Содержание
- 2. В России до XVIII века во всех слоях общества по-прежнему носили традиционный русский костюм, а все
- 4. В августе того же года издается еще один указ, повелевающий «всех чинов людям», кроме духовенства, извозчиков
- 5. Слева: Г. Преннер. Портрет гр. Я. Е. Сиверса. Середина XVIII века. Справа: Неизвестный художник. Портрет цесаревны
- 6. Проводя реформу костюма, Петр не случайно обратился к французскому образцу. Еще в средние века парижские модные
- 7. Введенные Петром новые костюмы к концу его царствования уже прочно вошли в быт не только дворянства,
- 9. И. Я. Вишняков. Портрет М. С. Яковлева. Середина XVIII века.
- 10. Женская и мужская мода в XVIII веке довольно стабильна. Тип мужского костюма, сложившийся в начале XVIII
- 11. К середине века весь силуэт костюма становится легче, изящнее. В это время уменьшается ширина складок на
- 12. Платье-роба из красно-кирпичного шелка. Середина XVIII века.
- 13. На протяжении почти всего XVIII столетия был широко распространен тип парадного женского платья, состоящего из сильно
- 15. Одна из характерных деталей костюма тех лет складка «Ватто» особый покрой спинки платья, в котором полотнище
- 17. Уже во второй половине XVIII века наблюдаются первые попытки придать придворным костюмам национальный характер. В 1780-х
- 18. Платье мундирное Екатерины II по форме лейб-гвардии конного полка. 1770-е гг.
- 19. Костюм русского дворянина XVIII век.
- 23. Однако, одежда и прически простонародья за два века изменились мало. Весь XVIII век крестьяне бород не
- 24. Народный крестьянский костюм остался почти без изменений и даже сохранил свои местные различия по губерниям и
- 25. Девичий праздничный костюм. Конец XVIII века. Венец, поднизь, душегрея, сарафан
- 26. Сарафан. Конец XVIII века Девичий праздничный костюм. Конец XVIII века. Рубаха, сарафан, повязка, фата. Свадебный костюм.
- 27. Спасибо за внимание! Автор Солдатенкова С.А.- научный сотрудник МБУ Демидовский историко-краеведческий музей
- 29. Скачать презентацию
Слайд 2 В России до XVIII века во всех слоях общества по-прежнему носили
В России до XVIII века во всех слоях общества по-прежнему носили
![В России до XVIII века во всех слоях общества по-прежнему носили традиционный](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1164409/slide-1.jpg)
Первый из петровских указов об изменении костюма был издан в январе 1700 года. Согласно ему предписывалось носить платье «на манер венгерского», свободный крой и длина которого были близки старым русским одеждам. Этот указ гласил: «Боярам и окольничим и думным и ближним людям и стольникам и стряпчим и дворянам московским и дьякам и жильцам и всех чинов служилым и приказным и торговым людям, и людям боярским, на Москве и в городах, носить платья венгерские, кафтаны, верхние длиною по подвязку, а исподние короче верхних, тем же подобием».
Слайд 4 В августе того же года издается еще один указ, повелевающий «всех
В августе того же года издается еще один указ, повелевающий «всех
![В августе того же года издается еще один указ, повелевающий «всех чинов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1164409/slide-3.jpg)
Последующие указы, неоднократно повторявшиеся, обязывали дворян, бояр и «всех чинов служилых людей» носить немецкое платье по будням и французское – по праздникам, «русского платья и черкесских кафтанов и тулупов и штанов и сапогов и башмаков отнюдь никому не носить и мастеровым людям не делать и в рядах не торговать».
Слайд 5Слева: Г. Преннер. Портрет гр. Я. Е. Сиверса. Середина XVIII века.
Справа: Неизвестный
Слева: Г. Преннер. Портрет гр. Я. Е. Сиверса. Середина XVIII века.
