Слайд 3РЮРИК
РЮРИК по русским летописным преда-ниям, один из братьев-конунга, т. е. предводителя
![РЮРИК РЮРИК по русским летописным преда-ниям, один из братьев-конунга, т. е. предводителя](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/314421/slide-2.jpg)
варяжских дружин, якобы призванный “из-за моря” новгородскими славянами с целью прекращения междоусо-биц в Новгороде основавший Древнерусское государство. Согласно этой версии, Рюрик сел в Новгороде, и последствии стал пол-новластным правителем Новгородской зем-ли.
Слайд 4ПРИЗВАНИЕ РЮРИКА
Призвание Рюрика
![ПРИЗВАНИЕ РЮРИКА Призвание Рюрика](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/314421/slide-3.jpg)
Слайд 5Превращение Рюрика из предводителя наемной дружины в новгородского князя способствовало прекращению усобиц
![Превращение Рюрика из предводителя наемной дружины в новгородского князя способствовало прекращению усобиц](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/314421/slide-4.jpg)
и усилению роли Новгорода как политического центра союза северной группы славянских племен.
Рюрик правил сначала в Ладоге. Он не был призван “из-за моря”, а захватил в 862 власть в Новгороде, воспользовавшись внутренними усоби-цами.
Легенда о создании Рюриком Древнерусского государства опровергается многочисленными дан-ными источников, которые говорят о складывании государственности у славян задолго до IX в. и о становлении Древнерусского государства вследст-вие внутреннего общественного развития.
Слайд 6Рюрик - князь земли Новгородской
![Рюрик - князь земли Новгородской](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/314421/slide-5.jpg)
Слайд 7ОЛЕГ
Олег (879 – 912 гг.) – великий князь киевский, возможно родственник Рюрика
![ОЛЕГ Олег (879 – 912 гг.) – великий князь киевский, возможно родственник](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/314421/slide-6.jpg)
, опекун малолетнего сына Рюрика Игоря. Рюрик, умирая, передал свое княжество родичу Олегу, а также “отдал ему на руки сына Игоря, ибо тот был еще очень мал”. Под 882 летописец сообщает о захвате Олегом Смоленска и Любеча, которые он присоединил к своим владениям. Затем, говорит летописец, Олег подошел к Киеву и хитростью выманил на берег Днепра княживших там Асколда и Дира. Он заявил им: “Вы не князья и не княжеского рода, но я княжеского рода”, а когда вынесли княжича Игоря, добавил: “А это сын Рюриков”. После этого Асколд и Дир были убиты воинами Олега, а сам он вокняжился в Киеве, сказав при этом, что он (Киев) “будет матерью городов русских”. 882 год некоторые историки считают датой образования раннефеодального государства Русь.
Слайд 8Восхождение князя Олега
Князь Олег с маленьким Игорем
![Восхождение князя Олега Князь Олег с маленьким Игорем](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/314421/slide-7.jpg)
Слайд 9Олег строил города, определил размеры податей со словен, кривичей и мери, приказал
![Олег строил города, определил размеры податей со словен, кривичей и мери, приказал](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/314421/slide-8.jpg)
Новгороду платить ежегодную дань варягам в 300 гривен для сохранения мира. В 883 он “примучил” древлян, в 884 победил северян, в 885 подчинил себе радимичей, обложив все эти народы данями. Пытался завоевать он уличей и тиверцев. Иоакимовская летопись сообщает, что Олег успешно воевал с хазарами, болгарами и другими народами, жившими в Подунавье.
Слайд 11ИГОРЬ
Игорь (912 – 945 гг.) – великий князь киевский.
«Повесть временных лет
![ИГОРЬ Игорь (912 – 945 гг.) – великий князь киевский. «Повесть временных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/314421/slide-10.jpg)
» называет его сыном Рюрика. Согласно летописи, князь Игорь принял власть в 912 году после смерти Олега, находясь уже в зрелом возрасте. После смерти Олега, почувствовав более слабую руку, древляне пытались отказаться выплачивать установленную дань, но князь Игорь усмирил бунт и заставил древлян подчиниться.
Слайд 13В период правления Игоря процесс склады-вания государства еще не был завершен, в
![В период правления Игоря процесс склады-вания государства еще не был завершен, в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/314421/slide-12.jpg)
частности, не сложилась налоговая система, о чем свидетельствует летописная легенда. Согласно «Повести временных лет», князь Игорь отправился со своей дружиной в полюдье в древлянскую землю. Посчитав дань недостаточной, князь Игорь решил собрать ее еще раз. Возмущенные таким произволом, древляне из Искорестеня перебили маленький отряд Игоря, а самого его убили. Это произошло в 945 году.
Слайд 14ПОХОДЫ НА ВИЗАНТИЮ
Под 907 “Повесть временных лет” рассказывает о походе Олега на
![ПОХОДЫ НА ВИЗАНТИЮ Под 907 “Повесть временных лет” рассказывает о походе Олега](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/314421/slide-13.jpg)
Византию, в котором приняли участие все подвластные ему народы. К Царьграду подошла русская конница и флот, насчитывающий 2 тыс. кораблей. Русские сожгли многие дома и церкви, перебили множество народа в константинопольских предместьях. Они пытались убить Олега, вынеся ему из города отравленные пищу и вино.
