"Петербургские повести" Н.В. Гоголя

Содержание

Слайд 2

Тема урока: Н. В. Гоголь. «Петербургские повести ». Место повести «Портрет» в сборнике

Тема урока: Н. В. Гоголь. «Петербургские повести ». Место повести «Портрет» в сборнике

Слайд 3

Цель урока:
- обобщить ранее полученные знания о «петербургских повестях»;
- определить место

Цель урока: - обобщить ранее полученные знания о «петербургских повестях»; - определить
повести «Портрет» в данном цикле.

Слайд 4

«Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия,
Да умирится же с тобой
И

«Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия, Да умирится же с
побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!...»

Слайд 5

«.. Итак, домой пришед, Евгений
Стряхнул шинель, разделся, лег.
Но долго он

«.. Итак, домой пришед, Евгений Стряхнул шинель, разделся, лег. Но долго он
заснуть не мог
В волненье разных размышлений.
О чем же думал он? о том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь…»

Слайд 6

Тема Петербурга, наметившаяся в творчестве Пушкина, была расширена и углублена Гоголем. Когда

Тема Петербурга, наметившаяся в творчестве Пушкина, была расширена и углублена Гоголем. Когда
Николай Васильевич приехал в 1829 году в Петербург, он написал матери о том представлении, которое у него сложилось о городе:

Слайд 7

«Тишина в нем необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, все служащие

«Тишина в нем необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, все служащие
да должностные все толкуют о своих департаментах да коллегиях, все подавлено, все погрязло в ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их». Значительную часть своей жизни Гоголь провел в Петербурге. Это не могло не отразиться на его произведениях. Петербург у Гоголя – это царство роскоши и власти, где богатая часть города полностью подчиняет себе бедную. По словам Набокова, «Петербург обнаружил всю свою причудливость, когда по его улицам стал гулять самый причудливый человек во всей России».

Слайд 8

Сообщение первой группы по теме: «Образ Петербурга в повести «Невский проспект» «О, не

Сообщение первой группы по теме: «Образ Петербурга в повести «Невский проспект» «О,
верьте этому Невскому проспекту!»

Слайд 9

Вывод:

За парадной пышностью Петербурга
скрывается холодный, жестокий мир
человеческого бесправия. Город равнодушен к
судьбе «маленького

Вывод: За парадной пышностью Петербурга скрывается холодный, жестокий мир человеческого бесправия. Город
человека».

Слайд 10

Сообщение второй группы учащихся:
Тема «маленького человека» в повести «Шинель»

Сообщение второй группы учащихся: Тема «маленького человека» в повести «Шинель»

Слайд 11

Кто же такой «маленький» человек?

Сопоставьте иллюстрации Бориса Кустодиева и Саввы Бродского
Кто

Кто же такой «маленький» человек? Сопоставьте иллюстрации Бориса Кустодиева и Саввы Бродского
из художников ближе подошел к пониманию глобальности поднятой Гоголем проблемы?

Слайд 12

Вывод: Гоголь от истории «маленького человека» подводит читателя к сознанию трагизма пребывания

Вывод: Гоголь от истории «маленького человека» подводит читателя к сознанию трагизма пребывания
человека в мире, независимо даже от его «значительности»: на героя «нестерпимо обрушилось несчастье, как обрушивалось на царей и повелителей мира».

Слайд 13

Петербург Гоголя – это город, в котором фантастическое и реальное находятся в

Петербург Гоголя – это город, в котором фантастическое и реальное находятся в
неразрывном единстве. Здесь возможны самые необыкновенные происшествия.

Сообщение 3 группы :
Видение мира через фантастику
в повести «Нос»

Слайд 14

Какой художественный прием применяет Гоголь для показа абсурдности Петербурга? Почему иллюстратор Алимов не

Какой художественный прием применяет Гоголь для показа абсурдности Петербурга? Почему иллюстратор Алимов не показывает лица Носа?
показывает лица Носа?

Слайд 15

Вывод:

Повесть «Нос» - пародия на чинолюбцев,
для которых характерна пустота. Это главная нелепость,

Вывод: Повесть «Нос» - пародия на чинолюбцев, для которых характерна пустота. Это
показанная через фантастику: поклонение не уму, а пустышке в мундире.

