Презентация на тему Философия Древнего Китая

Содержание

Слайд 2

Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:
• VII в.

Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа: • VII в.
до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;
• III — XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;
• ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.

Слайд 3

Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись:
• даосизм;
• конфуцианство;
• легизм.
Меньшее распространение получили:

Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись: • даосизм; • конфуцианство; •
моизм;
• натурфилософия;
• номинализм.
После проникновения в Китай буддизма (III в. н. э.) и до конца XIX в. (второй этап) основу китайской философии составляли:
• чань-буддизм (национальный китайский буддизм, возникший в результате влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем;
• неодаосизм;
• неоконфуцианство.
В ХХ в. национальная китайская философия обогатилась дос­тижениями мировой философской мысли, в частности идеями:
• христианской религии;
• марксизма;
• ведущих европейских философов;
• американской философии прагматизма.

Слайд 4

Для китайского видения мира и окружающей действительности
(что нашло отражение в китайской

Для китайского видения мира и окружающей действительности (что нашло отражение в китайской
философии) характерно:
• восприятие своей страны — Китая — как центра существую­щего мира;
• понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса;
• осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов;
• восприятие человека, природы и космоса как единого целого;
• консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен;
• невыделение отдельной человеческой личности из коллектива;
• осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии (разливов рек, ураганов и др.); приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье каналов, борьба с наводнениями, ирригаци­онное земледелие и др.); отсюда — уважение и трепет перед организующей силой — государством;
• восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (им­ператора) высшей объединяющей силой государства, а государства — объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти;
• конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;
• понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремле­ние максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правиль­ного образа жизни и правильного отношения к окружающей -действительности);
• восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших;
• уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов ("шэнов").

Слайд 5

Проблемы человека и возникновения окружающего мира
в китайской философии и мифологии

Несмотря на

Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии Несмотря
то что человек в Китае отождествляется с природой и космосом и не выделяется из общества, он занимает центральное место в китайской философии.
Согласно китайской философской традиции человек является сгустком трех видов космической энергии:
• цзин;
• ци;
• шэнь.
Цзин — энергия зарождения всего сущего, "корень", "семя« живого организма.
Выделяются два вида данной психофизической энергии:
• "семя Прежнего Неба" — то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные;
• "семя Последующего Неба" — то, что человек накапливает в течение жизни.
Нередко цзин отождествляется с сексуальной энергией.
Ци — материально-духовная энергия, которая служит "строительным материалом" всего сущего (в отличие от цзин — энергии зарождения).
Энергия ци подразделяется на:
• вещественную ци, благодаря которой вещи и живые орга­низмы приобретают материальную форму;
• духовную ци - душу человека и других живых существ. Духовная ци - основа жизни человека. Удачливый, физически и
морально здоровый человек обладает "светлой", "чистой" ци. Больной, слабый, неудачливый — "тяжелой", "загрязненной", "темной" ци.
Путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью — освобождение ци от всего лишнего, очищение души.
Шэнь — неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет "стержень" человеческой личности и не исчезает после смерти человека (в отличие от ци).

Слайд 6

Помимо трех видов космической энергии (энергии зарождения — цзин; энергии материального и

Помимо трех видов космической энергии (энергии зарождения — цзин; энергии материального и
духовного существования — ци; постоянной духовной энергии, остающейся после смерти, — шэнь) китайская философия выделяет два вида сексуальной энергии:
• ян — мужская сексуальная энергия;
• инь — женская сексуальная энергия.
Отсюда все сущее делится на два противоположных начала –
мужское и женское. Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу ян Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу инь — Луну, Землю, равнины, ночь, влагу).
В основе существования живой и неживой природы, всей окружающей действительности лежит "Тай-цзи" - единство, борьба, взаимопроникновение и взаимодополнение янь и инь.

