Стереотипы на примере героев мультсериала Смешарики

Содержание

Слайд 2

Цель проекта:

Доказать, что герои мультипликационного сериала «Смешарики» являются репрезентацией существующих гендерных, национальных,

Цель проекта: Доказать, что герои мультипликационного сериала «Смешарики» являются репрезентацией существующих гендерных,
возрастных, групповых и личностных стереотипов

Слайд 3

Задачи проекта:

1. Введение в проблему проявления стереотипов на примере персонажей детских мультсериалов 2.

Задачи проекта: 1. Введение в проблему проявления стереотипов на примере персонажей детских
Анализ мультипликационного сериала «Смешарики» и его роли в отечественной культуре
3. Выявление проявления стереотипов рассматриваемых видов и категорий на примерах отдельно взятых персонажей мультсериала

Слайд 4

Детские каналы находятся на

2 месте

по популярности среди всех платных каналов

получают

20%

зрительского

Детские каналы находятся на 2 месте по популярности среди всех платных каналов
спроса, который продолжает расти*

*Согласно обзору показателей платных каналов от исследовательской компании «Mediascope» за телевизионный сезон 2016/2017 г

Слайд 5

Однако, по результатам исследований Института современных медиа (MOMRI), в аудиторию мультфильмов входят

Однако, по результатам исследований Института современных медиа (MOMRI), в аудиторию мультфильмов входят
не только дети, но и подростки:

ОТ 14 ДО 25 ЛЕТ

19% россиян смотрят мультфильмы почти каждый день и еще 18% — несколько раз в неделю, а 56% опрошенных любят смотреть анимационные фильмы*

*Согласно обзору показателей платных каналов от исследовательской компании «Mediascope» за телевизионный сезон 2016/2017 г

ЮНОШИ

ДЕВУШКИ

Слайд 6

Анимационное произведение- это не только и не столько носитель информации об окружающем

Анимационное произведение- это не только и не столько носитель информации об окружающем
мире, но и сильнейший инструмент формирования мировоззрения.

Благодаря яркости и выразительности визуальных приемов, простым и часто смешным сюжетам, а также запоминающимся и легко узнаваемым героям мультфильм утверждает различные образцы поведения и представления о других. Примеры анимационных героев и выводы, которые делает ребенок на основе просмотра мультфильма, служат разграничительной чертой для определения хорошего и плохого, приемлемого и неприемлемого, красивого и отталкивающего.

Слайд 7

Виды и категории стереотипов, презентуемых в фильмах, мультфильмах и мультсериалах

Стереотип- это

Виды и категории стереотипов, презентуемых в фильмах, мультфильмах и мультсериалах Стереотип- это
схематический, стандартизированный образ или представление о социальном явлении, объекте, человеке, складывающийся в условиях недостатка информации.

национальные (этнические)

гендерные

возрастные

личностные и групповые

Слайд 8

В мультипликации существует постоянно воспроизводящийся набор визуальных маркеров, характеризующих типы мультипликационных героев

В мультипликации существует постоянно воспроизводящийся набор визуальных маркеров, характеризующих типы мультипликационных героев
и нередко скрыто демонстрирующих стереотипы, циркулирующих в, нашем случае, российском современном обществе.

Мультипликационный сериал «Смешарики» не исключение- главных героев можно расценивать в качестве персонажей, репрезентирующих существующие стереотипы.

Слайд 9

-дебютировали в сетке российского телевещания в 2003 году.
Каждый из персонажей сериала обладает

-дебютировали в сетке российского телевещания в 2003 году. Каждый из персонажей сериала
уникальным характером, темпераментом и набором ценностей. Поэтому у многих зрителей отложилась в памяти депрессивность поэта Бараша, местами карикатурное поведение Нюши, гиперактивность и оптимизм Кроша.

Слайд 10

Почему «Смешарики - культовый мультсериал российского производства?

