Судебная речь - жанр ораторского искусства

Содержание

Слайд 2

1. Из истории судебного красноречия

СУДЕБНОЕ КРАСНОРЕЧИЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Логографы
Воздействие на чувства
Элементы судебной

1. Из истории судебного красноречия СУДЕБНОЕ КРАСНОРЕЧИЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Логографы Воздействие
речи: вступление, описание, доказательство, эпилог
Горгий, Лисий, Исократ, Демосфен

Слайд 3

Горгий

представлял софистское направление
политические памфлеты, призывавшие к борьбе против тиранов
Логограф
Речи изобиловали метафорами,

Горгий представлял софистское направление политические памфлеты, призывавшие к борьбе против тиранов Логограф
сравнениями, антитезами, предложениями с одинаковыми окончаниями.
Разделение речи на равные части, противопоставленные по смыслу, симметрично построенные фразы с рифмой в конце известны как горгиевы фигуры

Слайд 4

Лисий

Логограф
выдающийся судебный оратор, написавший более 200 речей
главное внимание он уделял убедительному изложению

Лисий Логограф выдающийся судебный оратор, написавший более 200 речей главное внимание он
обстоятельств дела, образному рассказу
заложил основы композиции судебной речи.

Слайд 5

Исократ

Представитель пышного, торжественного красноречия
Ученик Горгия
не выступал публично, а писал тексты судебных речей

Исократ Представитель пышного, торжественного красноречия Ученик Горгия не выступал публично, а писал
и обучал ораторскому искусству
создатель «периодической речи». Он впервые стал писать большими периодами, легкими по конструкции
В его школе была разработана композиция ораторского произведения:
1) введение, цель которого - привлечь внимание и вызвать благожелательность слушателей;
2) убедительное изложение предмета выступления;
3) опровержение доводов противника и аргументация своих собственных;
4) заключение, подводящее итог всему сказанному

Слайд 6

Демосфен

защита интересов эллинов
был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать

Демосфен защита интересов эллинов был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку
плечом и пр. Настойчивостью и энергией он победил все эти недостатки
Речи Демосфена называют «зеркалом характера», подчеркивая их непосредственную связь с воззрениями автора, в противовес софистике.

Слайд 7

Судебное красноречие в Древнем Риме

Марк Порций Катон Старший, Гай Папирий Карбон, Гальба,

Судебное красноречие в Древнем Риме Марк Порций Катон Старший, Гай Папирий Карбон,
Марк Антоний, Квинт Гортензий Гортал,
Марк Туллий Цицерон
Расцвет судебного красноречия совпадает с последним периодом Республики
Развитию во многом содействовали блестящие образцы греческого ораторского искусства

Противостояние рабов и рабовладельцев, патрициев и плебеев наложило яркий отпечаток на римское ораторское искусство
Судебная речь делилась на пять частей:
1) вступление; 2) изложение обстоятельств дела; 3) приведение доводов в пользу своей точки зрения; 4) опровержение доводов противника; 5) заключение

Слайд 8

Римские ораторы

Марк Порций Катон Старший
Историк и агроном, полководец и государственный деятель, родоначальник

Римские ораторы Марк Порций Катон Старший Историк и агроном, полководец и государственный
латинского красноречия
Обвинитель в судах
Основные качества его речей - это точность, краткость и стилистическое изящество

Слайд 9

Цицерон

106-43 гг. до н. э.
знаменитый оратор, писатель, поэт, философ, политический деятель Древнего

Цицерон 106-43 гг. до н. э. знаменитый оратор, писатель, поэт, философ, политический
Рима
Наиболее важными условиями успеха считал убежденность самого оратора и стремление убедить суд, а решающим фактором в выступлении оратора - знание.
Если говорящий плохо знает дело, то никогда не сможет убедить слушателей, каким бы искусством ни обладал

сохранилось 58 судебных и политических речей Цицерона
самые известные трактаты по риторике:
«Об ораторе»,
«Брут, или О знаменитых ораторах»,
«Оратор»,
«О наилучшем роде ораторов».