Но русский князь не принял их “даров”. Византийцам пришлось заплатить Олегу огромную контрибуцию. Русь заключила с Византией очень выгодный мирный договор, предоставлявший большие льготы русским купцам. Уходя от Царьграда, Олег в знак победы повесил свой щит на городских воротах. В Киев он привез из похода золото, шелка, “плоды земные”, вино и “всякое узорочье”. Тогда же он получил прозвище Вещий.
Слайд 15Князь Олег прибивает щит на вратах Царьграда
![Князь Олег прибивает щит на вратах Царьграда](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/314421/slide-14.jpg)
Слайд 16Игорь тоже предпринимал походы на Царьград, первый из них закончился очень печально
![Игорь тоже предпринимал походы на Царьград, первый из них закончился очень печально](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/314421/slide-15.jpg)
для русского войска, большая часть войска князя была уничтожена.
Князь Игорь собрал второй поход. В 944 году объединенное войско русичей, варягов и печенегов отправилось на юг. Предупрежденные болгарами и хазарами "о руси без числа", византийцы предложили мир на выгодных для русичей условиях.
Посоветовавшись с мудрыми дружинниками, князь Игорь принял предложение императора. На сле-дующий год Киев и Царьград обменялись посо-льствами и заключили новый мирный договор 944 г .
Слайд 18ХОЗЯЙСТВЕННАЯ И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОЛЬГИ.
Ольга (945 – ок. 965 гг.) –
![ХОЗЯЙСТВЕННАЯ И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОЛЬГИ. Ольга (945 – ок. 965 гг.) –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/314421/slide-17.jpg)
великая княгиня, вдова князя Игоря .
Княгиня Ольга – одно из самых интересных лиц древней русской истории. Своеобразие ее положения состоит уже в том, что из всех правителей «империи Рюриковичей» она – единственная женщина. Происхождение ее неизвестно. Вероятно, она была «от рода же ни Княжеска, ни Вельможеска, но от простых людей».
Слайд 20После гибели Игоря 945 г. сын Игоря – Святослав – был в
![После гибели Игоря 945 г. сын Игоря – Святослав – был в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/314421/slide-19.jpg)
это время еще ребенком, и, таким образом, княгиня Ольга стала фактически правительницей всей земли Русской. Следуя традиции кровной мести, она жестоко отомстила древлянам за смерть мужа.
В «Повести временных лет» дается описание государственной деятельности княгини. В отличие от Игоря, взимавшего дань произвольно, по сути дела, Ольга провела первую в истории Древнерусского государства налоговую реформу. В 946 г. она ввела фиксированный размер дани - уроки , порядок ее сборов и их систематичность, что способствовало укрепле-нию княжеской власти на подвластных территориях. Летопись упоминает об организации Ольгой становищ и по-гостов , которые впоследствии становятся администрати-вными центрами государства.
Слайд 21Экономическое укрепление, последовавшее за админи-стративными реформами княгини Ольги, способствовало повышению политического веса
![Экономическое укрепление, последовавшее за админи-стративными реформами княгини Ольги, способствовало повышению политического веса](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/314421/slide-20.jpg)
Киевской Руси в между-народных отношениях. Закрепить это новое положение своего государства Ольга решила приобщением к христианской вере. Причем княгиня стремилась получить крещение именно из рук византийского патриарха и именно в столице империи – Константинополе, так как это повышало престиж внутри Руси и за ее пределами.
Согласно летописи, Ольга была первой княгиней, принявшей христианство .
Видимо, это произошло в 955 г. в Константинополе. Она вернулась в Киев со священником, что способствовало дальнейшему распространению христианской религии в русских землях, создавало предпосылки для принятия христианства в восточном варианте.
В эпоху, когда война была главным средством решения политических споров, Ольга стремилась к международному признанию без применения силы. В период ее правления Русь не воевала ни с одним из соседних государств.
Слайд 22Святая равноапостольная
княгиня Ольга.
Современная икона
![Святая равноапостольная княгиня Ольга. Современная икона](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/314421/slide-21.jpg)
Слайд 23ПОЕЗДКА В КОНСТАНТИНОПОЛЬ
Обратимся к имеющимся в нашем распоряжении документам. Достоверно известно, что
![ПОЕЗДКА В КОНСТАНТИНОПОЛЬ Обратимся к имеющимся в нашем распоряжении документам. Достоверно известно,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/314421/slide-22.jpg)
киевская княгиня ездила в Константинополь во времена императора Константина Багрянородного, причем в период его единоличного правления, то есть после отстранения от власти Романа Лакапина и его сыновей (945—959 гг.). Константин оставил подробное описание приема Ольги при византийском дворе.
Ольга была язычница, но имя Бога Вседержателя уже славилось в Киеве. Она захотела стать христианкою и сама отправилась в столицу империи и Веры греческой. Там патриарх был ее наставником и крестителем, а Константин Багрянородный - восприемником от купели. Наставленная в святых правилах христианства самим патриархом Ольга возвратилась в Киев. Император, по словам летописца, отпустил ее с богатыми дарами и именем дочери, но кажется, она вообще была недовольна его приемом. Княгиня, воспаленная усердием к новой Вере своей, спешила открыть сыну заблуждения язычества, но юный, гордый Святослав не хотел внимать ее наставлениям.