усердно, горячо.[1]

Слайд 17

ЗЛО

История
Происхождение зла является одной из центральных проблем во многих религиях — в

ЗЛО История Происхождение зла является одной из центральных проблем во многих религиях
буддизме, исламе, христианстве. Так например, согласно христианской религии, Бог — творец мира. Если он добр, возникает вопрос — откуда возникло в этом мире Зло. Это внешнее противоречие в средневековье было одной из причин возникновения сект, выступавших против официальной церкви. Согласно христианским апологетам, Бог не может творить зло, но при Своём творении (добра), оставляет возможность сотворённым Им разумным не может творить зло, но при Своём творении (добра), оставляет возможность сотворённым Им разумным свободным существам (ангелам не может творить зло, но при Своём творении (добра), оставляет возможность сотворённым Им разумным свободным существам (ангелам~демонам не может творить зло, но при Своём творении (добра), оставляет возможность сотворённым Им разумным свободным существам (ангелам~демонам и людям) «творить» как добро не может творить зло, но при Своём творении (добра), оставляет возможность сотворённым Им разумным свободным существам (ангелам~демонам и людям) «творить» как добро, так и зло. Зла, по существу, нет, зло, согласно их концепции, — всего лишь либо извращённое добро, либо — отсутствие добра, то есть, — небытие не может творить зло, но при Своём творении (добра), оставляет возможность сотворённым Им разумным свободным существам (ангелам~демонам и людям) «творить» как добро, так и зло. Зла, по существу, нет, зло, согласно их концепции, — всего лишь либо извращённое добро, либо — отсутствие добра, то есть, — небытие, которое никогда не может быть полным и окончательным. Поэтому и материальный мир не может творить зло, но при Своём творении (добра), оставляет возможность сотворённым Им разумным свободным существам (ангелам~демонам и людям) «творить» как добро, так и зло. Зла, по существу, нет, зло, согласно их концепции, — всего лишь либо извращённое добро, либо — отсутствие добра, то есть, — небытие, которое никогда не может быть полным и окончательным. Поэтому и материальный мир с человеческим телом, как его частью, есть добро.

Слайд 18

ДИАЛЕКТИКА ДОБРА И ЗЛА
Все, представляющееся нам согласно определенным ценностным масштабам в соответствии

