Слайд 2ПЛАН
История создания
Описание «Пьеты»
Облик Девы Марии и Христа
Как
видел Микеланджело свое творение
Эстетика
Подпись Микеланджело
Покушение на «Пьету»
Мое мнение
Используемая литература
Слайд 3ПЬЕТА «ОПЛАКИВАНИЕ ХРИСТА»
«Оплакивание Христа» — первая и наиболее выдающаяся пьета, созданная Микеланджело Буонарроти. Это
единственная работа скульптора, которую он подписал (по сообщению Вазари, подслушав разговор зевак, которые спорили о её авторстве). Копии «Пьеты» можно видеть во многих католических храмах по всему миру, от Мексики до Кореи.
Слайд 4ИСТОРИЯ
Фигуры Девы Марии и Христа были высечены 24-летним мастером в 1499 г. из мрамора по заказу
французского кардинала Жана Билэра для его гробницы. В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. При транспортировке были повреждены пальцы левой руки Мадонны.
В 1972 году на статую напал со скальным молотком австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот, кричавший, что он Христос. После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в собор.
Слайд 5ОПИСАНИЕ ПЬЕТЫ
Мертвое тело сына Иисуса держит на руках Дева Мария. Молодая, хрупкая
женщина горько скорбит. Ее лицо источает нескончаемую печаль и горе. Скульптура поражает точностью деталей. Складки одежды Марии не могут не вызывать восхищения тонкой и скрупулезной работой автора.
Слайд 6ОПИСАНИЕ ПЬЕТЫ
Крупные, ломающиеся складки одеяния Мадонны не только намеренно усиливают драматический излом лежащего
на её коленях тела, но и служат своеобразным пьедесталом для всей пирамидальной композиции. В этих изощрённых складках угадывается скрытая мощь, как духовная, так и физическая, контрастирующая с мягкими чертами лица Богоматери. По степени законченности и проработки деталей «Пьета» превосходит почти все прочие скульптурные произведения Микеланджело.
Слайд 7ОБЛИК ДЕВЫ МАРИИ
В этой своей композиции Микеланджело великолепно решил трудную для художников
проблему сочетания размера тела умершего Христа с фигурой Девы Марии. Во времена Микеланджело велись дискуссии о несоответствии облика Марии тому возрасту, в котором согласно евангельской хронологии, Она должна была быть примерно на восемнадцать лет старше Сына, и следовательно, в момент Его смерти, когда Ему было 33 года, Ей должно было быть за пятьдесят.
Слайд 8ОБЛИК ДЕВЫ МАРИИ И ХРИСТА
Французский искусствовед А. Дидрон в ходе анализа большого
числа изображений Девы Марии с Христом пришел к интересным выводам: Христос, который поначалу (первые века христианства) изображался юным, от столетия к столетию (с взрослением самого христианства) становился в изображениях художников все старше, тогда как Дева Мария, наоборот, изображавшаяся поначалу в возрасте от сорока до примерно пятидесяти лет (в искусстве катакомбного периода) , по прошествии столетий все больше молодела и в конце эпохи готики изображалась двадцати- и даже пятнадцатилетней. К XIII веку Христос и Мария «сравнялись» в возрасте — их изображали примерно тридцати- тридцатипятилетними
Слайд 9КАК ВИДЕЛ МИКЕЛАНДЖЕЛО СВОЕ ТВОРЕНИЕ
Микеланджело в своей скульптурной группе представил не
инцидент, не конкретный случай, имевший место, пусть в далеком прошлом, а вневременную доктрину. Дева Мария представлена здесь, согласно догмату Римско-Католической Церкви, как смертный сосуд Божественной Милости — тело, через которое воплотилось Божество. Вопрос физического возраста здесь неуместен. Любые попытки перевести содержание живописи или скульптуры Микеланджело в категории буквальной реальности приводят к абсурду, поскольку на протяжении всей жизни этого гения интересовал внутренний смысл изображаемого им, а не буквальное иллюстрирование того или иного события.
Слайд 10ЭСТЕТИКА
Ватиканская «Пьета» — одно из произведений, в которых историки искусства видят водораздел между кватроченто Высоким
Возрождением. Итальянский мастер переосмыслил в духе высокого гуманизма традиционное для северной готики скульптурное изображение безжизненного Христа на руках матери. Мадонна представлена им как совсем юная и прекрасная женщина, которая скорбит об утрате самого близкого ей человека.
Слайд 11ЭСТЕТИКА
Несмотря на сложность соединения в одном изваянии двух столь крупных фигур, композиция
«Пьеты» безупречна. Фигуры трактованы как единое целое, их соединение поражает слитностью. Вместе с тем скульптор тонко противопоставляет мужское и женское, живое и мёртвое, нагое и прикрытое, вертикальное и горизонтальное, чем вносит в композицию элемент напряжения. «Пьета» послужила образцом для последующих трактовок этого иконографического сюжета.
Слайд 12ПОДПИСЬ МИКЕЛАНДЖЕЛО НА ПЬЕТЕ
Это единственное творение великого мастера, которое он украсил
своей подписью. «Вышло же это так, что однажды, — рассказывает Дж. Вазари, — Микеланджело, подойдя к тому месту, где помещена работа, увидел там большое число приезжих из Ломбардии, весьма ее восхвалявших, и когда один из них обратился к другому с вопросом, кто же это сделал, тот ответил: «Наш миланец Гоббо» . Микеланджело промолчал, и ему показалось по меньшей мере странным, что его труды приписываются другому». После этого события он решил подписать свое творение.
Слайд 13ПОКУШЕНИЯ НА ПЬЕТУ
Известно, что впечатление, производимое композицией настолько сильное, что несколько
раз на нее покушались люди с неустойчивой психикой. Последний инцидент произошел в начале 70-х годов, когда сумасшедший Ласло Тот кинулся на статую с молотком, вообразив себя самим Христом, восставшим из мертвых. С тех пор скульптуру защищает специальный прозрачный купол.
Слайд 14МОЕ МНЕНИЕ
Мое мнение, что в этой скульптуре Микеланджело воплотил в камне библейскую
легенду, из которой следует, что мать является дочерью сына своего. Поэтому мы видим молодую, полную скорби, прекрасную женщину, которая держит на руках достаточно взрослого мужчину.