Содержание
- 2. Общая характеристика Существует множество теорий происхождения государства. Плюрализм научных взглядов обусловлен сложностью предмета изучения, историческими особенностями
- 3. Мифологические и религиозные концепции происхождения государства В основе данных концепций лежат представления о божественном (сверхъестественном) происхождении
- 4. Древнеиндийская теория Бог Индра установил общекосмический и земной порядок, его закон и обычай, традиции (риту). Он
- 5. Теологическая теория в условиях современности Сходные мысли о божественном первоисточнике государственной власти в XX веке. развивал
- 6. Патриархальные и патерналистские концепции происхождения государства В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства из
- 8. Скачать презентацию
Слайд 2Общая характеристика
Существует множество теорий происхождения государства. Плюрализм научных взглядов обусловлен сложностью предмета
Общая характеристика
Существует множество теорий происхождения государства. Плюрализм научных взглядов обусловлен сложностью предмета
![Общая характеристика Существует множество теорий происхождения государства. Плюрализм научных взглядов обусловлен сложностью](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299961/slide-1.jpg)
изучения, историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими и политическими установками, разделяемыми авторами теорий, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. Познавательную гносеологическая ценность изучения теорий происхождения государства и права трудно переоценить . Доводит до обывателя различные взгляды на обоснование истории узурпации его лично и всего человечества, малочисленной группой лиц, которая возложила на себя бремя власти, и это бремя несёт по сей день.
Слайд 3Мифологические и религиозные концепции происхождения государства
В основе данных концепций лежат представления
Мифологические и религиозные концепции происхождения государства
В основе данных концепций лежат представления
![Мифологические и религиозные концепции происхождения государства В основе данных концепций лежат представления](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299961/slide-2.jpg)
о божественном (сверхъестественном) происхождении государства, общей системы власти, правил общественного поведения. Основной характеристикой является отсутствие разделения между обществом и государством. Подобные представления появились во время формирования первобытных человеческих сообществ и просуществовали до периода средневековья.
Древнегреческая теория
Согласно Платону государство появилось в эпоху Зевса и олимпийских богов. Они поделили между собой по жребию все страны земли. При этом Аттика досталась Афине и Гефесту, а остров Атлантида — Посейдону. Афина и Гефест населили Аттику благородными мужами и вложили в их умы понятие о демократическом государственном устройстве. Посейдон же установил на Атлантиде государство в форме наследственного царского правления, закрепив основы в законах. Таким образом, Платон считал, что для организации правильных
форм земной жизни необходимо в максимально возможной
мере подражать мифическим космически-божественным
первообразам правления людьми. В первую очередь
устройству Афин, во вторую устройству Атлантиды.
Древнегреческая теория
Согласно Платону государство появилось в эпоху Зевса и олимпийских богов. Они поделили между собой по жребию все страны земли. При этом Аттика досталась Афине и Гефесту, а остров Атлантида — Посейдону. Афина и Гефест населили Аттику благородными мужами и вложили в их умы понятие о демократическом государственном устройстве. Посейдон же установил на Атлантиде государство в форме наследственного царского правления, закрепив основы в законах. Таким образом, Платон считал, что для организации правильных
форм земной жизни необходимо в максимально возможной
мере подражать мифическим космически-божественным
первообразам правления людьми. В первую очередь
устройству Афин, во вторую устройству Атлантиды.
Слайд 4
Древнеиндийская теория
Бог Индра установил общекосмический и земной порядок, его закон и
Древнеиндийская теория
Бог Индра установил общекосмический и земной порядок, его закон и
![Древнеиндийская теория Бог Индра установил общекосмический и земной порядок, его закон и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299961/slide-3.jpg)
обычай, традиции (риту). Он же и поддерживает этот порядок.
Древнекитайская теория
Волей божественного неба в Поднебесной появился порядок, организация власти, правила поведения и т. д. Император (носитель власти) при этом — сын неба.