«Есть два искусства, которые могут возвести человека на самую высокую ступень почета: одно - это искусство хорошего полководца, другое - искусство хорошего оратора»

Слайд 10

Цицерон

разработал композицию судебной речи, которая обеспечивала максимально легкое усвоение материала
Речь состояла из

Цицерон разработал композицию судебной речи, которая обеспечивала максимально легкое усвоение материала Речь
шести частей:
1-я часть - вступление, которое должно вызвать симпатии к оратору, сосредоточить внимание слушателей, подготовить их к тому решению, которое предложит оратор;
2-я часть (Partitio) - план выступления, в котором он ясно указывал основные положения защиты и выдвигал тезис;
3-я часть (Narratio) - рассказ о том, как произошло преступление.
Самой главной частью речи Цицерон считал 4-ю - доказательства (Probatio). Для доказательства оратор привлекал факты двоякого рода: одни из них должны действовать на ум слушателей (argumentum); другие - воздействовать на чувства, что особенно важно в конце речи.
Затем шла 5-я часть (Repetitio) - повторение решающих доводов, чтобы они лучше запечатлелись в сознании суда.
И заканчивалась речь подведением итогов (Peroratio).

Слайд 11

Назначение судебной речи. Цель и предмет судебных речей

Назначение судебной речи. Цель и предмет судебных речей

Слайд 12

Судебные прения

публичный спор (полемика) об обстоятельствах одного и того же дела с

Судебные прения публичный спор (полемика) об обстоятельствах одного и того же дела
точки зрения обвинения и защиты

Определяются:
позиция по данному делу обвинения и защиты в уголовном процессе, позиция представителей истца и ответчика в гражданском процессе;
выводы, к которым стороны пришли в результате судебного следствия

Слайд 13

Назначение и функции судебной речи

установление обстоятельств, подлежащих доказыванию,
содействие формированию убеждения судей
Основная

Назначение и функции судебной речи установление обстоятельств, подлежащих доказыванию, содействие формированию убеждения
функция - воздействие

Слайд 14

Назначение и функции судебной речи

А.Ф. Кони: «Судебное следствие развило перед вами существенные

Назначение и функции судебной речи А.Ф. Кони: «Судебное следствие развило перед вами
обстоятельства дела,
в наших судебных прениях мы постараемся разъяснить перед вами их значение и характер»

Слайд 15

Цели судебной речи

Ближайшая
выяснение юридической истины, постановление справедливого, законного судебного решения

Конечная
содействие укреплению законности,

Цели судебной речи Ближайшая выяснение юридической истины, постановление справедливого, законного судебного решения
пропаганда норм права

Слайд 16

Отличительные черты судебной речи

Отличительные черты судебной речи

Слайд 17

Диалогизированный монолог

Монолог (от греч. monos - один + logos - слово, речь

Диалогизированный монолог Монолог (от греч. monos - один + logos - слово,
= речь одного) - развернутое высказывание одного лица.
Это организованная речь, которая требует определенного речевого воспитания и в которой ярко проявляется воздействие.
Характерные черты публичного монолога - преднамеренность воздействия на слушателей и замысел.

Слайд 18

Монолог

Замысел - обусловливается особенностями конкретного уголовного дела.

доказательство виновности (невиновности) подсудимого, переквалификация

Монолог Замысел - обусловливается особенностями конкретного уголовного дела. доказательство виновности (невиновности) подсудимого,
преступления, установление смягчающих ответственность обстоятельств, обоснование недоказанности преступных действий подсудимого

языковые средства

Основную свою задачу я вижу в том, чтобы акцентировать ваше внимание на тех смягчающих обстоятельствах , которые имеются по делу моего подзащитного.
Как государственный обвинитель, я должен представить вам доказательства виновности Тищенко, убедить вас в обоснованности предъявленного ему обвинения.

Слайд 19

Монолог

целенаправленность
композиционная организованность
развернутое, логичное изложение материалов дела
предметно-смысловая завершенность
доказательность, аргументированность

Судебная речь как монолог –

Монолог целенаправленность композиционная организованность развернутое, логичное изложение материалов дела предметно-смысловая завершенность доказательность,

обращенность к адресату
с целью воздействовать на него,
наличие замысла,
предметно-смысловая исчерпанность,
самостоятельность

Слайд 20

Признаки диалога в судебной речи

Проявляются:
исследование материалов дела с точки зрения обвинения и

Признаки диалога в судебной речи Проявляются: исследование материалов дела с точки зрения
защиты, представителей истца и ответчика
заявление ходатайств
судебные прения
апелляция к суду
воспроизведение чужого мнения в целях доказывания

Вся судебная речь развертывается не как монолог, а как диалог с процессуальным противником.
Это обусловлено ее назначением.
Адвокат, полемизируя с прокурором, отвергает его точку зрения как неправильную или в чем-то соглашается с нею.

Слайд 21

Средства диалогизации монолога

Средства диалогизации монолога

Слайд 22

Средства диалогизации монолога

Средства диалогизации монолога