Современная философия. Новые пространства для мысли: психология, социология, антропология

Содержание

Слайд 2

Онтология – картина мира (Метафизика / Физика)
Антология – коллекция «частных» философий (история

Онтология – картина мира (Метафизика / Физика) Антология – коллекция «частных» философий
философии)
Гносеология – знание о мире (эпистемология / педагогика)
Социальная философия – опознание общества (этика / эстетика)
Антропология – осознание человека
Аксиология – понимание ценностей

Коллективное бессознательное  (психология) — форма бессознательного, являющаяся продуктом наследуемых структур мозга. Отличие коллективного бессознательного от индивидуального в том, что оно является общим для группы людей (нация, этнос)

Коллективное сознание (социология) — сумма общих убеждений, идей и моральных установок, объединяющих людей в общество (этнос, нация)

Диалектика законов (Прехождение из «ничто» в => «кое-чего» в => «ничто»)
1. Закон ЕБПН = Детерминизм (причинно-следственная связь: как аукнется, так и откликнется)
2. Закон ПКК-КК = Случайность – Необходимость (накопление случайных изменений приводит к закономерно качественной необходимости изменений, т.о. с момента старта нашей Вселенной каждая случайность = непознанная необходимость)
3. Закон ОО = Закономерность (закономерная необходимость смерти системы, рождает закономерную необходимость рождения нового порядка)

Слайд 3

Вариант структуры коллективного сознания (С.М. Широкогоров, Ю.B. Бромлей, В. А. Тишков, Арутюнов С.А., С.Г.

Вариант структуры коллективного сознания (С.М. Широкогоров, Ю.B. Бромлей, В. А. Тишков, Арутюнов
Кара-Мурза, Семёнов, В.Ю. Хотинец, В. Е. Гиндер (Данилова), Л.А. Сугрей, Л.В. Шабанов)

1. Осознание особенностей культуры своего этноса: «поэтому Мы»
2. Понимание психологии (менталитет) своего этноса: «потому что Мы»
3. Принятие тождественности со своим этносом: «Я в Мы»
4. Идентификация собственных особенностей: «Я – Мы»
5. Осознание себя субъектом этнической общности: «Я = Мы & Мир»
6. Социально-нравственная оценка этничности: «Мы – не Они»

Слайд 4

Линия ВЗАИМОНАРОДНОСТИ (Аристотель, Октавиан Август, Марк Аврелий, Исихазм, Иоанн IV, Сталин)

Внутренние и

Линия ВЗАИМОНАРОДНОСТИ (Аристотель, Октавиан Август, Марк Аврелий, Исихазм, Иоанн IV, Сталин) Внутренние
внешние войска, человеко-охранительные органы

Командно-административные органы, учёные и педагогические кадры

Крупные и средние хозяева, заводчики и производственники, инженерно-технические кадры

+ Власть
Привилегии
Деньги (соц. пакет)

+ Привилегии
Власть
Деньги (гос. содержание)

+ Деньги
Власть
- Привилегии (пенсион)

Равенство для равных:
Власть
Привилегии
Деньги
Неравенство для неравных

Молодёжь = кадровый резерв

Слайд 5

Коллективное сознание и социальные факты: Схема различения позиций партийных групп в государстве

Функционализм

Коллективное сознание и социальные факты: Схема различения позиций партийных групп в государстве
(теория сознания = психические состояния определяются не своей внутренней структурой, а социальными ролями, которые выполняются в системе) и структурализм (методология раскрытия моделей, лежащих в основе социального поведения и культурных явлений) в изучении общества.

Слайд 7

Революционный класс и прогресс общественного развития

Экономика – частный случай биологического выживания вида,

Революционный класс и прогресс общественного развития Экономика – частный случай биологического выживания
зависимого от биохимических процессов (обмен веществ, энергии, информации).
Классы – это экономические группы людей, задействованные в производстве, распределении, освоении и потреблении общественно-полезного продукта.
Простое деление классов «эксплуататоры» - «эксплуатируемые» не раскрывает вопроса о сословно-представительском составе общества или кланово-корпоративной структуре элиты.
Ответ:
1. классовое сознание
2. понимание места своего класса в экономике общества