Теологическая теория
Получила распространение в XIII веке благодаря деятельности Фомы Аквинского. Согласно данной теории, по своей сущности государство является результатом проявления как божественной воли, так и воли человеческой. Государственная власть по способу же приобретения и использования может быть богопротивной и тиранической в этом случае она попускается богом. Плюсы данной теории заключаются в том, что она объясняет идеал государственной власти, которая сообразовывает свои решения с высшими религиозными принципами, что налагает на неё особую ответственность и поднимает её авторитет в глазах общества, способствует утверждению общественного порядка, духовности. Теологическая теория носит универсальный характер, поскольку содержит не только антропологическое, но и метафизическое измерение в объяснении происхождения государства.
Секулярные идеологи зачастую преподносят теологическую теорию в искажённо-карикатурном виде, вводя в заблуждение правоведов.
Древнекитайская теория
Волей божественного неба в Поднебесной появился порядок, организация власти, правила поведения и т. д. Император (носитель власти) при этом — сын неба.
Теологическая теория
Получила распространение в XIII веке благодаря деятельности Фомы Аквинского. Согласно данной теории, по своей сущности государство является результатом проявления как божественной воли, так и воли человеческой. Государственная власть по способу же приобретения и использования может быть богопротивной и тиранической в этом случае она попускается богом. Плюсы данной теории заключаются в том, что она объясняет идеал государственной власти, которая сообразовывает свои решения с высшими религиозными принципами, что налагает на неё особую ответственность и поднимает её авторитет в глазах общества, способствует утверждению общественного порядка, духовности. Теологическая теория носит универсальный характер, поскольку содержит не только антропологическое, но и метафизическое измерение в объяснении происхождения государства.
Секулярные идеологи зачастую преподносят теологическую теорию в искажённо-карикатурном виде, вводя в заблуждение правоведов.
Слайд 5
Теологическая теория в условиях современности
Сходные мысли о божественном первоисточнике государственной власти
Теологическая теория в условиях современности
Сходные мысли о божественном первоисточнике государственной власти
![Теологическая теория в условиях современности Сходные мысли о божественном первоисточнике государственной власти](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299961/slide-4.jpg)
в XX веке. развивал Жак Маритен. Также и многие другие современные приверженцы теологических естественноправовых учений (А. Ауэр, Э. Вольф, X. Домбоис, Ф. Харст и др.) в конечном счёте именно в боге (его разуме, воле, творении и т. д.) сопряжённым с волей, разумом и творчеством человека видят исходное основание и источник права и государства. В настоящее время данная концепция представляет официальную доктрину
государства Ватикан.
государства Ватикан.
Слайд 6Патриархальные и патерналистские концепции происхождения государства
В основе данных концепций лежат представления о
Патриархальные и патерналистские концепции происхождения государства
В основе данных концепций лежат представления о
![Патриархальные и патерналистские концепции происхождения государства В основе данных концепций лежат представления](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/299961/slide-5.jpg)
возникновении государства из семьи, а общественной и государственной власти — из власти отца семейства.
К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Конфуция, Аристотеля, Филмера, Михайловского и др. Они обосновывают тот факт, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем, развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводят к образованию государства.
Отношения отца с членами семейства в соответствии с патриархальной теорией происхождения государства уподобляются отношениям монарха с подданными. Монарх должен, подобно отцу семейства, заботиться о своих подданных, а те, в свою очередь, должны беспрекословно подчиняться и уважать его.
Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи.
Вместе с тем, представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела, экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляют соответственно с категориями «государь», «подданные».
Главной функцией семьи является воспроизводство рода и совместная жизнь. А государство призвано исполнять совершенно другие функции. К тому же по свидетельству историков, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытно-общинного строя.
К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Конфуция, Аристотеля, Филмера, Михайловского и др. Они обосновывают тот факт, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем, развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводят к образованию государства.
Отношения отца с членами семейства в соответствии с патриархальной теорией происхождения государства уподобляются отношениям монарха с подданными. Монарх должен, подобно отцу семейства, заботиться о своих подданных, а те, в свою очередь, должны беспрекословно подчиняться и уважать его.
Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи.
Вместе с тем, представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела, экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляют соответственно с категориями «государь», «подданные».
Главной функцией семьи является воспроизводство рода и совместная жизнь. А государство призвано исполнять совершенно другие функции. К тому же по свидетельству историков, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытно-общинного строя.