ДИАЛЕКТИКА ДОБРА И ЗЛА Все, представляющееся нам согласно определенным ценностным масштабам в
с каким-либо ценностным критерием, хорошим или дурным, преимуществом или недостатком, в бесчисленном множестве случаев, развиваясь, так переходит друг в друга, что дурное оказывается необходимым условием хорошего, а хорошее — необходимым условием дурного. Понимание этого в той или иной степени могло уже давно открыться мыслящим людям, но могло быть также по-разному интерпретировано. Для неоплатонизмаВсе, представляющееся нам согласно определенным ценностным масштабам в соответствии с каким-либо ценностным критерием, хорошим или дурным, преимуществом или недостатком, в бесчисленном множестве случаев, развиваясь, так переходит друг в друга, что дурное оказывается необходимым условием хорошего, а хорошее — необходимым условием дурного. Понимание этого в той или иной степени могло уже давно открыться мыслящим людям, но могло быть также по-разному интерпретировано. Для неоплатонизма, который видел низшее вытекавшим из более высоких и высших источников, и стремившимся обратно к ним, необходима была в качестве связующего звена между низшим и высшим мирами идея, что разум может пользоваться злом и в добрых целях; ее высказал Плотин (Enn. III, 2, 5). Точно так же для благочестивого христианина с давних пор существовало необходимое связующее звено между его представлением о Боге и его знанием мира, в соответствии с которым злое и дурное совершается по воле Божьей и в соответствии с его целями, что Бог, как сказал Гаман. III, 2, 5). Точно так же для благочестивого христианина с давних пор существовало необходимое связующее звено между его представлением о Боге и его знанием мира, в соответствии с которым злое и дурное совершается по воле Божьей и в соответствии с его целями, что Бог, как сказал Гаман, делал недостойных орудием своей скрытой воли. Грехи и несчастье, так настойчиво учила и теодицея Лейбница. III, 2, 5). Точно так же для благочестивого христианина с давних пор существовало необходимое связующее звено между его представлением о Боге и его знанием мира, в соответствии с которым злое и дурное совершается по воле Божьей и в соответствии с его целями, что Бог, как сказал Гаман, делал недостойных орудием своей скрытой воли. Грехи и несчастье, так настойчиво учила и теодицея Лейбница, по причинам более высокого порядка не исключены полностью из природы вещей и почти ничего не значат по сравнению с добрым, более того, служат высшим благам. Подобным образом думал и Шефтсбери. III, 2, 5). Точно так же для благочестивого христианина с давних пор существовало необходимое связующее звено между его представлением о Боге и его знанием мира, в соответствии с которым злое и дурное совершается по воле Божьей и в соответствии с его целями, что Бог, как сказал Гаман, делал недостойных орудием своей скрытой воли. Грехи и несчастье, так настойчиво учила и теодицея Лейбница, по причинам более высокого порядка не исключены полностью из природы вещей и почти ничего не значат по сравнению с добрым, более того, служат высшим благам. Подобным образом думал и Шефтсбери. Проницательный реалист Макиавелли. III, 2, 5). Точно так же для благочестивого христианина с давних пор существовало необходимое связующее звено между его представлением о Боге и его знанием мира, в соответствии с которым злое и дурное совершается по воле Божьей и в соответствии с его целями, что Бог, как сказал Гаман, делал недостойных орудием своей скрытой воли. Грехи и несчастье, так настойчиво учила и теодицея Лейбница, по причинам более высокого порядка не исключены полностью из природы вещей и почти ничего не значат по сравнению с добрым, более того, служат высшим благам. Подобным образом думал и Шефтсбери. Проницательный реалист Макиавелли считал, что в каждом институте, как бы необходим и полезен он ни был в начале, скрывается присущее ему зло, и известно, как он, наоборот, стремился достичь хороших и больших результатов с помощью средств, которые сам же называл дурными и злыми. Для исторической картины, нарисованной Вико. III, 2, 5). Точно так же для благочестивого христианина с давних пор существовало необходимое связующее звено между его представлением о Боге и его знанием мира, в соответствии с которым злое и дурное совершается по воле Божьей и в соответствии с его целями, что Бог, как сказал Гаман, делал недостойных орудием своей скрытой воли. Грехи и несчастье, так настойчиво учила и теодицея Лейбница, по причинам более высокого порядка не исключены полностью из природы вещей и почти ничего не значат по сравнению с добрым, более того, служат высшим благам. Подобным образом думал и Шефтсбери. Проницательный реалист Макиавелли считал, что в каждом институте, как бы необходим и полезен он ни был в начале, скрывается присущее ему зло, и известно, как он, наоборот, стремился достичь хороших и больших результатов с помощью средств, которые сам же называл дурными и злыми. Для исторической картины, нарисованной Вико, принципиальное значение имела мысль, что ограниченные аффекты людей служат божественным средством для создания более высокой культуры. До крайности усиленная и превращенная в утешение мира и истории, эта идея ожила в учении Гегеля. III, 2, 5). Точно так же для благочестивого христианина с давних пор существовало необходимое связующее звено между его представлением о Боге и его знанием мира, в соответствии с которым злое и дурное совершается по воле Божьей и в соответствии с его целями, что Бог, как сказал Гаман, делал недостойных орудием своей скрытой воли. Грехи и несчастье, так настойчиво учила и теодицея Лейбница, по причинам более высокого порядка не исключены полностью из природы вещей и почти ничего не значат по сравнению с добрым, более того, служат высшим благам. Подобным образом думал и Шефтсбери. Проницательный реалист Макиавелли считал, что в каждом институте, как бы необходим и полезен он ни был в начале, скрывается присущее ему зло, и известно, как он, наоборот, стремился достичь хороших и больших результатов с помощью средств, которые сам же называл дурными и злыми. Для исторической картины, нарисованной Вико, принципиальное значение имела мысль, что ограниченные аффекты людей служат божественным средством для создания более высокой культуры. До крайности усиленная и превращенная в утешение мира и истории, эта идея ожила в учении Гегеля о хитрости разума. III, 2, 5). Точно так же для благочестивого христианина с давних пор существовало необходимое связующее звено между его представлением о Боге и его знанием мира, в соответствии с которым злое и дурное совершается по воле Божьей и в соответствии с его целями, что Бог, как сказал Гаман, делал недостойных орудием своей скрытой воли. Грехи и несчастье, так настойчиво учила и теодицея Лейбница, по причинам более высокого порядка не исключены полностью из природы вещей и почти ничего не значат по сравнению с добрым, более того, служат высшим благам. Подобным образом думал и Шефтсбери. Проницательный реалист Макиавелли считал, что в каждом институте, как бы необходим и полезен он ни был в начале, скрывается присущее ему зло, и известно, как он, наоборот, стремился достичь хороших и больших результатов с помощью средств, которые сам же называл дурными и злыми. Для исторической картины, нарисованной Вико, принципиальное значение имела мысль, что ограниченные аффекты людей служат божественным средством для создания более высокой культуры. До крайности усиленная и превращенная в утешение мира и истории, эта идея ожила в учении Гегеля о хитрости разума, который ставит себе на службу и неразумное. Позитивистский. III, 2, 5). Точно так же для благочестивого христианина с давних пор существовало необходимое связующее звено между его представлением о Боге и его знанием мира, в соответствии с которым злое и дурное совершается по воле Божьей и в соответствии с его целями, что Бог, как сказал Гаман, делал недостойных орудием своей скрытой воли. Грехи и несчастье, так настойчиво учила и теодицея Лейбница, по причинам более высокого порядка не исключены полностью из природы вещей и почти ничего не значат по сравнению с добрым, более того, служат высшим благам. Подобным образом думал и Шефтсбери. Проницательный реалист Макиавелли считал, что в каждом институте, как бы необходим и полезен он ни был в начале, скрывается присущее ему зло, и известно, как он, наоборот, стремился достичь хороших и больших результатов с помощью средств, которые сам же называл дурными и злыми. Для исторической картины, нарисованной Вико, принципиальное значение имела мысль, что ограниченные аффекты людей служат божественным средством для создания более высокой культуры. До крайности усиленная и превращенная в утешение мира и истории, эта идея ожила в учении Гегеля о хитрости разума, который ставит себе на службу и неразумное. Позитивистский, свободный от ценностных ощущений поворот во всеобщее эта идея обрела в конце XIX в. в учении Вильгельма Вундта. III, 2, 5). Точно так же для благочестивого христианина с давних пор существовало необходимое связующее звено между его представлением о Боге и его знанием мира, в соответствии с которым злое и дурное совершается по воле Божьей и в соответствии с его целями, что Бог, как сказал Гаман, делал недостойных орудием своей скрытой воли. Грехи и несчастье, так настойчиво учила и теодицея Лейбница, по причинам более высокого порядка не исключены полностью из природы вещей и почти ничего не значат по сравнению с добрым, более того, служат высшим благам. Подобным образом думал и Шефтсбери. Проницательный реалист Макиавелли считал, что в каждом институте, как бы необходим и полезен он ни был в начале, скрывается присущее ему зло, и известно, как он, наоборот, стремился достичь хороших и больших результатов с помощью средств, которые сам же называл дурными и злыми. Для исторической картины, нарисованной Вико, принципиальное значение имела мысль, что ограниченные аффекты людей служат божественным средством для создания более высокой культуры. До крайности усиленная и превращенная в утешение мира и истории, эта идея ожила в учении Гегеля о хитрости разума, который ставит себе на службу и неразумное. Позитивистский, свободный от ценностных ощущений поворот во всеобщее эта идея обрела в конце XIX в. в учении Вильгельма Вундта о гетерогонии целей. В соответствии с этим учением результаты действия, руководимого целями, всегда содержат и некоторые побочные эффекты, приводящие к новым непредвиденным действиям.
Так постепенно превращался в холодное научное знание причинности потрясающий опыт, придающий всей исторической жизни трагический, даже демонический характер, опыт, в соответствии с которым злое и доброе могут находиться в причинной связи.

