Презентация на тему Русский символизм

Содержание

Слайд 2

Цели:

познакомить обучающихся с философско-эстетическими предпосылками возникновения символизма;
раскрыть историю происхождения понятия «символизм», его

Цели: познакомить обучающихся с философско-эстетическими предпосылками возникновения символизма; раскрыть историю происхождения понятия
содержание, основные группы;
показать значение символизма для развития русской литературы XX века.

Слайд 3

Символизм (от греч.symbolon- «знак, примета»)

А.Блок:
« Испепеляющие годы! Безумья ль

Символизм (от греч.symbolon- «знак, примета») А.Блок: « Испепеляющие годы! Безумья ль в
в вас, надежды ль есть?»

В.Брюсов:
« Создание искусства – приотворённые двери в вечность»

Ф.Сологуб: «Символ – окно в бесконечность»

Слайд 4

Русский символизм Понятие

Символизм - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового

Русский символизм Понятие Символизм - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение
единства через символы.

Зародился в 60 – 70-е гг. XIX века во Франции

В России получил распространение в 80 – 90-е гг. XIX века

Слайд 5

Философия и эстетика символизма складывались под влиянием различных теорий – от взглядов

Философия и эстетика символизма складывались под влиянием различных теорий – от взглядов
Платона до Ф. Ницше и В.Соловьёва

Платон

Ф. Ницше

В. Соловьёв

Слайд 6

Истоки символизма

Термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским в

Истоки символизма Термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским
искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте — «Le Symbolisme», опубликованном 18 сентября в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте — «Le Symbolisme», опубликованном 18 сентября 1886 года в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте — «Le Symbolisme», опубликованном 18 сентября 1886 года в газете «Le Figaro». В частности, манифест провозглашал:
«Символическая поэзия - враг поучений, риторики, ложной чувствительности и объективных описаний; она стремится облечь Идею в чувственно постижимую форму, однако эта форма - не самоцель, она служит выражению Идеи, не выходя из-под её власти…»

Жан Мореас

Слайд 7

К тому времени существовал другой, уже устойчивый термин «декадентствоК тому времени

К тому времени существовал другой, уже устойчивый термин «декадентствоК тому времени существовал
существовал другой, уже устойчивый термин «декадентство», которым пренебрежительно нарекали новые формы в поэзии их критики. «Символизм» стал первой теоретической попыткой самих декадентов, поэтому никаких резких разграничений и тем более эстетической конфронтации между декадентством и символизмом не устанавливалось. В РоссииК тому времени существовал другой, уже устойчивый термин «декадентство», которым пренебрежительно нарекали новые формы в поэзии их критики. «Символизм» стал первой теоретической попыткой самих декадентов, поэтому никаких резких разграничений и тем более эстетической конфронтации между декадентством и символизмом не устанавливалось. В России в 1890-еК тому времени существовал другой, уже устойчивый термин «декадентство», которым пренебрежительно нарекали новые формы в поэзии их критики. «Символизм» стал первой теоретической попыткой самих декадентов, поэтому никаких резких разграничений и тем более эстетической конфронтации между декадентством и символизмом не устанавливалось. В России в 1890-е гг., после первых русских декадентских сочинений, эти термины стали противопоставлять: в символизме видели идеалы и духовность и соответственно так его манифестировали, а в декадентстве - безволие, безнравственность и увлечение лишь внешней формой. Так, известна эпиграмма Владимира Соловьёва в отношении декадентов:
Мандрагоры имманентные Зашуршали в камышах, А шершаво-декадентные Вирши — в вянущих ушах.

Декаданс (от лат. «упадок») – тип сознания, характеризующийся настроением пассивности, безнадёжности, неприятием общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний.

Слайд 8

Истоки символизма

Многие художественные открытия и философские идеи символизма были предсказаны выдающимся

Истоки символизма Многие художественные открытия и философские идеи символизма были предсказаны выдающимся
философом, поэтом, переводчиком В. Соловьёвым (1853 – 1900).
Он верил в спасительную миссию Красоты;
посредником в достижении «всеединства» призвано было стать искусство;
облик «всеединства» - мистический образ Души Мира;
Вечная Женственность – объект платонического культа и любования.

В. Соловьёв (1853 – 1900)

Слайд 9

Символизм в музыке

Александр Николаевич Скрябин - русский - русский композитор и пианист.

Символизм в музыке Александр Николаевич Скрябин - русский - русский композитор и
В его творчестве воплощены идеи экстатической устремленности к неведомым «космическим» сферам, идея преобразующей силы искусства. Музыке присущи напряженность тонуса, диапазон образов от одухотворенно-идеальных, утонченных до экспрессивно-героических. Яркий новатор музыкальных выразительных средств, главным образом гармонии; развивал идею светомузыки, впервые в музыкальной практике ввел в симфоническую поэму «Прометей» партию света. «Божественная поэма» (3-я симфония, 1904), «Поэма экстаза» (1907) для оркестра; 10 сонат, поэмы, прелюдии для фортепиано. Профессор Московской консерватории (1898-1904).