Слайд 7

Восприятие китайской философией человека имеет ряд особенностей. В отличие от западной философской

Восприятие китайской философией человека имеет ряд особенностей. В отличие от западной философской
традиции китайская философия:
• не дает четкого понятия человека, пытается вникнуть в сущность человека не путем вывода четких понятий, а путем создания и изучения его образа (поэтому правильнее говорить не о понятии человека в китайской философии, а об образах-понятиях как человека, так и иных явлений);
• начинает отсчет человеческой жизни не с момента рождения, а с момента зачатия;
• не исключает человека навсегда из системы человеческих отношений после его смерти, то есть человек (его дух, обладающий некоторой телесностью — "шэн") остается в системе человеческих отношений после смерти наравне с живыми людьми — нуждается в питании, заботе, сохраняет прежнюю должность, может быть повышен, награжден, снят с должности, наказан — в зависимости от поведения его потомков;
• выделяет в качестве духовного центра человека не голову (мозг, лицо, глаза и т. д.), а сердце;
• воспринимает человека как часть природы и космоса, не соглашается с идеей господства человека над природой и остальными живыми существами, не приветствует индивидуализм и противопоставление отдельной личности другим членам общества;
•призывает ценить земной отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность.

Слайд 8

Даосизм – древнейшее философское учение Китая

Даосизм – древнейшее философское учение Китая

Слайд 9

Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и

Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и
существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос.
Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI — начале V вв. до н. э. Главные источники — философские трактаты "Даоцзин" и "Дэцзин", совместно именуемые "Даодэцзин".
Основными понятиями даосизма являются "Дао" и "Дэ".
"Дао" имеет два значения:
• путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира;
• субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту. "Дэ" — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир.

Слайд 10

Философия даосизма несет в себе ряд основных идей:
• все в мире взаимосвязано,

Философия даосизма несет в себе ряд основных идей: • все в мире
нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями;
• материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе ("все происходит из земли и уходит в землю"), то есть сегодняшний человек вчера был воплощен в виде иных форм, существующих во вселенной — камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет "строительным материалом" иных форм жизни или явлений природы;
• мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние ("у-вэй");
• особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит "Дэ" — животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше "Дэ" перейдет от императора к нему;
• познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном соблюдении законов даосизма, слиянии с "Дао" — первоначалом, послушании императору и близости к нему;
• путь к счастью, познанию истины — освобождение от желаний и страстей;
• необходимо во всем уступать друг другу.

Слайд 11

Социально-философские школы
Древнего Китая –
Конфуцианство и
Легизм

Социально-философские школы Древнего Китая – Конфуцианство и Легизм

Слайд 12

Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как

Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника
участника социальной жизни.
Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э., главным источником учения - произведение Лунь Юй ("Беседы и суждения").
Основные вопросы, решаемые конфуцианством:
• Как необходимо управлять людьми?
• Как вести себя в обществе?
Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям.
Конфуцианское золотое правило поведения людей в общест­ве гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Слайд 13

Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:
• жить в обществе и для

Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов: • жить в обществе и для
общества;
• уступать друг другу;
• слушаться старших по возрасту и по званию;
• подчиняться императору;
• сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;
• быть человечным.
Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким дол­жен быть начальник (руководитель).
Руководитель должен обладать следующими качествами:
• подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;
• управлять на основе добродетели ("бадао");
• обладать необходимыми знаниями;
• верно служить стране, быть патриотом;
• обладать большими амбициями, ставить высокие цели;
• быть благородным;
• делать только добро государству и окружающим;
• предпочитать убеждение и личный пример принуждению;
• заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом.
В свою очередь, подчиненный должен:
• быть лояльным по отношению к руководителю;
• проявлять старание в работе;
• постоянно учиться и самосовершенствоваться.

Слайд 15

Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остается актуальным

Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остается актуальным
и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности
автора.

Слайд 16

Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя).

Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя).
Его основателями были Шан Ян (390 - 338 гг. до н. э.)
и Хань Фэй (288 - 233 гг. до н. э.).
В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н. э.)
легизм стал официальной идеологией.
Основной вопрос легизма.(как и конфуцианства):
как управлять обществом?
Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы.
Таким образом, легизм — философия сильной государственной власти.

Слайд 17

Основными постулатами легизма являются следующие:
• человек обладает изначально злой природой;
• движущей силой

Основными постулатами легизма являются следующие: • человек обладает изначально злой природой; •
человеческих поступков являются личные эгоистические интересы;
• как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны;
• чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения;
• государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;
• основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием;
• основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы;
• законы должны быть одинаковы для всех, а наказание долж­но применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновни­кам (независимо от звания), если они нарушили законы;
• государственный аппарат должен формироваться из профес­сионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и дело­выми качествами, а не передаваться по наследству);
• государство — главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.
Имя файла: Презентация-на-тему-Философия-Древнего-Китая.pptx
Количество просмотров: 436
Количество скачиваний: 8