Слайд 19

О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ…

В жизни по-разному можно жить – Можно в

О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ… В жизни по-разному можно жить – Можно в
беде, а можно – в радости, Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно так: На рассвете встать – И, помышляя о чуде, Рукой обожженною солнце достать И подарить его людям.
С. Островой
Просмотр киноленты «О собаке»

Слайд 20

НЕ СТОЙ В СТОРОНЕ РАВНОДУШНЫМ, КОГДА У КОГО-ТО БЕДА. РВАНУТЬСЯ НА ВЫРУЧКУ МОЖНО В ЛЮБУЮ

НЕ СТОЙ В СТОРОНЕ РАВНОДУШНЫМ, КОГДА У КОГО-ТО БЕДА. РВАНУТЬСЯ НА ВЫРУЧКУ
МИНУТУ ВСЕГДА. И ЕСЛИ КОМУ-ТО ПОМОЖЕТ ТВОЯ ДОБРОТА И ДРУЖБА ТВОЯ, ТЫ СЧАСТЛИВ, ЧТО ДЕНЬ НЕ НАПРАСНО БЫЛ ПРОЖИТ: НА СВЕТЕ ЖИВЕШЬ ТЫ НЕ ЗРЯ.

Слайд 21

Добро и добрые дела противостоят злу и жестокости мира, поэтому никак нельзя

Добро и добрые дела противостоят злу и жестокости мира, поэтому никак нельзя
забывать о тех, кто вершит добро на своем жизненном пути. Настоящая доброта… в чем она проявляется? Может быть, в необыкновенной любви к людям? И такие люди, бескорыстно помогающие нуждающимся, были всегда. Как вы думаете, а с чего можете начать вы свой путь добрых поступков, благородных решений?

