Содержание
- 2. Первые стихи о любви написаны более четырёх тысяч лет назад... Общей родиной для европейской культуры была
- 3. Мелическая лирика («мелос» – песнь) Имена первых поэтов связаны с островом Лесбос, расположенным вблизи побережья Малой
- 4. Анакреонт (570–478 до н.э.) был уроженцем Малой Азии, но большую часть жизни провёл странствуя по дворам
- 5. Анакреонтика — поэтическая традиция, существующая в подражание Анакреонту и посвящённая прежде всего любви и вину. Среди
- 6. Пиндар (ок. 518–438 до н.э.) прославлял победителей спортивных состязаний, каковых в это время в Греции было
- 7. Эпиграмма Эпиграмма по-гречески означает надпись, надгробная — на памятнике или дарственная — на подарке. В отличие
- 8. эпоха эллинизма Эллинизм — период в истории Восточного Средиземноморья между смертью Александра Македонского и завоеванием Египта
- 9. Родоначальником буколической поэзии считается Феокрит (IV — первая половина III века до н.э.). Он вошёл в
- 10. Становление римской культуры было стремительным, поскольку его подготовило предшествующее развитие культуры греческой. В римской поэзии герой
- 12. Скачать презентацию
Слайд 2Первые стихи о любви написаны более четырёх тысяч лет назад...
Общей родиной для
Первые стихи о любви написаны более четырёх тысяч лет назад...
Общей родиной для

Гомер создал эпос. Те, кого мы считаем родоначальниками лирической поэзии, младше Гомера лишь на несколько десятилетий.
Ранняя греческая поэзия восходит к хоровому обряду. Постепенно обрядовый хор распадался. Обособились два полухория, обменивавшиеся репликами. Появился запевала, тот, кто вёл основную текстовую партию. Со временем запевала хора превратился из певца в поэта. Такой путь проделала лирика, которую называют мелической.
Слайд 3Мелическая лирика
(«мелос» – песнь)
Имена первых поэтов связаны с островом Лесбос, расположенным вблизи
Мелическая лирика
(«мелос» – песнь)
Имена первых поэтов связаны с островом Лесбос, расположенным вблизи

Алкей
Сапфо
Слайд 4Анакреонт (570–478 до н.э.) был уроженцем Малой Азии, но большую часть жизни
Анакреонт (570–478 до н.э.) был уроженцем Малой Азии, но большую часть жизни

Для мелической поэзии характерны богатство и сложность поэтических размеров. Искусство состояло в овладении ими и в виртуозном варьировании нескольких основных тем. Одной из них была любовь, неотделимая от других радостей.
Слайд 5Анакреонтика — поэтическая традиция, существующая в подражание Анакреонту и посвящённая прежде всего любви
Анакреонтика — поэтическая традиция, существующая в подражание Анакреонту и посвящённая прежде всего любви

Среди русских поэтов, отдавших дань анакреонтике, был Пушкин. Ещё в юные годы он сочинил стихи «На гроб Анакреона», позже переводил его песни.
Слайд 6 Пиндар (ок. 518–438 до н.э.) прославлял победителей
спортивных состязаний, каковых в это
Пиндар (ок. 518–438 до н.э.) прославлял победителей спортивных состязаний, каковых в это

Во времена Пиндара поэзия в Греции всё ещё неотделима от музыки, от общественного события и нередко — от хорового исполнения. Но уже родился новый жанр, свидетельствующий о том, что меняется склад культуры. Характер происходящих перемен подчёркивает само его название — эпиграмма.
Слайд 7Эпиграмма
Эпиграмма по-гречески означает надпись, надгробная — на памятнике или дарственная — на подарке.
Эпиграмма
Эпиграмма по-гречески означает надпись, надгробная — на памятнике или дарственная — на подарке.

Греческая эпиграмма написана не гекзаметром, как гомеровский эпос, не разностопной строфой, а так называемым элегическим дистихом (то есть двустишием)
Эпиграммы не поют. Их пишут и читают, оставаясь один на один с текстом. Поэзия становится искусством письменного слова. Её автор и её читатель не вовлечены в какое-либо обрядовое действо. Каждый из них вполне ощущает свою обособленность.
Многие эпиграммы посвящены гетерам. Так называли незамужних женщин, ведущих свободный образ жизни. Гетера по-гречески значит спутница. Многие из них были спутницами известных греческих поэтов и государственных деятелей. Гетеры, как правило, были хорошо образованны. Во всё ещё патриархальном греческом городе-государстве (полисе) они свидетельствовали о начавшемся разложении строгого уклада.
Расцвет эпиграммы в III веке до н.э. совпал с началом эпохи эллинизма.
Слайд 8эпоха эллинизма
Эллинизм — период в истории Восточного Средиземноморья между смертью Александра Македонского и
эпоха эллинизма
Эллинизм — период в истории Восточного Средиземноморья между смертью Александра Македонского и

Устаревают монументальные формы эпической поэзии. Им на смену приходят малый эпос и эпиграмма. Одновременно возникает новый тип греческой лирики — буколика (греч. букол — пастух), которому на протяжении последующих двух тысячелетий предстоит быть едва ли не основной формой рассказа о любви. Буколика представляет идиллическую жизнь на фоне прекрасного южного полдня.
Жанр буколической поэзии — идиллия (греч. картинка). Этот пастушеский мир, впрочем, тоже знает горе — неразделённую любовь и смерть друга или подруги.
Слайд 9 Родоначальником буколической поэзии считается Феокрит (IV — первая
половина III века до н.э.). Он
Родоначальником буколической поэзии считается Феокрит (IV — первая половина III века до н.э.). Он

Путь греческой лирики на протяжении нескольких веков пролегает от обрядового действа до всё большей её связанности с жизнью отдельного человека. Этот процесс был продолжен в поэзии Древнего Рима.
Слайд 10Становление римской культуры было стремительным, поскольку его подготовило предшествующее развитие культуры греческой.
Становление римской культуры было стремительным, поскольку его подготовило предшествующее развитие культуры греческой.

Первый великий лирический поэт Рима Гай Валерий Катулл (87 или 84 — после 54 года до н.э.) упорядочил звучание народной песни, ориентируя её на образцы греческой мелики. Автор маленького сборника, состоящего из 116 стихотворений, Катулл оказался самым близким нам и любимым сегодня среди всех античных поэтов.
Катулл учился у греков. Некоторые его образы возникают как переложения из Сапфо. В память о поэзии Сапфо и о её родном острове Лесбосе Катулл называет в стихах свою возлюбленную Лесбией. Настоящее её имя — Клодия. Но и под условным именем любовь Катулла — настоящая, невыдуманная. Она не хочет знать границ, отказывается обращать внимание на весь мир, но столь же безграничным бывает отчаяние, когда возникает сомнение в любви и в верности.
После Катулла элегия становится жанром любовной поэзии.