Суриков Василий Иванович

Слайд 2

Портрет В.А. Сурикова в исполнении И.Е. Репина

Василий Ива́нович Су́риков 
(12.0.1848,  Красноярск —06.03.1916, Москва) 
русский живописец, мастер масштабных исторических

Портрет В.А. Сурикова в исполнении И.Е. Репина Василий Ива́нович Су́риков (12.0.1848, Красноярск
полотен

Слайд 3

«Утро стрелецкой казни»

«Утро стрелецкой казни» — картина русского художника В. И. Сурикова, посвящённая казни стрельцов после неудачного бунта

«Утро стрелецкой казни» «Утро стрелецкой казни» — картина русского художника В. И.
1698 года.
Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории.
Художник начал работу над ним в 1878 году. Он создавал картину в Москве, куда переехал на постоянное жительство после окончания Академии художеств.
Художник обратился к событиям эпохи Петра I, когда Стрелецкий бунт, возглавляемый царевной Софьей, был подавлен, а стрельцы казнены.
Однако Суриков не показал самой казни, так как он не стремился шокировать зрителя, а хотел рассказать о трагической народной судьбе в момент исторического перелома.
Художник сосредоточил внимание на душевном состоянии приговорённых и том, что переживает каждый из них в последние минуты своей жизни.

Слайд 5

«Боя́рыня Моро́зова»

«Боя́рыня Моро́зова» — внушительная по размерам
(304 на 586 см) картина В. И.

«Боя́рыня Моро́зова» «Боя́рыня Моро́зова» — внушительная по размерам (304 на 586 см)
Сурикова, изображающая сцену из истории церковного раскола в XVII веке. После дебюта на 15-й передвижной выставке 1887 года приобретена за 25 тысяч рублей для Третьяковской галереи, где и остаётся одним из основных экспонатов . 
Раскол... Вот смысл, идея, сюжет великой картины. Тяжелые сани, на которых везут закованную в кандалы "царскую тетку", раскалывают толпу, как реформы патриарха Никона раскололи русский народ.    Как Леонардо да Винчи долго искал прототип для Иисуса Христа в картине "Тайная вечеря", так долго не мог найти Суриков "лицо" боярыни Морозовой. Редко встречаются в жизни такие лица, а люди подобные мятежной боярыне, встречаются еще реже. 4 года работал художник над своей самой гениальной картиной. Сотни этюдов, тысячи зарисовок, сотни тысяч исправлений, постоянные поиски. Результат принес мастеру бессмертие.

 

   Несомненно, работа посвящена великой бунтарке, непокорной боярыне, родственнице самого царя. Лицо героини мертвецки бледно, руки бескровны. Отчаянный жест перед иконой Богородицы - последняя попытка отстоять "старую" веру.

Слайд 7

 "Взятие снежного городка"

Картина «Взятие снежного городка» написана художником в его родном городе Красноярске,

"Взятие снежного городка" Картина «Взятие снежного городка» написана художником в его родном
куда он уехал из Москвы, тяжело переживая смерть любимой жены Анны Шарэ. Здесь живописец вновь ожил, увлекся традициями края и событиями местной истории. Художник воплотил свои представления о характере казаков, народной жизни Сибири. Сурикову, имевшему в роду казацкие корни, были близки местные нравы и забавы праздничных гуляний. Композиция картины динамична, полна движения, зритель словно вовлечен во всеобщее действо, чувствует морозный воздух и

разлетающийся по сторонам снег. В шуточном взятии снежной крепости художник изобразил молодецкий задор преодолевающего преграду удалого наездника. Румяные, радостные лица сибиряков, смотрящих на это зрелище, исполнены жизненной силы. В санях повернутым к зрителю предстает брат художника - Александр.

Слайд 9

Покорение Сибири Ермаком

Василий Иванович Суриков. 1895. Холст, масло. 285х599
  Покорение Сибири -

Покорение Сибири Ермаком Василий Иванович Суриков. 1895. Холст, масло. 285х599 Покорение Сибири
одна из славных и великих страниц истории Отечества. Ключевую роль в этом сыграл талантливый полководец, отважный и мужественный человек Ермак Тимофеевич. Художник для своей монументальной работы выбрал батальный жанр, чтобы полнее и ярче рассказать о личности покорителя, а также о величии подвига русских казаков.    Перед зрителем предстает битва казачьего войска с бесчисленной ратью сибирского хана Кучума.    По всем канонам избранного жанра, исход битвы зрителю очевиден, несмотря на то, что бой только начинается. Казаки, под христианскими знаменами с ликом Нерукотворного Спаса, возглавляемые Ермаком, помещенные автором на первый план, выглядят мощнее сибирского воинства.

Противная сторона представляет собой людскую массу, из которой можно выделить лишь несколько лиц. Уверенность и отвага со стороны казаков, растерянность и страх со стороны сибиряков. Спокойным, уверенным изображен Ермак. Классический полководческий жест - протянутая рука, направляющая войско, - канонический прием классической живописи.  Предвкушение победы явно чувствуется во всей атмосфере полотна великого мастера.

Слайд 11

Посещение царевной женского монастыря

Посещение царевной женского монастыря. 1912. Холст, масло. 144х202
  Трагична

Посещение царевной женского монастыря Посещение царевной женского монастыря. 1912. Холст, масло. 144х202
судьба русских царевен. Нет им ровни среди женихов ни на Руси, ни в Европе. Прямой путь им в монастырь, со всем своим богатым приданым. К этой мысли приучали царских дочерей с малолетства. Автор представляет зрителю сцену посещения царевной уготованного ей монастыря.    Тяжелым золотом сверкают оклады монастырских образов. Обступили царевну монастырские насельницы. Кто-то склонился в смиренном поклоне, кто-то с нескрываемым любопытством разглядывает царскую дочь. Сурова боярыня-нянька за спиной царевны. Внимательно следит она за строгим соблюдением всех мелочей церемонии. Среди монашек легко угадывается настоятельница.

Мать-игуменья внешне спокойна и равнодушна, однако, в ней можно заметить и сильное внутреннее волнение. Предвкушает глава монастыря богатые поступления в казну заведения, приданого царевны.

Имя файла: Суриков-Василий-Иванович.pptx
Количество просмотров: 29
Количество скачиваний: 0