драматургия и философия

каждую серию можно отнести

Почему «Смешарики - культовый мультсериал российского производства? драматургия и философия каждую серию
к определенному жанру: комедия, мелодрама, триллер, детектив. «Смешарики» притягивают тем, что названо создателями «развивающей драматургией». События 6-минутного эпизода хочется обсуждать. Философия, вложенная в эпизоды, может показаться очередной уловкой для привлечения аудитории постарше, но если обратить особое внимание на лейтмотивы серий, становится ясно- герои хотят поговорить со зрителем о важных темах.

Слайд 11

Почему «Смешарики - культовый мультсериал российского производства?

кино-приемы

«Смешарики» запомнились фирменным стилем- отдельно вырисованный

Почему «Смешарики - культовый мультсериал российского производства? кино-приемы «Смешарики» запомнились фирменным стилем-
фон и простые персонажи приятны глазу и привлекают маленьких зрителей. Предметы перемещаются из серии в серию, как пасхалки, поэтому, как и в реальном мире, вещи не забываются и не исчезают бесследно. В самих эпизодах герои часто ломают 4 стену, обращаясь к зрителю.

Ага! Кто это там развалился перед экраном? Мы что здесь, мультики смотрим?

Мне вот иногда кажется, что наш мир кем-то нарисован, и за нами всё время кто-то наблюдает. Вон оттуда.

Слайд 12

Почему «Смешарики - культовый мультсериал российского производства?

цитаты

Радость узнавания- один из постмодернистких приемов.

Почему «Смешарики - культовый мультсериал российского производства? цитаты Радость узнавания- один из
Создатели сериала активно используют его, добавляя в серии как понятные всем отсылки, так и и детали, которые могут заметить только синефилы.
Некоторые серии- это оммажи культовых фильмов. Серия «Марафонец» явным образом отсылает нас к фильму «Форрест Гамп», а «Ёжик в туманности»- очевидный по названию ремейк «Ёжика в тумане».
В мультсериале мелькают также «визуальные цитаты». Отсылки нужны не только для того, чтобы познакомить юного зрителя с классикой кино или чтобы взрослые зрители не заскучали- проверенные визуальные и драматургические тропы продолжают работать в жанре детской анимации, а многочисленные отсылки вписывают «Смешариков» в канон массовой культуры.

«Ёжик в туманности», 2007
«Ёжик в тумане», 1975

«Марафонец», 2008
«Форрест Гамп», 1994

Слайд 13

Почему «Смешарики - культовый мультсериал российского производства?

культурный код

Мультфильм стал крайне популярен во

Почему «Смешарики - культовый мультсериал российского производства? культурный код Мультфильм стал крайне
всем мире- он транслируется в 70 странах, был переведен на 13 языков. Однако благодаря культурному контексту «Смешарики» особенно близки жителям России. В сериях часто можно заметить вещи, знакомые каждому, кто вырос в традиционной российско-советской семье. Кроме того, персонажи цитируют классику и часто упоминают российские города

.

Слайд 14

Стереотипы на примере героев мультсериала

Стереотипы на примере героев мультсериала

Слайд 15

Нюша

Персонаж-девочка
Образ является репрезентацией гендерного стереотипа: персонаж Нюши выделен розовым цветом, цветком в

Нюша Персонаж-девочка Образ является репрезентацией гендерного стереотипа: персонаж Нюши выделен розовым цветом,
прическе и «сердечками» на теле
Нюша ассоциируется у зрителя с макияжем, диетами, розовым цветом и блестками, ожиданием принца.

При появлении Нюши в мультсериале чаще всего поднимается тема красоты (25% серий)1. В мультсериале присутствует четкое гендерное позиционирование, проявляющееся в трансляции гендерных стереотипов и темы взаимоотношения полов. В «Смешариках» такие темы поднимаются в 45% серий2 с персонажем-девочкой.