Слайд 8

Гуманизм =

правящая группа (идеократы, аристократы духа, воспитывающие правителей – слоган: «реализовать

Гуманизм = правящая группа (идеократы, аристократы духа, воспитывающие правителей – слоган: «реализовать
способности») и население (податной управляемый слой, не-люди), народ (коллективный субъект, органическая общность людей традиции (community), имеющая права, обязанности и соответственные им привилегии по принципу: «равенство для равных и неравенство для неравных»), люди (потенциальный слой, откуда черпаются кадровые базы). Диктатура просвещённого класса (судьи, прогрессоры), лишённого довлеющего над сознанием частнособственнического инстинкта в силу образования и целеполагания идее прогрессивного развития, во имя которого все классы несут своё бремя и приносят в жертву несубъектное управляемое большинство (А. и Б. Стругацкие «Град обречённый», «Трудно быть богом»).
Идеология: Патриархальная линия (андрогенез): «Золотой век Античности» мир богов (deus), апокалипсис культуры в «Средние века» бесполой культуры, Новое время – время Возрождения Античности и конец истории.

Пьетро Перуджино, 1505 «Святой спасает несправедливо осужденных»

Слайд 9

Прагматизм =

правящие группы (люди-действия, тимократы – слоган: «удовлетворить потребности») и население

Прагматизм = правящие группы (люди-действия, тимократы – слоган: «удовлетворить потребности») и население
(податной управляемый слой, не-люди), народные массы (средний класс, успешные предприниматели, налогоплательщики), люди (потенциальный слой, откуда черпаются кадровые базы). Диктатура тимократии и буржуазии как класса-собственника средств производства, в котором бытие частного собственника довлеет над сознанием человека разумного в силу отсутствия понятия справедливости и законности приобретения и обладания частной собственностью на любые средства и ресурсы (для прагматика нравственно всё, что приносит прибыль).
Идеология: Матриархальная линия (унисекс): ужас примитивизма в первобытном обществе, «Золотой век Античности», «Железный век» в средневековье, Новое время – время людей-действия, новейшие времена – время общества равных возможностей, позволяющее закрепиться у власти как Deep State и конец истории.

Джон Кольер, 1898 «Леди Годива»

Слайд 10

Либерализм =

правящие группы (олигархи, контролирующие правительство – слоган: «реализовать возможности») и

Либерализм = правящие группы (олигархи, контролирующие правительство – слоган: «реализовать возможности») и
население (наёмные рабочие, не-люди), народные массы (безличностный слой, совокупность индивидуумов, налогоплательщики), люди (потенциальный слой, откуда черпаются кадровые базы). Диктатура крупного капитала и собственников средств производства как класса, в котором бытие частного собственника довлеет над сознанием человека разумного, не различая в конечном итоге ни население, ни элиту (война всех против всех, где всё, что не запрещено – разрешено).
Идеология: Матриархальная линия (аномиийный трансгендерогенез): ужас варварского и примитивного общества, «Золотой век» античного рабовладения (идеал античная демократия), «Железный век» в средневековье, Новое время – время первоначального накопления капитала, новейшие времена – время элитарного процветания на базе нового рабовладения (колониализм) и конец истории.
Единственная цель, которая служит оправданием для вмешательства одних людей, индивидуально или коллективно, в деятельность других людей, — это самозащита. Проявлять власть над членом цивилизованного общества против его воли допустимо только с целью предотвращения вреда другим

Илья Репин, 1907 «17 октября 1905»

Слайд 11

«Тоталитарная диктатура и автократия» (1956 г.) К. Фридрих и З. Бжезинский сформулировали признаки тоталитарного общества:

Наличие одной

«Тоталитарная диктатура и автократия» (1956 г.) К. Фридрих и З. Бжезинский сформулировали
всеобъемлющей идеологии (или её отсутствие?).
Наличие единственной партии, руководимой диктатором, которая сливается с госаппаратом и тайной полицией.
Высокая роль гос. аппарата, проникновение государства во все сферы жизни.
Отсутствие плюрализма в СМИ. Жёсткая цензура всех каналов информации, программ среднего/ высшего образования и наказание за распространение независимой информации.
Большая роль пропаганды, манипуляция массовым сознанием.
Отрицание традиций, новая мораль («новое глобальное общество»?).
Массовые репрессии и террор (-изм?).
Уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод.
Централизованное планирование экономики (ВТО, Глобализация?).
Контроль правящей партии над армией и изъятие оружия у населения.
Политический экспансионизм.
Административный контроль над судами.
Стирание границ: государство, гражданское общество и личность.