А.Н. Скрябин (1871 – 1915)

Слайд 10

Символизм в изобразительном искусстве

Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель.

Символизм в изобразительном искусстве Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель.
Напряженная, яркая, какая-то почти мозаичная живопись Врубеля монументальна, эпична, исполнена острым трагическим противоречием между реальностью и фантазией художника. Символизм его «Жемчужины» — целая вселенная, которая мерцает таинственными перламутровыми пастельными тонами, отражаясь в маленьком зернышке жемчуга. Пронзительный взгляд врубелевского «Демона» гипнотизирует, оставляет чувство некого внутреннего дискомфорта, почти страха, но вместе с тем от него невозможно оторвать глаз. Это одна из многих загадок художника, стремившегося постичь мир не только эстетически, но и нравственно-философски.

Слайд 11

М. Врубель

«Демон»

«Демон
поверженный»

М. Врубель «Демон» «Демон поверженный»

Слайд 12

М. Врубель

«Демон и жемчужина»

«Царевна-Лебедь»

М. Врубель «Демон и жемчужина» «Царевна-Лебедь»

Слайд 13

Предпосылки

Философия Ницше, В.Соловьёва

Модернизм в европейском искусстве

Возрождение старых художественных систем (античность, средневековье)

Предпосылки Философия Ницше, В.Соловьёва Модернизм в европейском искусстве Возрождение старых художественных систем (античность, средневековье)

Слайд 14

Теоретическое самоопределение

1892 год – лекция Д. Мережковского «О причинах упадка и новых

Теоретическое самоопределение 1892 год – лекция Д. Мережковского «О причинах упадка и
течениях современной русской литературы»
1894 год – три сборника «Русские символисты», ведущим автором которых был В. Брюсов

Слайд 15

Основное свойство

Освоение «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия

В

Основное свойство Освоение «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного
основе эстетики

символ (он должен заменить конкретный образ). Считалось, что символ связывает земное с миром иным, духовным

Слайд 16

Особенности русского символизма:

повышенное внимание к проблеме личности и истории, ко внутреннему миру

Особенности русского символизма: повышенное внимание к проблеме личности и истории, ко внутреннему
личности;
героико-трагическое переживание социальных и духовных конфликтов рубежа веков;
сочетание противоречивых тенденций;
многочисленные открытия в поэтике (обновление жанров лирики, новые принципы циклизации, смысловая полифония…);
идея самоценности искусства, ухода от социальных задач; искусство – чисто художественное явление.

Слайд 17

Старшее поколение символистов 80 – 90-е гг. XIX века

Петербургское крыло:
Д. Мережковский
З. Гиппиус
Н. Минский

Московское

Старшее поколение символистов 80 – 90-е гг. XIX века Петербургское крыло: Д.
крыло:
К. Бальмонт
В. Брюсов
Ф. Сологуб

Символизм как философско-эстетическое течение

Символизм как чисто литературное явление

Слайд 18

Старшее поколение символистов. Петербургское крыло

Д. Мережковский

З. Гиппиус

Н. Минский

Старшее поколение символистов. Петербургское крыло Д. Мережковский З. Гиппиус Н. Минский

Слайд 19

Старшее поколение символистов.
Московское крыло

К. Бальмонт

В. Брюсов

Ф. Сологуб

Старшее поколение символистов. Московское крыло К. Бальмонт В. Брюсов Ф. Сологуб

Слайд 20

Младосимволисты 1900 гг. – рубеж веков

В.Иванов
А. Белый
А. Блок
И. Анненский

«Апокалиптические» настроения парадоксально сочетаются с

Младосимволисты 1900 гг. – рубеж веков В.Иванов А. Белый А. Блок И.
верой в приход «царства Софии» - эпохи вечной мудрости

Слайд 21

Младосимволисты

В. Иванов

И. Анненский

А. Белый

Младосимволисты В. Иванов И. Анненский А. Белый

Слайд 22

Младосимволисты

А.Блок наиболее ярко выразил идеи младосимволистов. У поэта много стихов, явно

Младосимволисты А.Блок наиболее ярко выразил идеи младосимволистов. У поэта много стихов, явно
ориентированных на идеи В. Соловьёва, особенно касающиеся темы Вечной Женственности.
А. Блок считал
В. Соловьёва своим учителем.

А. Блок

Слайд 23

Значение

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали слову невиданную

Значение Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали слову невиданную
ранее многозначность, открыли в нём множество дополнительных оттенков и смыслов. Поэзия символизма необычайно музыкальна, богата ассонансами и аллитерациями. Но главное, символизм пытался создать новую философию культуры, выработать новое мировоззрение, сделать искусство более личностным, наполнить его новым содержанием – сделать искусство объединяющим людей началом.
Имя файла: Презентация-на-тему-Русский-символизм.pptx
Количество просмотров: 339
Количество скачиваний: 0