Слайд 2Цель работы – выявление инвариантной коммуникативной стратегии и наиболее типичных тактик, используемых
современными проповедниками в речевом жанре проповеди.
Слайд 3Достижение поставленной цели предполагает решение следующих частных задач:
1) обобщить и систематизировать различные
подходы к изучению дискурса и текста, определив специфику церковно-религиозного дискурса и особенности жанра проповеди;
2) рассмотреть методы прагматического анализа текста, используемые в современной лингвистике, выделив среди них наиболее адекватные при описании авторских интенций, формирующих коммуникативные стратегии и тактики;
Слайд 43) выявить основную, инвариантную коммуникативную стратегию авторов современной православной проповеди;
4) установить
наиболее типичные коммуникативные тактики и описать их сущностные характеристики, на основе которых осуществляется их объединение и противопоставление в дискурсе проповеди;
5) проанализировать наиболее типичные коммуникативные ходы в соотношении с той или иной тактикой, получающей свою реализацию в первичных жанрах проповеди.
Слайд 5Основой когнитивно-прагматического подхода является антропоцентрическая точка зрения, позволяющая рассматривать речевую деятельность как
сущность, непосредственно связанную с человеческой деятельностью, которая определяется спецификой своего функционирования в различных сферах общественной деятельности.
Слайд 6
Коммуникативная стратегия – это когнитивная целевая программа, реализуемая в тексте в виде
комплекса речевых действий определенной прагматической направленности.
Слайд 7Речевой жанр (РЖ) проповеди представляет собой разновидность устной духовной речи, выработанной в
сфере церковно-религиозной коммуникации.
РЖ включает в себя последовательность тематически объединенных первичных речевых жанров, композиционно и логически связанных друг с другом, подчиненных единой коммуникативной цели проповедника.
Слайд 8Важнейший экстралингвистический признак речевого жанра проповеди – фактор веры адресата
в боговдохновеность,
в сосуществование
божественного и человеческого,
в спасительность,
в неразрывность слова и дела духовной речи пастыря
в соборность Церкви.
Слайд 9Коммуникативная стратегия священнослужителя направлена на полное или частичное изменение картины мира слушателя
в соответствии с вероучительными доктринами Русской Православной Церкви.
Слайд 10
Коммуникативная тактика (КТ) – это одно или несколько речевых действий,
которые способствуют реализации стратегического замысла автора, поскольку именно в тактике приобретают свою целенаправленность.
Слайд 11Коммуникативная тактика агрессии
В славянском языке слово «чернь» - производное от «черный», точно
также и в греческом «демос» - производное от «демон», то есть Диавол. Если буквально, дословно перевести, слово «демократия», то получится: власть толпы, движимой Диаволом. Сейчас нас заставляют признать власть неких демонических сил над собой и через сии демонические силы устанавливают государственный порядок на нашей земле – это же безумие.
[священник Олег Стеняев].
Слайд 13
Коммуникативный ход (КХ) – это прием, выступающий в качестве инструмента реализации коммуникативной
тактики в стереотипной речевой ситуации в связи с реакцией партнера по коммуникации.
Слайд 14Коммуникативный ход апелляция к чувствам:
Поднимите голову, русские люди! Не вами
ли была обжита и устроена великая Россия?
[протоиерей Василий Ермаков];
Слайд 15Коммуникативный ход апелляция к авторитету Церкви:
Прислушаемся к зову Матери Церкви, ибо
в эти дни она особенно призывает нас ко спасению своих бессмертных душ … .
[архимандрит Алексий Поликарпов];
Слайд 16Коммуникативный ход апелляция к авторитету Священного Писания:
Ибо у нас есть вернейший
источник, свидетельствующий о событиях тех
далеких дней, - Библия; поэтому вновь откроем драгоценные страницы Евангелия
[протоиерей Александр Мень].
Слайд 17В результате получается следующая логическая цепочка (от простого к сложному, от частного
к общему):
КОММУНИКАТИВНЫЕ ХОДЫ
↓
КОММУНИКАТИВНЫЕ ТАКТИКИ
↓
КОММУНИКАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ.
Слайд 18Наиболее типичные для проповеди первичные (атомарные) речевые жанры:
- зачинательная молитва;
- сообщение;
- рассказ,
пересказ;
- объяснение;
обличение;
- доказательство.
Слайд 19Основным языковым ресурсом, является большое количество лексических единиц с церковно-религиозной функционально-стилевой окраской
и эмоционально-экспрессивной мелиоративной окраской; например: литургия, печерская братия, царственные мученики, перед амвоном, Владыка Христос, Владычица Богородица, обетованный Мессия.
Слайд 20Среди церковно-религиозной лексики используются:
- сложные слова; например:
земнородный, Богочеловек, богопознание, Мироподатель,
бесоодержимость;
Слайд 22языковые единицы архаических фонетических морфологических и лексических форм:
Святаго Духа,
Честнаго
Креста,
Всесвятаго,
Диавол,
восклонимся [от земли],
Матерь Деву.
Слайд 23Типичные для проповеди грамматические структуры; например:
- родительный присубстантивный:
распространение учения Господа нашего
Иисуса Христа;
человеку сокровенного сердца;
слово святого праведного Иоанна Кронштадского;
Слайд 24- причастные и деепричастные обороты:
Вознося молитвы, мы должны, не сомневаясь, быть
уверены в том, что Господу они приятны … .
[архимандрит Кирилл (Павлов)];
Слайд 25- ряды однородных членов:
Эти дни мы должны провести в тихости, в
смирении, в кротости, в снисходительности друг ко другу, в любви [архимандрит Алексий (Поликарпов)];
Слайд 26- словосочетания с инверсией:
со времен ветхозаветных,
время апостольское,
Бог
воплотившийся,
Заступница наша усердная;
Слайд 27- суперлативы:
величайшее благодеяние,
совершеннейшим неразумием,
величайшую тайну,
вернейший
путь,
святейшего родства.