Слайд 12

Фашизм =

правящая группа (диктатор, представитель интересов мелкой и средней буржуазии –

Фашизм = правящая группа (диктатор, представитель интересов мелкой и средней буржуазии –
слоган: «реализовать потребности конкретной расы, нации, народности») и неконвенциональное население (не-люди), народная масса (безличностный слой, имеющий гражданские права, обязанности и соответственные им привилегии), люди (потенциальный слой, откуда черпаются кадровые базы). Диктатура финансового капитала (корпорации), действующая за ширмой мелкого частного собственника и среднего класса, вынужденных в виду борьбы с крупным капиталом за обладание средствами производства постоянно укреплять государство за счёт вымывания любых инакомыслящих.
Идеология: Матриархальная линия (вагинократия): «Золотой век» Римской империи, «Железный век» блистательного средневековья, Новое время – время трансконтинентальных империй, Новейшее время – время расцвета одной нации – евгеника (одной расы – социальный дарвинизм, одного народа – сионизм) на базе нового рабовладения и конец истории.

Слайд 13

Социализм =

правящая группа (диктатор, представитель интересов пролетариата – слоган: «от каждого

Социализм = правящая группа (диктатор, представитель интересов пролетариата – слоган: «от каждого
по способностям, каждому по труду»), население (управляемый слой, переводимый в категорию «народ»), народ (класс-гегемон, который превращается в образованный слой, имеющий права и соответственные им обязанности), люди (молодёжь, откуда черпаются кадровые базы). Диктатура пролетариата как класса, лишённого довлеющего над сознанием бытия частного собственника. В реальности, социализм лишь переходная стадия, которая на базе высокоразвитого капитализма (государство-капиталист) через прогрессивный подоходный налог создаёт отрицательную обратную связь между доходами и выплатами в госбюджет, что делает невыгодным как частную собственность на средства производства, так и крупную частную собственность вообще. Таким образом, государство аккумулирует в своих бюджет огромные средства (общественная собственность), которыми способно эффективно противостоять «старым» докапиталистическим собственникам (общинная собственность крупных финансовых семей с древними капиталами).
Идеология: Матриархальная линия (равенство полов): «Золотой век» в первобытном обществе – обществе без частной собственности, антагонистическое общество в Античности (рабовладелец – раб), антагонистическое общество в средневековье (землевладелец – работник, «прикреплённый» к земле), антагонистическое общество Нового времени (капиталист – пролетарий), новейшее время – время общего блага без классового неравенства и значит, без частной собственности на средства производства как в «Золотом веке» (выравнивание позиций внутри и между классами), что позволяет постепенно увеличивать долю свободного времени, которое в результате просвещённой диктатуры пролетариата тратится не на сиюминутные удовольствия потребления, а на образование (всеобщее равенство) и самообразование человека (см. И. Ефремов «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы», «Час быка»).

Александр Дейнека, 1961 «Покорители космоса»

Николай Овчинников, 1963 «Первенец»

