Практики и функции конструирования медийного образа врага

Содержание

Слайд 2

«враг» — это актор (явление), представляющий собой реальную или мнимую угрозу самому

«враг» — это актор (явление), представляющий собой реальную или мнимую угрозу самому
существованию индивида, группы, социума, носитель антигуманных свойств и качеств

Слайд 3

При формирования образа СМИ часто используют стандартный «сценарий» (сказки, мифа, драматургического произведения):

При формирования образа СМИ часто используют стандартный «сценарий» (сказки, мифа, драматургического произведения):
враг мучает жертву; жертва – страдает; герой побеждает врага и спасает жертву. Враг в таком случае – другой:
внешний другой, мечтающий захватить территорию и богатства;
внутренний другой, подрывающий единство изнутри.

Когда военных действий нет, приписывание кому-либо статуса врага — это предположение или метафора. Однако на деле ищут и находят врагов во многих мирных ситуациях, потому что наличие врага — это удобный и понятный способ объяснения самых разных сложных проблем и ситуаций.

Слайд 4

Враги в СССР: экскурс в историю медийного образа

Многие образы врагов сформировались в

Враги в СССР: экскурс в историю медийного образа Многие образы врагов сформировались
советской прессе еще в 1920-1980-е годы. Некоторые из них актуализируются и сегодня.
Различные образы «врагов» дают представление о том, что (кто) является угрозой для той или иной социальной общности в определенный момент времени, в определенной ситуации, каковы параметры этой угрозы (сила, активность, антигуманность), что необходимо предпринять для защиты от «врага». Эти образы могут передаваться от поколения к поколению, меняться от эпохи к эпохе, нивелироваться (сглаживаться и исчезать) и возрождаться вновь.

Плакат времен Гражданской войны

Слайд 5

Плакат периода коллективизации

Плакат периода
Великой Отечественной войны

Плакат периода коллективизации Плакат периода Великой Отечественной войны

Слайд 6

Плакат эпохи «холодной войны»

Обложка сатирического журнала «Крокодил» (карикатура на стиляг)

Плакат эпохи «холодной войны» Обложка сатирического журнала «Крокодил» (карикатура на стиляг)

Слайд 7

Враг народа (лат. hostis publicus — буквально «враг общества» и лат. hostis populi Romani — «враг римского народа») — термин римского

Враг народа (лат. hostis publicus — буквально «враг общества» и лат. hostis
права, предполагавший объявление лица вне закона и подлежащим безусловному уничтожению (и в этом смысле как бы приравнивающий его к вражескому солдату, воюющему против республики с оружием в руках)

В 1920-е гг. опасными врагами считали белогвардейцев и других «бывших» — тех, кто благополучно жил в царской России и, предположительно, не мог радоваться смене власти, новому государственному строю.

С началом коллективизации сельского хозяйства много стали писать о враждебности кулаков — зажиточных крестьян, противящихся организации колхозов, они быстро превратились в раскулаченных и сосланных, а еще одна разновидность внутренних врагов была названа подкулачниками.

индустриализация. Действиями внутренних врагов — саботажников, вредителей — объяснялись все неудачи невыполнение производственных планов, аварии на шахтах и заводах. Население постоянно призывали к бдительности: поиску вредителей, иностранных шпионов, их пособников — клеветников и паникеров, не верящих в успехи советской власти.

для оправдания массового террора 1930-х гг.

Слайд 8

Враг = универсальная причина всего плохого, и это удобная и простая схема

Враг = универсальная причина всего плохого, и это удобная и простая схема
объяснения мира.

1. Враждебные представления об Они-группах необходимы для формирования внутригрупповой идентификации Мы-группы, поэтому они являются неотъемлемой частью национального Сверх-Я, проявляются в культурном нарциссизме, но в принципе их формирование поддается управлению.
2. Чтобы любая Они-группа стала восприниматься как враг, её образ дополняется представлениями об исходящей от неё угрозе, направленной на Мы-группу. Такие представления позволяют сохранить социетальную устойчивость общества. (А.С. Белоконева)

Период Великой Отечественной войны и послевоенное десятилетие были отмечены в прессе другими образами внешних и внутренних врагов: солдаты вражеской армии, многочисленные шпионы и диверсанты в тылу советской армии. Врагами считались и те советские бойцы, кто попал в плен в период войны, на них возлагалась личная ответственность за то, что не погибли на поле боя, это расценивалось как трусость, предательство и измена.

Слайд 9

Кадр из фильма «Судьба человека», реж. С. Бондарчук (1959)

Схемы, по которым описывается

Кадр из фильма «Судьба человека», реж. С. Бондарчук (1959) Схемы, по которым
мир журналистами, писателями, авторами кинофильмов, не являются зеркальным отражением реальности, они часто подчиняются умозрительной идее, черно-белому делению на своих и чужих, врагов. 
Когда эти схемы меняются, становится более очевидным зазор между верой в то, что журналисты пишут только так, как было «на самом деле», и теорией конструирования реальности в СМИ, когда тексты строятся с помощью повторяющихся практик создания персонажей и событий по заранее выработанным схемам.

Слайд 10

Во времена холодной войны центр противостояния с капиталистическим миром оказался в идеологической

Во времена холодной войны центр противостояния с капиталистическим миром оказался в идеологической
сфере, и много публикаций было посвящено борьбе, как тогда писали, с тлетворным влиянием Запада: музыкой, танцами, стилем одежды. В связи с этим осуждались стиляги, пижоны и вообще все, кто много внимания уделял внешнему виду и развлечениям.

«Стиляги», реж.
В. Тодоровский (2008)

Слайд 11

Отдельной группой внутренних врагов для государства стали диссиденты — люди, не согласные в чем-то

Отдельной группой внутренних врагов для государства стали диссиденты — люди, не согласные
с официальной идеологией. По этому поводу был ряд судебных процессов, широко освещавшихся в пресс. Процессы над диссидентами, сопровождавшиеся множеством публикаций в СМИ, демонстрировали, что несогласие с советской властью, критика политики коммунистической партии и правительства СССР приравниваются к измене Родине.
Имя файла: Практики-и-функции-конструирования-медийного-образа-врага.pptx
Количество просмотров: 30
Количество скачиваний: 0