Слайд 22

СПРАВКА С ФОРУМА…
В последнее время в голливудских блокбастерах все отчетливее проявляется очень

СПРАВКА С ФОРУМА… В последнее время в голливудских блокбастерах все отчетливее проявляется
простая идея. Идея неразличимости Добра и Зла. Хотя подобные размышления существовали и до сегодняшних дней (например Мастер и Маргарита, Булгаков - начало 20 века), Голливуд стал воспринимать эту идею совсем недавно. Идея неразличимости Добра и Зла - очень опасная. Представьте себе, что кто-то убивает вас и при этом не считает это грехом. Потому что в понимании этого человека, убить - это конечно Зло, но кто сказал, что это плохо. В этом и проблема: Что хорошо, а что плохо? Человек вас убивает, для того чтобы забрать у вас деньги. Да, это безусловно Зло, но он прокормит свою семью - это уже Добро (с его точки зрения конечно). Тоже самое и в нашей жизни: страну нагло обворовывают, но те кто это делают говорят, что это Добро, потому что они прокормят (и не один раз) свою семью. Теперь что касается Голливуда. Я рассматриваю Голливуд как индикатор Глобальных Тенденций в культуре. Если уж Голливуд заговорил о том, что Зло и Добро, ребята, в общем-то одно и то же, поэтому воруйте, уничтожайте, обманывайте - за это вам ничего не будет, тогда и обмануть никого не стыдно. А быть честным уже как-то неприлично. Примеры фильмов: Константин, Ночной Дозор (конечно не Голливуд, но сделан по их лекалам). Кто-то, конечно, не согласен (но это скорее от невнимательного чтения, или просто не сталкивались с такими мыслями). Но это ИМХО. Обсуждаем, дискутируем, только цивилизованно.

Слайд 23

«Центральным понятием морали является «жэнь» (гуманность), что характеризует закон отношений людей в

«Центральным понятием морали является «жэнь» (гуманность), что характеризует закон отношений людей в
обществе и цель нравственного самосовершенствования. В соответствии с этим отношения людей должны определяться мудростью, верностью долгу, платой добром за добро и справедливостью за зло» (Конфуций — Кунцзы).
«Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтобы совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки — счастье наибольшего числа людей» (Клод Гельвеции).

Слайд 24

Добро и зло творить всегда Во власти всех людей. Но зло творится без труда

Добро и зло творить всегда Во власти всех людей. Но зло творится
- Добро творить трудней. Рождает зверя зверь, Рождает птица птицу. От доброго – добро, От злого - зло родится. Добро, коль ни было б оно мало, Гораздо лучше, чем большое зло.

Слайд 25

“Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о

“Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о
котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить.
Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее”.
Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?”
Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”

Слайд 26

РАССКАЖУ ВАМ СКАЗОЧКУ…

Жила-была на земле девушка по имени ЛЮБОВЬ. Скучно ей

РАССКАЖУ ВАМ СКАЗОЧКУ… Жила-была на земле девушка по имени ЛЮБОВЬ. Скучно ей
было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла ЛЮБОВЬ в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник. – Одну зовут РАДОСТЬ, другую – УДАЧА, третью – КРАСОТА, четвёртую – ПЕЧАЛЬ, пятую – ДОБРОТА.
- Они все прекрасны, - сказала ЛЮБОВЬ. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет твоей подружкой на всю твою жизнь.
Подошла ЛЮБОВЬ к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась ЛЮБОВЬ.

Слайд 27

ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР…

- А КОГО ВЫБРАЛИ БЫ ВЫ? ПОЧЕМУ? Обмен мнениями.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СКАЗКИ:
ЛЮБОВЬ

ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР… - А КОГО ВЫБРАЛИ БЫ ВЫ? ПОЧЕМУ? Обмен мнениями. ПРОДОЛЖЕНИЕ
подошла к девушке по имени ДОБРОТА и протянула ей руку.
В. ГЮГО писал: «Во внутреннем мире человека доброта – это СОЛНЦЕ»
- Согласны ли вы с данным утверждением? Обоснуйте свой ответ.
- Каким делает человека доброта? ( обаятельным, красивым, доброжелательным).

Слайд 28

Но как бы нас жизнь ни ломала, В ней некое есть волшебство… Хороших людей

Но как бы нас жизнь ни ломала, В ней некое есть волшебство…
слишком мало. И все – таки их большинство. Стань добрым волшебником! Ну-ка, попробуй! Тут хитрости вовсе не нужно особой Понять и исполнить желание другого - Одно удовольствие, честное слово!
Имя файла: Нормативная-этика-высшие-моральные-ценности-Добро-и-зло.pptx
Количество просмотров: 219
Количество скачиваний: 0