Слайд 14

Коммунизм =

правящая группа (прогрессоры – слоган: «от каждого по способности, каждому

Коммунизм = правящая группа (прогрессоры – слоган: «от каждого по способности, каждому
по потребности»), народ (коллективный субъект действия), люди (коллективный субъект образования). Ноосфера, в которой каждый человек – есть неотъемлемая часть сверх-структуры, выступает в качестве просвещённого класса (равенство для равных, неравенство для неравных).
Идеология: Патриархальная линия (социальная и поло-возрастная атараксия): диалектика противоречия бесклассового первобытно-общинного общества в появлении разных форм частной собственности и личной зависимости; диалектика противоречия рабовладельческого общества решалась триалектикой включения свободного труда – более эффективного, чем рабским (соседская община); диалектика противоречия феодального общества решалась через триалектику капитализации активов хозяйственно-административной деятельности (соседская община и городская коммуна); диалектика противоречия капитализма решается через триалектику необходимости диктатуры пролетариата, вместо диктатуры класса частных собственников (обобщение средств производства); мера кровавости этой диктатуры компенсируется третьим элементом – развитием образования, ввиду усложнения производственных циклов, и значит увеличения нерабочего времени у пролетариата (коллективизация образования и всеобщий доступ к культурным ценностям); диалектического противоречие социализма (кто не работает, тот не ест) решается через дальнейшее расширение образовательных возможностей (от учёбы к самообразованию и саморазвитию), увеличения свободного времени для культурно-нравственного воспитания (диктатура совести) и равный доступ ко всем благам, ранее доступным только элитариям, имеющим достаточно присвоенной частной собственности и отчуждённого свободного времени (общество всеобщего развития и, значит = процветания). Каждый человек – это часть целого (Человечество), в этом смысле: все они равны и важны как элементы Ноосферного разума планеты, значит – частная собственность, ограничивающая и разъединяющая людей, не только вредна, но и опасна как для Ноосферы Земли, так и для человечества (каждого человека).

Степан Карпов, 1924 «Дружба народов»

Слайд 15

БОЛЬШЕВИЗМ

Софийность = мера + совесть (Мир)
Соборность = мера + общежитие (Мiръ)
Исихазм =

БОЛЬШЕВИЗМ Софийность = мера + совесть (Мир) Соборность = мера + общежитие
мера + особножитие (внутренний мир)
Концепция малых дел = мера + воспитание (Мы)
Экономика = мера + преумножение (Мы – Нам)
Экология = мера + улучшение (для Нас / в Нас)

Слайд 16

ПОСТ / ТРАНСГУМАНИЗМ

 Эволюция человека не завершена и может быть продолжена в будущем

ПОСТ / ТРАНСГУМАНИЗМ Эволюция человека не завершена и может быть продолжена в
– впрочем это уже совсем другая история

философская концепция, обоснования использования достижений науки и технологии для улучшения умственных и физических возможностей человека с целью устранения нежелательных аспектов человеческого существования — страданий, болезней, старения и смерти

Слайд 17

+ Мир постиндустриальных анклавов и «дикого» постфеодального пространства планеты (неомальтузианство) – сокращение

+ Мир постиндустриальных анклавов и «дикого» постфеодального пространства планеты (неомальтузианство) – сокращение
на подконтрольных территориях непрофильного населения через разрушение экономики, системы образования, расширения конфликтов, войн и эпидемий, захват власти транснациональными монополиями (просвещённый новой культурой постмодерна класс технократов) и отмирание государства, функции которого на себя берёт корпоративная культура (социальный контроль) и совет директоров (корпоратократия).

6 сценариев антиутопического будущего

Слайд 18

6 сценариев антиутопического будущего

Био-неравенство. Следующий виток технологической революции затрагивает не блага вокруг нас,

6 сценариев антиутопического будущего Био-неравенство. Следующий виток технологической революции затрагивает не блага
а собственно биологию человека и медицину. Трансгуманизм наступает и некоторые ученые, например, профессор Юваль Ной Харрари, считают, что в будущем люди разделятся на биологические касты. Во времена, когда человек был главной производительной силой, существовали способы противостоять неравенству, но с увеличением автоматизации разрыв между бедными и богатыми будет только расти. Соответственно, одни смогут модифицировать и улучшать свое тело, обеспечивая красоту, здоровье и долголетие, другие же будут лишены такой возможности. Довольно печальный сценарий.

+ Мир деприватизации человека и на уровне сознания (ментальный контроль), и на уровне тела (трансгуманизм) посредством социального контроля через иерархию потребительского поведения.