1например, серии № 18, 23, 55, 76, 92, 106, 138 2например, серии № 2, 8, 33, 65, 74, 83, 88

Слайд 16

Тема красоты

Тема взаимоотношения полов

«Как стать звездой» №23, 2004

«Мисс Вселенная» №55, 2006

«Диета для

Тема красоты Тема взаимоотношения полов «Как стать звездой» №23, 2004 «Мисс Вселенная»
Нюши» №138, 2009

«Кто первый?» №8, 2004

«Горы и конфеты» №33, 2005

«Роман в письмах» №83, 2007

Слайд 17

Ёжик

Персонаж-«умник»
Образ является репрезентацией личностного стереотипа: выделен среди других большими круглыми очками, которые

Ёжик Персонаж-«умник» Образ является репрезентацией личностного стереотипа: выделен среди других большими круглыми
никогда не снимает.
Ёжику присущи ум, скромность и застенчивость, мнительность, проявляющаяся в тревожности и ипохондрии.

При появлении Ёжика в мультсериале чаще всего поднимается тема поиска своего места в мире (45% серий)1 и подверженности манипуляциям и влиянию окружающих- такая тема поднимается в 70% серий2 с персонажем-«умником».

1например, серии № 41, 43, 70, 72, 86, 93, 104, 113, 114 2например, серии № 27, 34, 44, 51, 52, 64, 68, 139, 145, 168

Слайд 18

Тема подверженности манипуляции

«Думают ли о Вас на звёздах?» №43, 2005

«Ёжик в туманности»

Тема подверженности манипуляции «Думают ли о Вас на звёздах?» №43, 2005 «Ёжик
№86, 2007

«Без никого» №114, 2008

«Основной инстинкт» №68, 2006

«Ода для комода» №139, 2007

«Верь в меня, Ёжик!» №145, 2009

Тема поиска своего места в мире

Слайд 19

Копатыч

«Русский деревенский человек»
Образ является репрезентацией национального стереотипа: герой выступает в качестве русского

Копатыч «Русский деревенский человек» Образ является репрезентацией национального стереотипа: герой выступает в
деревенского мужчины.
Копатычу присущи прямолинейность, мужественность. В речи героя постоянно слышны поговорки и фразеологизмы. Также прослеживается зависимость от мёда.
Интерьер дома персонажа, как визуальная цитата традиционного деревенского дома, и исповедование православия сближает Копатыча с русской культурой.

При появлении Копатыча в мультсериале чаще всего поднимается тема хозяйственности (75% серий)1 и зависимости (алкогольной)- такая тема поднимается в 15% серий2 с таким персонажем.

1например, серии № 9, 12, 21, 54, 62, 69, 87, 95, 103, 123, 136 2например, серии № 37, 62, 78, 94, 134

Слайд 20

Тема зависимости

«Некультурный» №9, 2004

«Полёты во сне и наяву» №21, 2004

«Прощай, Бараш!» №54,

Тема зависимости «Некультурный» №9, 2004 «Полёты во сне и наяву» №21, 2004
2008

«Это сладкое слово «мёд»» №37, 2005

«Каникулы Биби» №78, 2006

«Полоса невезения» №94, 2007

Тема хозяйственности

Слайд 21

Совунья

Персонаж-бабушка
Образ является репрезентацией возрастного стереотипа.
Персонаж Совуньи характеризуется склонностью к заботе об остальных

Совунья Персонаж-бабушка Образ является репрезентацией возрастного стереотипа. Персонаж Совуньи характеризуется склонностью к
героях, нередко перерастающей в гиперопеку.
Совунью отличают такие предметы гардероба- фартук, очки, вязаная шаль, в обществе считающиеся атрибутами пожилой женщины.
Как и Нюша, является также репрезентацией женского персонажа (т.е. гендерного стереотипа)- постоянно готовит и убирается в домах остальных смешариков.

При появлении Совуньи в мультсериале чаще всего поднимается тема старости (30% серий)1 и ведения домашнего хозяйства такая тема поднимается в 60% серий2 с этим персонажем.

