магический смысл в языческих верованиях. Символом солнца были солярные знаки, изображаемые в виде кругов, ромбов, розеток, крестов.
Изображение дерева жизни, солярных знаков, коней и птиц, встречаются в украшениях, на тиснёной поверхности берестяных изделий, на резных ручках девшей и в узорах вышивки. Со временем древние символы утратили своё культовое значение, приобретя сказочный характер в фольклоре и декоративный в прикладном искусстве.
Но ещё с древних времён все эти украшения имели особое значение в жизни человека. Они служили неким условным языком, который был понятен членам определённого сообщества. Украшения подчеркивали возраст, социальное, семейное и имущественное положение. Кроме того, они использовались в качестве оберегов.
Излюбленным материалом в народе было дерево. Из, дерева рубили жилища
и хозяйственные постройки, делали орудия труда, мебель лодки и телеги, мастерили посуду и игрушки и даже деревянные замки с деревянными ключами. Для этих целей испокон веков использовали липу, берёзу, дуб, реже осину, клен, яблоню.
По способу изготовления, изделия из дерева можно разделить на долблёные с цельным и вставным дном, резные, клёпочные и токарные. Инструмент был
прост: топор, нож, молоток, скобель, долото, штампы для нанесения узора. При изготовлений больших ковшей, чаш применялась техника выжигания.
Долбленые и резные изделия отличались простотой и ясностью форм. Мастера умело использовали природный цвет и естественный узор древесины.
Большие ковши и чаши с двумя ручками и ковшички с одной ручкой служили
для подачи пива на праздничный стол, а ручка ковша, поднимавшаяся вверх
почти под прямым углом, заканчивалась скульптурным изображением коня,
птицы или медведя, украшалась кругами или розетками - традиционными символами солнца. Ковш - утица, сочетающий в своей форме образ ладьи и водоплавающей птицы, выделялся особой торжественности. Подобные ковши в языческих обрядах служили для подачи мяса жертвенных животных. Неброская роспись по бокам ковша подчеркивала его форму.
В конце 19 века наряду с долблёно - резной посудой появилась посуда
токарной работы. Точёные миски, чашки, кружки отличались изяществом
формы. Вплоть до начала 20века в марийском обиходе в основном использовалась деревянная посуда. Из бересты липового луба и лыка
мастерили различной формы и размеров короба, кузова, сумки, солонки и т.д.
Всё что нужно было человеку от сохи до ложки, делалось по законам красоты. Мастера из самого простого и доступного материала создавали, необходимы вещи, превращая их в произведения искусства. В народном искусстве всегда сочетаются две грани: красота и польза, польза и красота.
Культура народных промыслов мари.