Слайд 19

6 сценариев антиутопического будущего

Виртуальный эскапизм. По мнению некоторых специалистов, технический прогресс заставит многих

6 сценариев антиутопического будущего Виртуальный эскапизм. По мнению некоторых специалистов, технический прогресс
людей чувствовать себя бесполезными по сравнению с машинами.
+ Мир реальности для творцов и виртуальные миры бегства из реальности (эскапизм в социал-дарвинизм) – структурное освобождение творческих людей (богемная буржуазия) и осознанный выбор остального человечества как жизнь в виртуальном пространстве без ответственности перед миром в обмен на личное участие в строительстве будущего (коллективный технократ и атомизированные потребители иллюзий)

Слайд 20

6 сценариев утопического будущего

Человечество на службе машин. Пока наш вид является самым

6 сценариев утопического будущего Человечество на службе машин. Пока наш вид является
умным на планете, но что будет, когда компьютеры его перегонят? Речь не о восстании машин, а именно о функциональной бесполезности человека. Что будет, когда буквально каждую задачу машины будут выполнять лучше? Единственный шанс для людей сохранить свои рабочие места в этих условиях – обходиться дешевле. Но быть дешевой рабочей силой, как известно, не самая почетная должность.

+ Мир людей как привод к миру машин (механизация человеческого) – диктатура технократии и замена элит искусственным интеллектом (классифицированная видовая синархия технократов и искусственного интеллекта);

Слайд 21

6 сценариев утопического будущего

Мир без частной собственности.
Вероятно, от идеи, что каждая семья

6 сценариев утопического будущего Мир без частной собственности. Вероятно, от идеи, что
имеет свой дом и машину, в будущем придется отказаться. Уже сейчас популярны такие сервисы, как Uber и Airbnb. В будущем аренда всего может оказаться не просто более выгодным, а единственным доступным решением. Журналист The Guardian Бен Тарнофф описал мир, где в аренду будут брать буквально все вещи. Вплоть до зимнего пальто, летом возвращаемого владельцу. От злоупотребления имуществом в этом мире будут страховать «умные» контракты и замки. Такие уже есть. Ethereum Computer — проект немецкой компании Slock.it — позволяет устанавливать «умные» замки на любые вещи, от входных дверей, сдаваемых в аренду квартир до домашней техники.

+ Мир без частной собственности (деприватизация сознания обладания) – развитие коллективного субъекта (созависимый когниториат);

Слайд 22

6 сценариев утопического будущего

Мир без частной жизни. Вы видели, как работает система распознавания

6 сценариев утопического будущего Мир без частной жизни. Вы видели, как работает
лиц в Китае. В будущем такие – к слову, невероятно эффективные – меры могут стать нормой. Помимо этого, никуда не делась система Big Data. Помните эту контекстную рекламу, направленную строго на вас? А теперь представьте, что каждая покупка с вашей карты становится достоянием информационного поля, чтобы предлагать вам новые товары. Возможно, это и не будет обязательным. Но это будет сложный мир. А глобальное исследование The Consumer Data Value Exchange, проведенное Microsoft, показало, что 99,6% пользователей Интернета не против продавать личную информацию о себе за вознаграждение.

+ Мир без частной жизни (деприватизация внутренней свободы) – развитие коллективного объекта (созависимый пролетариат);

Слайд 23

Френсис Бекон (идолы искажения)
Рене Декарт (кто мыслит? и кто существует?)
Готфрид Лейбниц (первый

Френсис Бекон (идолы искажения) Рене Декарт (кто мыслит? и кто существует?) Готфрид
предел познания)
Натурфилософия (материализм & идеализм)
Законы Разума (революционная практика)
Наука и Бог (масоны, иллюминаты, атеизм)
Государство и естественные права (либерализм)

Вопросы для семинара 6:

Слайд 24

Применение прагматической философии к социальным вопросам. Прагматизм Пирса и Дьюи.
Высказывания и

Применение прагматической философии к социальным вопросам. Прагматизм Пирса и Дьюи. Высказывания и
символическая логика.
Идеология и массовая культура.
Свобода и необходимость у Античных авторов,
Свобода и необходимость у Средневековых теософов,
Аналитическое сравнение интерпретаций свободы в различных культурах,
Свобода и логика индустриальной культуры,
Внешний мир и границы свободы,
Причины невозможности абсолютной свободы,
Перспективы свободы и социальное пространство,
Свобода ограниченного суверенитета.

Вопросы для семинара 7:

Имя файла: Современная-философия.-Новые-пространства-для-мысли:-психология,-социология,-антропология.pptx
Количество просмотров: 25
Количество скачиваний: 0