Слайд 3Тонко и проникновенно, во всей своей живой и трепетной достоверности изображает Шолохов
![Тонко и проникновенно, во всей своей живой и трепетной достоверности изображает Шолохов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322651/slide-2.jpg)
родную природу. Пейзаж у него всегда одухотворен.
Слайд 4В романе «Тихий Дон» шолоховские картины природы приобретают особое идейно-эстетическое наполнение.
![В романе «Тихий Дон» шолоховские картины природы приобретают особое идейно-эстетическое наполнение.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322651/slide-3.jpg)
Слайд 5Писатель подмечает моменты, когда восприятие природы становится особенно острым и впечатлительным, как
![Писатель подмечает моменты, когда восприятие природы становится особенно острым и впечатлительным, как](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322651/slide-4.jpg)
бы увиденным впервые. Достаточно вспомнить самые трагические эпизоды романа: зверское убийство казаками красного командира Лихачева. Идя на смерть, он видит красоту весеннего леса.
Слайд 7Впечатления окружающего мира, вступающие в сознание и героя, и читателя, разряжают крайнее
![Впечатления окружающего мира, вступающие в сознание и героя, и читателя, разряжают крайнее](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322651/slide-6.jpg)
напряжение. Писатель как бы широко распахивает душу читателя для восприятия огромного мира природы, человеческих чувств после сосредоточенного нагнетания художественных средств, устремляющих все внимание к одному необычайно напряженному событию. Вспомним эпизод, когда в степи работают Наталья и Ильинична. Последняя измена Григория окончательно надломила Наталью
Слайд 9Природа движется сама по себе. Люди страдают и радуются своими радостями и
![Природа движется сама по себе. Люди страдают и радуются своими радостями и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322651/slide-8.jpg)
печалями. Но вот на миг оба движения совпадают, и проклятье Натальи, усиленное метафоричностью грозовой тучи, звучит необычайно выразительным трагическим взрывом. Здесь параллелизм перестает быть одним из приемов введения пейзажа и вырастает в существенную особенность композиции и характерную черту стиля.
Слайд 12О том, что пейзаж в романе Шолохова не безразличен человеку и может
![О том, что пейзаж в романе Шолохова не безразличен человеку и может](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322651/slide-11.jpg)
служить для выражения определенных символов, свидетельствуют многие сцены. Приведем несколько примеров. Отправляясь на побывку домой, Григорий заметил в степи диких гусей. Далее Шолохов рисует красочную картину охоты.
Слайд 14К концу «Тихого Дона» символические образы природы встречаются все чаще. После одной
![К концу «Тихого Дона» символические образы природы встречаются все чаще. После одной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322651/slide-13.jpg)
из стычек бандитов с красноармейцами Григорий лежит в степи, испытывая странное чувство отрешенности и успокоения. С восхищением он любуется цветком, росшим совсем рядом.
Слайд 16Сходен поэтический строй удивительного и загадочного своей силой образа черного солнца. Черным
![Сходен поэтический строй удивительного и загадочного своей силой образа черного солнца. Черным](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322651/slide-15.jpg)
оно показалось Григорию потому, что в час Аксиньиной смерти физические силы оставили его – свет померк в очах. Смерть коснулась его, виновника смерти Аксиньи и многих других людей, потребовала к себе, – вот что значил для него ужас черного солнца. Не случайно он прощался с Аксиньей, «твердо веря в то, что они расстаются ненадолго».
Слайд 18Между тем природа в «Тихом Доне» не только противостоит Григорию и осуждает
![Между тем природа в «Тихом Доне» не только противостоит Григорию и осуждает](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/322651/slide-17.jpg)
его, но и призывает к пониманию и сочувствию. Когда Григорий отверг предложение бывшего фоминца Чумакова вновь поискать легкой бандитской жизни, когда решил вернуться к людям, когда впервые за долгое время своего пребывания в лесу чуть заметно улыбнулся – начала оттаивать и природа. Светлая нота в эмоциональной окраске шального пейзажа романа вполне гармонирует с финалом трагедии. Путь Григория завершается окончательным крушением ложной идеи. Но трагедия разрешима, имеет выход.