Справа: Неизвестный
![Слева: Г. Преннер. Портрет гр. Я. Е. Сиверса. Середина XVIII века. Справа:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1164409/slide-4.jpg)
Слайд 6 Проводя реформу костюма, Петр не случайно обратился к французскому образцу. Еще
Проводя реформу костюма, Петр не случайно обратился к французскому образцу. Еще
![Проводя реформу костюма, Петр не случайно обратился к французскому образцу. Еще в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1164409/slide-5.jpg)
Слайд 7 Введенные Петром новые костюмы к концу его царствования уже прочно вошли
Введенные Петром новые костюмы к концу его царствования уже прочно вошли
![Введенные Петром новые костюмы к концу его царствования уже прочно вошли в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1164409/slide-6.jpg)
Костюм середины XVIII века развивался параллельно с общим направлением искусства стиля рококо, выражавшего прихотливые вкусы русского придворного общества, и сохранял свой характер до последней четверти столетия. Этот стиль нашел яркое проявление в убранстве интерьеров и декоративно-прикладном искусстве нескольких десятилетий. Характерное для него тяготение к капризно изогнутым, беспокойным линиям, обилию декора и прихотливому изяществу орнаментики свойственно и костюмам этого периода с их вычурным силуэтом, богатством и многообразием декора из кружева и всевозможных видов вышивок, а также пристрастием к пастельным изысканным цветовым сочетаниям.
Слайд 9И. Я. Вишняков. Портрет М. С. Яковлева. Середина XVIII века.
И. Я. Вишняков. Портрет М. С. Яковлева. Середина XVIII века.
![И. Я. Вишняков. Портрет М. С. Яковлева. Середина XVIII века.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1164409/slide-8.jpg)
Слайд 10 Женская и мужская мода в XVIII веке довольно стабильна. Тип мужского костюма,
Женская и мужская мода в XVIII веке довольно стабильна. Тип мужского костюма,
![Женская и мужская мода в XVIII веке довольно стабильна. Тип мужского костюма,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1164409/slide-9.jpg)
И. Я. Вишняков. Портрет С. С. Яковлевой. Середина XVIII века.
Слайд 11 К середине века весь силуэт костюма становится легче, изящнее. В это время
К середине века весь силуэт костюма становится легче, изящнее. В это время
![К середине века весь силуэт костюма становится легче, изящнее. В это время](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1164409/slide-10.jpg)
В 1780-х годах меняется крой кафтана, он получает стоячий воротник, полы его теперь сильно скашиваются к спинке, открывая низ камзола, уже становится рукав с нешироким манжетом, Причем для костюмов этого периода характерно использование шелка или бархата с мелким геометрическим узором в сочетании с удивительными по богатству и разнообразию приемов и материалов вышивками, исполнявшимися цветными шелками, золотой и серебряной нитью, капителью, блестками, часто с применением цветных зеркальных стекол. В наиболее парадных костюмах пышный растительный узор почти сплошь покрывал грудь, полы и спинку кафтана. Камзол становится значительно короче, утрачивает рукава и превращается в жилет, перед которого богато декорируется. Спинка его в эти годы всегда исполнялась из другой, более простой хлопчатобумажной или льняной ткани и имела шнуровку. Для последней четверти XVIII века характерны несколько фасонов камзолов: с круглым вырезом ворота без воротника, либо с более или менее высоким воротником-стойкой, иногда с отворотами, со срезанными углом полами, либо – после 1785 года – с прямой линией низа.
В особо парадных случаях шьют костюм из золотой и серебряной парчи с вышивкой серебряной или золотой нитью, блестками, используя в качестве декора также вставки из цветной фольги. Повседневное мужское платье горожан исполнялось чаще всего из сукна разных цветов и декорировалось значительно скромнее.
Слайд 12Платье-роба из красно-кирпичного шелка. Середина XVIII века.
Платье-роба из красно-кирпичного шелка. Середина XVIII века.
