Слайд 2Художник – бог, он творец, а не подражатель, картина не средство что-либо
изобразить, а самоценный результат, цель творчества. Она никуда не отсылает, не открывает никакого окна в мир. Именно к этой роли картины мы привыкли, проникая взглядом как сквозь стекло, и видеть не саму картину, а реальность, в которую она распахивается.
Слайд 3 Георг Фридрих Керстинг.
Каспар Давид Фридрих в своей мастерской. 1819
Слайд 4И если художник целенаправленно закрывает ставни, не давая нам выскользнуть за пределы
картины, то мы чувствуем, что упираемся в нее как в тупик, и теряемся или негодуем.
Слайд 6Рене Магритт.
Пустая картинная рама. 1934
Слайд 7 Но в живописи авангарда тем не менее сосуществуют различные способы воплощения
замысла художника и деформация, и полный отказ от реальности. Нам с вами придется научиться смотреть и сквозь окно и на само окно тоже. И еще: если художник творец, то создание картины есть акт творения, аналогичный божественному акту сотворения мира. Тогда можно продемонстрировать процесс творения, а не только его результат.
Слайд 8Вместо обращения к зрителю «смотри, что я сделал, возник призыв «смотри, как
я сделал». Возникла «Живопись действия». Ярче всего новый подход воплотил в своих работах американский художник Джексон Поллок. Он расстилал на полу огромные холсты, макал кисти в банки с краской и размахивал ими над холстом, не касаясь его. Он работал не над картиной, а в картине. Это своеобразная сейсмограмма внутреннего мира, живописные следы его действий
Слайд 9 Джексон Поллок. Из паутины. 1949
Слайд 10 Джексон Поллок за работой. Фото Марты Холмс. 1949
Слайд 11Джексон Поллок за работой. Фото Ханса Намута. 1950
Слайд 12Джексон Поллок за работой. Фото Ханса Намута
Слайд 1320. Джексон Поллок. Конвергенция. 1952