Презентация на тему Петербург в творчестве А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя

Содержание

Слайд 2

ЭПИГРАФ

Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский,
Весь Летний сад -

ЭПИГРАФ Давно стихами говорит Нева, Страницей Гоголя ложится Невский, Весь Летний сад - "Онегина" глава...
"Онегина" глава...

Слайд 3

ПЕТЕРБУРГ В РАЗНЫЕ ЭПОХИ

У каждой эпохи свой образ Петербурга.
Для поэтов XVIII

ПЕТЕРБУРГ В РАЗНЫЕ ЭПОХИ У каждой эпохи свой образ Петербурга. Для поэтов
века Петербург предстает как "преславный град", "Северный Рим“. Им чуждо видеть в городе будущего какое-то трагическое предзнаменование.
Лишь писатели XIX века придали образу города трагические черты. Откуда они возникли и почему так укоренились в сознании Пушкина, Гоголя и др. ?

Слайд 4

XIX век… Появляется город-призрак, город-фантасмагория, где соседствует странное и повседневное, реальное и

XIX век… Появляется город-призрак, город-фантасмагория, где соседствует странное и повседневное, реальное и
фантастическое. Эта традиция изображения Петербурга открывается в русской литературе именами Пушкина и Гоголя.

Слайд 5

А.С. ПУШКИН О ПЕТЕРБУРГЕ: Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид, Свод

А.С. ПУШКИН О ПЕТЕРБУРГЕ: Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид,
небес зелёно-бледный,
Сказка, холод и гранит...

Слайд 6

Петербург для поэта – воплощение петровского духа, «Петра творенье», символ созидательных сил

Петербург для поэта – воплощение петровского духа, «Петра творенье», символ созидательных сил России.
России.

Слайд 7

А.С. Пушкин «Медный всадник»

Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид,

А.С. Пушкин «Медный всадник» Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный
Невы державное теченье, Береговой её гранит…

Слайд 8

Однако Пушкин чувствовал, что Петербург – город контрастов, и вот уже по

Однако Пушкин чувствовал, что Петербург – город контрастов, и вот уже по
затопленной столице, преследуемый Медным всадником, мчится несчастный сумасшедший Евгений…

Слайд 9

Образы Петербурга и его творца Петра в поэме двойственны. Петербург — город величия

Образы Петербурга и его творца Петра в поэме двойственны. Петербург — город
и славы, но в то же время это город суеты, забот, по­вседневных тревог «маленького человека».

Слайд 10

В сжатых и простых образах рисует Пушкин в «Арапе Петра Великого» новый

В сжатых и простых образах рисует Пушкин в «Арапе Петра Великого» новый
город.
«Ибрагим с любопытством смотрел на новорожденную столицу... Дома, казалось, наскоро построены. Во всем городе не было ничего великолепного, кроме Невы, не украшенной еще гранитною рамою, но уже покрытой военными торговыми судами».
Это стремление заглянуть в колыбель Петербурга свидетельствует об интересе к росту города, к его необычайной метаморфозе.
Эта тема особенно затрагивала Пушкина.

Слайд 11

Н.В. ГОГОЛЬ О ПЕТЕРБУРГЕ Все мы вышли из его шинели. Ф.

Н.В. ГОГОЛЬ О ПЕТЕРБУРГЕ Все мы вышли из его шинели. Ф. Достоевский
Достоевский

В произведениях
Н.В. Гоголя образ Петербурга меняется: великолепие отступает перед проблемами обезличивания человека.

Слайд 12

ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОВЕСТИ

В них автор создаёт загадочный и таинственный образ столицы. Здесь сходят

ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОВЕСТИ В них автор создаёт загадочный и таинственный образ столицы. Здесь
с ума, трагически ошибаются, кончают жизнь самоубийством, просто умирают.

Слайд 13

ГОРОД-ПРИЗРАК, ГОРОД-ФАНТАСМАГОРИЯ

Холодный бюрократический Петербург враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии.

ГОРОД-ПРИЗРАК, ГОРОД-ФАНТАСМАГОРИЯ Холодный бюрократический Петербург враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии.

Слайд 14

ГОРОД ПУШКИНА И ГОРОД ГОГОЛЯ

Для А.С. Пушкина - это город трагической красоты

ГОРОД ПУШКИНА И ГОРОД ГОГОЛЯ Для А.С. Пушкина - это город трагической
и безумия
Для Н.В. Гоголя - город-призрак

Слайд 15

Гоголь показывает Петербург мелких чиновников и «значительных лиц», бюрократических канцелярий и мрачных

Гоголь показывает Петербург мелких чиновников и «значительных лиц», бюрократических канцелярий и мрачных
многоквартирных доходных домов, угрюмое бесчеловечие столицы, которое не в силах прикрыть блестящая, но «лгущая» «выставка» Невского проспекта.

Слайд 16

Мысль об иллюзорности той внешней эффектности, которая служит лишь для прикрытия жестокой

Мысль об иллюзорности той внешней эффектности, которая служит лишь для прикрытия жестокой
сущности Невского проспекта, выражена в конце повести: «О, не верьте этому Невскому проспекту!... Он лжёт во всякое время… но более всего тогда, когда ночь … и когда сам демон зажигает лампы для того, чтобы показать всё не в настоящем виде».