Слайд 2Общественная мысль в России: основные направления.
XVIIIвек – время крутых перемен не только
![Общественная мысль в России: основные направления. XVIIIвек – время крутых перемен не](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/315340/slide-1.jpg)
в российской экономике и социальной жизни, но и в культуре и в общественной мысли. Прежняя идея «Москва – третий Рим» потеряла свое значение и ее сменил лозунг «Великой России», пришедший на смену мечте о «святой Руси».
Слайд 3Идея «Великой России» в XVIIIвеке была представлена:
Имперской идеей
Религиозно-социальными либеральными взглядами
Социально-политическим мессианством («революционаризмом»)
![Идея «Великой России» в XVIIIвеке была представлена: Имперской идеей Религиозно-социальными либеральными взглядами Социально-политическим мессианством («революционаризмом»)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/315340/slide-2.jpg)
Слайд 4Борьба идей в XVIIIвеке
Рационализм
«… Потеряв своего бога, заурядный русский вольтерьянец не просто
![Борьба идей в XVIIIвеке Рационализм «… Потеряв своего бога, заурядный русский вольтерьянец](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/315340/slide-3.jpg)
уходил из своего храма, как человек, ставший в нем лишним, а, подобно взбунтовавшемуся дворовому, норовил перед уходом набуянить, все перебить, исковеркать и перепачкать»
В.О. Ключевский
Слайд 5Борьба идей в XVIIIвеке
Масонство- поиск новой религиозной философии, это отзвук европейских диковинок
![Борьба идей в XVIIIвеке Масонство- поиск новой религиозной философии, это отзвук европейских](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/315340/slide-4.jpg)
на русской почве. Возникнув в 30-е гг., оно уже через сто лет перестанет быть явлением национально-религиозной философии.
Слайд 6Борьба идей в XVIII веке
Широко проникли в Россию идеи французского Просвещения, причем
![Борьба идей в XVIII веке Широко проникли в Россию идеи французского Просвещения,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/315340/slide-5.jpg)
здесь борьба между его прогрессивными и консервативными носителями проявлялась в спорах по двум вопросам: проблема происхождения государства на Руси и проблема крепостного права.
Слайд 7Просвещение в России XVIII века
ЕкатеринаII отстаивала существование самодержавной монархии как формы, обеспечивающей
![Просвещение в России XVIII века ЕкатеринаII отстаивала существование самодержавной монархии как формы,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/315340/slide-6.jpg)
свободу, равенство и благо всех граждан империи
М.М.Щербатов – публицист и историк критикует императрицу за деспотизм, предлагая ограничить власть монарха «советом умнейших и старейших» ( идея олигархического государства)
Слайд 8Либерализм в XVIII веке
А.П.Сумароков Н.И.Панин Д.И.Фонвизин
Обновление сословной монархии
Допущение дворянства и других
![Либерализм в XVIII веке А.П.Сумароков Н.И.Панин Д.И.Фонвизин Обновление сословной монархии Допущение дворянства](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/315340/slide-7.jpg)
слоев к управлению страной
Смягчение розни между дворянством и народом
Слайд 9Русские радикалы: Н.И.Новиков, А.Н.Радищев
Государь должен заботиться о народном благе, но люди не
![Русские радикалы: Н.И.Новиков, А.Н.Радищев Государь должен заботиться о народном благе, но люди](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/315340/slide-8.jpg)
должны безропотно подчиняться монарху
Признание естественных прав человека, гарантированных свободным общественным мнением, независимым от официальной идеологии
Слайд 10А.Н.Радищев
Не только отрицал феодально-крепостнические порядки, но и начал обосновывать пути их уничтожения:
![А.Н.Радищев Не только отрицал феодально-крепостнические порядки, но и начал обосновывать пути их](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/315340/slide-9.jpg)
революция – законный способ борьбы с тиранией. В ходе революции народ сам научится свободе, учить его не надо.
Слайд 11Вывод
В XVIIIвеке проблемы российской жизни стали предметом широкого обсуждения в просвещенных слоях
![Вывод В XVIIIвеке проблемы российской жизни стали предметом широкого обсуждения в просвещенных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/315340/slide-10.jpg)
общества, а не только в дворцовых покоях. Правда решения этих проблем XVIIIвек не нашел, передав их в наследство грядущему веку.
Слайд 12Подумай, порассуждай…
Подберите синоним понятия «рационализм».
В рядах масонов XVIIIв. были виднейшие общественные и
![Подумай, порассуждай… Подберите синоним понятия «рационализм». В рядах масонов XVIIIв. были виднейшие](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/315340/slide-11.jpg)
политические деятели (граф Р.И.Воронцов, братья Н.И. и П.И. Панины, Г.Р.Державин и др.). Что привлекало этих и других людей науки, искусства и политики в масонские общества?