Слайд 16

Петербург Н. В. Гоголя

Искажённый, «перевёрнутый» мир, утверждающий в сознании людей «перевёрнутые» ценности

Петербург Н. В. Гоголя Искажённый, «перевёрнутый» мир, утверждающий в сознании людей «перевёрнутые» ценности

Слайд 17

Сообщение 4 группы :
сюжет и композиция повести «Портрет»

Сообщение 4 группы : сюжет и композиция повести «Портрет»

Слайд 18

Работа в группах по анализу текста повести Н.В. Гоголя «Портрет»

Групповые задания
Первая

Работа в группах по анализу текста повести Н.В. Гоголя «Портрет» Групповые задания
группа. Соотнесите цитаты из текста произведения , отражающие моральное падение Чарткова, с иллюстрациями Кукрыниксов.
Вторая группа. Сжато перескажите историю создания таинственного портрета и его влияния на людей.
Третья группа. Дайте сопоставительную характеристику двух художников – Чарткова и художника, создавшего портрет ростовщика.
Четвертая группа. Внимательно прочитайте отрывок из статьи В.Г. Белинского «О русской повести и повестях г. Гоголя»
Подумайте, прав ли В.Г. Белинский. Подтвердите или опровергните мнение критика, доказывая свою точку зрения цитатами из второй части повести.

Слайд 19

Ответ первой группы «Боже! И погубить так безжалостно лучшие годы своей юности …»

«…художник

Ответ первой группы «Боже! И погубить так безжалостно лучшие годы своей юности
уже стоял несколько времени неподвижно перед одним портретом… Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза…»
«Старая шинель и нешегольское платье показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своем наряде…»
«Дорогою он вспомнил, что двугривенный, который он отдал, был у него последний.»

Слайд 20


«Он усадил их, придвинул холст уже с ловкостью и претензиями

«Он усадил их, придвинул холст уже с ловкостью и претензиями на светские
на светские замашки и стал писать…Сердце его начало даже слегка трепетать, когда он почувствовал, что выразит то, чего еще не заметили другие».
«Слава его росла, работы и заказы увеличивались. Уже стали ему надоедать портреты и лица…Кисть его хладела и тупела…»
«Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил… И потому все чувства и порывы его обратились к золоту. Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслажденьем, целью.»

Слайд 21

«Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на

«Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на
лице, когда он видел произведение, носившее печать таланта».
«…и он узнал ту ужасную муку…ту страшную муку, которая делает человека способным на ужасные злодеяния».
«Никогда ни одно чудовище невежества не истребило столько прекрасных произведений, сколько истребил этот свирепый мститель».

Слайд 22

Почему происходит падение героя?

Почему происходит падение героя?

Слайд 23

« В картине художника, точно, есть много таланта, но нет святости в

« В картине художника, точно, есть много таланта, но нет святости в
лицах; есть даже, напротив того, что-то демонское  в глазах, как будто бы рукою водило нечистое чувство» - Что несет такое искусство в мир?

Слайд 24

Ответ третьей группы Сопоставительная характеристика художников

Ответ третьей группы Сопоставительная характеристика художников

Слайд 26

Писатель создает два типа художника. Первый, талантливый художник Чартков, под влиянием власти

Писатель создает два типа художника. Первый, талантливый художник Чартков, под влиянием власти
денег и жажды быстрой славы проходит путь деградации, а другой - создатель дьявольского портрета - путь восхождения

Слайд 27

Ответ четвертой группы

В.Г. Белинский прав.
Вторая часть повести – это проповедь

Ответ четвертой группы В.Г. Белинский прав. Вторая часть повести – это проповедь
нравственного
очищения, которую можно представить в виде свода
нравоучительных правил:
1. «Талант есть драгоценнейший дар бога – не погуби его».
2. «Исследуй, изучай все, что ни видишь, покори все кисти, но во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья».
3. «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».

Слайд 28

Итог урока

В повести «Портрет» Н.В. Гоголь формулирует предназначение искусства:
«… для успокоения

Итог урока В повести «Портрет» Н.В. Гоголь формулирует предназначение искусства: «… для
и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства. Оно не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к Богу».
Имя файла: "Петербургские-повести"-Н.В.-Гоголя.pptx
Количество просмотров: 149
Количество скачиваний: 0