![Платье-роба из красно-кирпичного шелка. Середина XVIII века.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1164409/slide-11.jpg)
Слайд 13 На протяжении почти всего XVIII столетия был широко распространен тип парадного женского
На протяжении почти всего XVIII столетия был широко распространен тип парадного женского
![На протяжении почти всего XVIII столетия был широко распространен тип парадного женского](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1164409/slide-12.jpg)
Слайд 15 Одна из характерных деталей костюма тех лет складка «Ватто» особый покрой спинки
Одна из характерных деталей костюма тех лет складка «Ватто» особый покрой спинки
![Одна из характерных деталей костюма тех лет складка «Ватто» особый покрой спинки](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1164409/slide-14.jpg)
Слайд 17 Уже во второй половине XVIII века наблюдаются первые попытки придать придворным костюмам
Уже во второй половине XVIII века наблюдаются первые попытки придать придворным костюмам
![Уже во второй половине XVIII века наблюдаются первые попытки придать придворным костюмам](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1164409/slide-16.jpg)
В 1780-х годах Екатерина II издает ряд указов, регламентирующих как парадный, так и повседневные костюмы.
Заботясь о процветании отечественных мануфактур, продукция которых в этот период уже значительна по объему и довольно высокого качества, Екатерина II в этих указах повелевает по большим праздникам дамам и кавалерам носить московские парчи, в прочие дни – всевозможные шелковые материн, а кавалерам еще и сукно. Согласно указам регламентируется и пышность отделки платьев. В основном эти костюмы следовали французской моде. Вероятно, вариантами такого «русского» платья были и мундирные платья императрицы, в которых она по праздникам гвардейских полков «принимала офицеров в одинаковом с ними мундире»
Слайд 18Платье мундирное Екатерины II по форме лейб-гвардии конного полка. 1770-е гг.
Платье мундирное Екатерины II по форме лейб-гвардии конного полка. 1770-е гг.
![Платье мундирное Екатерины II по форме лейб-гвардии конного полка. 1770-е гг.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1164409/slide-17.jpg)
Слайд 19Костюм русского дворянина XVIII век.
Костюм русского дворянина XVIII век.
![Костюм русского дворянина XVIII век.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1164409/slide-18.jpg)
Слайд 23 Однако, одежда и прически простонародья за два века изменились мало. Весь XVIII
Однако, одежда и прически простонародья за два века изменились мало. Весь XVIII
![Однако, одежда и прически простонародья за два века изменились мало. Весь XVIII](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1164409/slide-22.jpg)
Слайд 24 Народный крестьянский костюм остался почти без изменений и даже сохранил свои
Народный крестьянский костюм остался почти без изменений и даже сохранил свои
![Народный крестьянский костюм остался почти без изменений и даже сохранил свои местные](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1164409/slide-23.jpg)
Слайд 25Девичий праздничный костюм. Конец XVIII века. Венец, поднизь, душегрея, сарафан
Девичий праздничный костюм. Конец XVIII века. Венец, поднизь, душегрея, сарафан
![Девичий праздничный костюм. Конец XVIII века. Венец, поднизь, душегрея, сарафан](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1164409/slide-24.jpg)
Слайд 26Сарафан. Конец XVIII века
Девичий праздничный костюм. Конец XVIII века. Рубаха, сарафан, повязка,
Сарафан. Конец XVIII века
Девичий праздничный костюм. Конец XVIII века. Рубаха, сарафан, повязка,
![Сарафан. Конец XVIII века Девичий праздничный костюм. Конец XVIII века. Рубаха, сарафан,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1164409/slide-25.jpg)
Свадебный костюм. Конец XVIII Архангельская губерния. Рукава, сарафан, венец, ленты к венцу, шейное украшение.
Слайд 27
Спасибо за внимание!
Автор Солдатенкова С.А.- научный сотрудник МБУ Демидовский историко-краеведческий музей
Спасибо за внимание!
Автор Солдатенкова С.А.- научный сотрудник МБУ Демидовский историко-краеведческий музей
![Спасибо за внимание! Автор Солдатенкова С.А.- научный сотрудник МБУ Демидовский историко-краеведческий музей](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1164409/slide-26.jpg)