1например, серии № 10, 18, 26, 82, 109, 126, 189 2например, серии № 18, 26, 39, 69, 88, 112, 132, 153, 179

Слайд 22

Тема старости

Тема ведения домашнего хозяйства

«Утерянные извинения» №109, 2008

«Эликсир молодости» №126, 2009

«Что принесет

Тема старости Тема ведения домашнего хозяйства «Утерянные извинения» №109, 2008 «Эликсир молодости»
ветер?» №189, 2010

«Рецепт хорошего отдыха» №26, 2004

«Масленица» №69, 2006

«Линии судьбы» №88, 2007

Слайд 23

Лосяш

Персонаж-учёный
Образ является репрезентацией личностного стереотипа.
Персонаж Лосяша отличается высоким интеллектом и тягой к

Лосяш Персонаж-учёный Образ является репрезентацией личностного стереотипа. Персонаж Лосяша отличается высоким интеллектом
науке. Герою присущи рационализм, отвержение всех ненаучных доводов и гиперфиксация на исследуемом объекте.
Персонаж является стереотипным представителем научной среды- его дом больше похож на библиотеку, чем на жильё; часто персонажа охватывает одержимость конкретной идеей, что становится причиной конфликтов с другими героями и перееданий.

При появлении Лосяша в мультсериале чаще всего поднимается тема одержимости идеей (55% серий)1 и проблема расстройства пищевого поведения- такая тема поднимается в 10% серий2 с этим персонажем.

1например, серии № 22, 35, 45, 49, 66, 88, 90, 108, 111, 117, 137 2например, серии № 18, 98, 142, 179

Слайд 24

Тема одержимости идеей

Тема расстройства пищевого поведения

«Торжество разума» №35, 2005

«Бабочка» №45, 2005

«Не может

Тема одержимости идеей Тема расстройства пищевого поведения «Торжество разума» №35, 2005 «Бабочка»
быть » №111, 2008

«Путь в приличное общество» №18, 2004

«К чему приводят желания» №92, 2007

«Бутерброд» №142, 2009

1например, серии № 22, 35, 45, 49, 66, 88, 90, 108, 111, 117, 137 2например, серии № 18, 142, 98, 179

Слайд 25

за прошедшие годы мультфильм стал целой вселенной, с широкой аудиторией поклонников благодаря

за прошедшие годы мультфильм стал целой вселенной, с широкой аудиторией поклонников благодаря
своей универсальности, кинематографичности и философской глубине.
Однако, как и большинство мультсериалов российского и зарубежного производств, «Смешарики» за счет характеристик своих персонажей и сюжетов, воспроизводящих социальные стереотипы, прежде всего о красоте, интеллекте, гендере- это скрытое воспроизводство стереотипов, существующих в современном обществе. Данный факт подтверждает, что создатели сами подвержены использованию стереотипов.
Итак, результаты исследования подтвердили наличие стереотипов о внешности в современной отечественной мультипликации, а именно в мультсериале «Смешарики», ориентированной на детей. Это значит, что каждая серия и персонаж нуждаются в совместном обсуждении родителей и детей, во избежание формирования различных стереотипов, оценок и паттернов поведения.

Таким образом,

Слайд 26

Список источников и используемой литературы:

1. Глухова М.Е. Стереотипы внешности в современной детской

Список источников и используемой литературы: 1. Глухова М.Е. Стереотипы внешности в современной
российской
анимации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2018. Т. 11. Вып. 1.
С. 128–141. https://doi.org/10.21638/11701/spbu12.2018.111.
2. 1. Суанова И., Хлопкова О. Обзор показателей платных каналов в телесезоне 2016/2017. URL:
http://www.cableman.ru/article/obzor-pokazatelei-platnykh-kanalov-v-telesezone-20162017 (дата обращения: 23.10.2017).
3. 70% российских подростков и молодых людей до 25 лет смотрит мультфильмы // MOMRI. Институт современных медиа. URL: http://momri.org/70-rossiyskikh-podro (дата обращения: 23.10.2017).
4. О мультфильмах // Фонд «Общественное мнение». URL: http://fom.ru/Rabota-i-dom/11368 (дата
обращения: 23.10.2017).
5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ОТ 0 ДО 12 СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ, автор научной работы — Нагель Оксана Петровна
6. https://www.youtube.com/c/kinopoisk «Как устроены «Смешарики»», 2020