равным образом поступок (praxis) и сознательный выбор, как
принято считать, стремятся к определенному благу. Поэтому удачно определяли благо как то, к
чему всё стремится.
другие - определенные отдельные от них результаты (erga)».
Аристотель «Никомахова этика»
Добродетели
это не дар богов
По Аристотелю благо человека – это счастье, или
«деятельность души в полноте добродетелей».
Высшее благо — благо полиса (государства). Благо
полиса и отдельного человека связаны, и главной
задачей полиса является воспитание добродетелей.
мужество
В целях, однако, обнаруживается некоторое различие, потому что одни цели –
это деятельности (energeiai),
трусость
И дал их первый перечень: мужество, благоразумие, великодушие,
честолюбие, щедрость, сдержанность, правдивость, остроумие,
дружелюбие…,
ПАЙДЕЙЯ (система
образования)
проделав их анализ по такой же схеме, например,
избыток добродетели “честолюбие” – это тщеславие, и наоборот,
его нехватка – это застенчивость.
Все добродетели были им
разделены на нравственные (этические) и мыслительные
(дианоэтические).
Он ввел понятие добродетели, как некоего среднего
между недопустимыми крайностями взаимоотношений
людей друг с другом и их поступков:
ПОЛИС
ЭЛЛИН
Какие добродетели нужны человеку, чтобы
стать полноценным гражданином полиса?
Искусственные связи и отношения
(по традиции, соглашению, договору, закону, …)
Естественные, территориально-родовые
связи и отношения (жизнь семьи, дема, филы)
ГРАЖДАНИН
конфликт
Что объединяет граждан и задает
целостность и устойчивость полиса?
Какие добродетели не под силу индивиду и роду?