Слайд 5
Архитектурная конструкция Покровского собора.
Силуэт Покровского собора узнаваем во всем мире из-за
необычности архитектурной композиции (девять церквей на едином основании) и неповторимого покрытия глав.
Первый этаж собора - церковь Св. Василия Блаженного и подклет (подцерковье).
На втором этаже - ансамбль из девяти церквей, объединенных внутренней и наружной галереями. Галереи перекрыты сводами, над лестницами – крыльца. Главы, венчающие купола храма, разнофигурные и многоцветные. Центральная церковь Покрова увенчана шатром. В разное время к собору были пристроены приделы и шатровая колокольня.
Слайд 6Глава
Подклет (подцерковье)
Ансамбль из девяти церквей
Галереи
Крыльца
Купола
Придел
Шатер
Колокольня
Слайд 7АРХИТЕКТУРНАЯ КОНСТРУКЦИЯ СОБОРА
купол
(глава, луковка)
шатер (восьмерик)
шатер
Вход
крыльцо
Галерея(гульбище)
крест
Световой барабан
(шея, столп)
Подклет (подцерковье)
кокошники
Слайд 8колокольня
(звонница)
Машикули
(навесные бойницы)
кокошники
Слайд 10Древнерусская архитектура и быт русского человека
Кокошник как элемент
женской одежды
Кокошник
как элемент
архитектурного
декора
Слайд 11Шатер и шатровое
покрытие в архитектуре
Слайд 12Луковица (луковка)
Луковичная глава на куполе
храма
Слайд 13Русская вышивка
Роспись деревянной
посуды
Орнаментальная роспись
стен
Слайд 14Небольшая бесстолпная пристройка со стороны южного или северного посада –
Восьмиугольное в
плане сооружение -
Покрытие в форме высокой 4-гранной или многогранной пирамиды -
Пространственное покрытие зданий круглых в плане -
Навесные бойницы, расположенные в верхних частях стен и башен средневековых укреплений -
Полукруглое или клиновидное фальшивое завершение части наружной стены, часто располагающееся ярусами -
Башнеобразное сооружение или сооружение в виде колонны -
Слайд 15Д.Кедрин «Зодчие»
… Мастера выплетали
Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы
И, работой своею горды,
Купол золотом
жгли,
Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамки
Вставляли чешуйки слюды.
И уже потянулись
Стрельчатые башенки кверху,
Переходы,
Балкончики,
Луковки да купола.
И дивились ученые люди, -
Зане эта церковь
Краше вилл италийских
И пагод индийских была!
Слайд 161. Как вы думаете, случайно ли мастера выбрали для собора место на
Красной площади, рядом с главным въездом в Кремль?
Слайд 172. Первоначально храм имел суровую гамму окраски: темно-красный тон росписи «под кирпич»,
белые детали, зеленовато-желтые изразцовые вставки, черный тон лощеной черепицы, золото крестов. В XVII веке собор раскрасили. Теперь собор стал восприниматься как образ Нерукотворного Храма Града Божия в городе земном. Что способствовало появлению такого впечатления?
Слайд 183. Существует легенда, согласно которой Иван Грозный повелел ослепить зодчих, возводивших храм,
чтобы они не смогли возвести второго подобного сооружения. Как вы думаете, почему эта легенда возникла?
Слайд 19Какой образ, как вам кажется, наиболее соответствует возведенному собору? Свой ответ аргументируйте.
Слайд 21 Таким храм увидел русский художник
А.В.Лентулов