Сюрреализм: жизнь есть сон,

Содержание

Слайд 2

Из всех направлений современного искусства сюрреализм кажется нам одним из самых

Из всех направлений современного искусства сюрреализм кажется нам одним из самых знакомых,
знакомых, так что мы даже чувствуем себя достаточно подкованными по этой части. В самом деле, большинство вспомнит стекающие часы Дали («Постоянство памяти», 1931) или его телефон с трубкой-лобстером («Телефон-омар», 1936). Или черно-белые фотографии Мана Рэя с двойным экспонированием, призрачные и сексуальные.
Сюрреализм - это точка перехода между сном и явью. Искаженные метафоры и нелепые сочетания, странные хэппенинги и экстравагантные выходки, зловещая атмосфера и таинственные видения.

Слайд 3

«Поющие марионетки»

Тим Бертон

Дэвид Линч

Дэвид Кроненберг

Поколения художников, писателей, режиссеров и комедиографов подхватили

«Поющие марионетки» Тим Бертон Дэвид Линч Дэвид Кроненберг Поколения художников, писателей, режиссеров
знамя Дали и Мана Рэя. Мы не называем сегодняшнего кинорежиссера конструктивистом или писателя - импрессионистом. Мы не обсуждаем, что за художник перед нами - кубист или фовист. Но сюрреалиста опознаем и определим сразу. Мы говорим, что Тим Бертон, Дэвид Линч, Дэвид Кроненберг с их поющими 272 непонятное искусство марионетками, цветными снами и превращениями человека в муху - режиссеры-сюрреалисты.

Слайд 4

Черная фантастика Томаса Пинчона, юмор «Монти Пайтон» (чего стоит скетч о возврате

Черная фантастика Томаса Пинчона, юмор «Монти Пайтон» (чего стоит скетч о возврате
мертвого попугая в зоомагазин}, даже песни The Beatles («Я – морж») - всюду мы уловим налет сюрреализма.

Слайд 5

Но почему это движение, закончившись практически вместе со Второй мировой войной, сохранило

Но почему это движение, закончившись практически вместе со Второй мировой войной, сохранило
свое место в общественном сознании? Начать с того, что нам хорошо знакомо само слово «сюрреализм». Оно вошло в повседневный лексикон и превратилось в оценочное «сюр». Дети так называют, например, полеты Гомера Симпсона (знаю по собственному опыту). Они имеют в виду некую странность, возникающую при встрече двух кажущихся несовместимыми элементов (в случае Гомера это, например, жевание пончика во время участия в конкурсе красоты).

Слайд 6

Когда речь заходит об искусстве, «сюром» мы назовем произведение, которое кажется жутковатым,

Когда речь заходит об искусстве, «сюром» мы назовем произведение, которое кажется жутковатым,
странным или эксцентричным, - ну, вариантов масса. На ум сразу приходят десятиметровая металлическая паучиха Луизы Буржуа («Маман», 1999) - ода скульптора своей матери-ткачихе , или покрытый живыми цветами щенок Джеффа Кунса («Щенок», 1992).

Слайд 7

Слово «сюрреализм» придумал французский поэт и любитель всего современного Гийом Аполлинер. И

Слово «сюрреализм» придумал французский поэт и любитель всего современного Гийом Аполлинер. И
уже в 1917 году употребил дважды: сначала была его пьеса «Сосцы Тиресия» (1917), которую он представил как drame sutтeal. Второй раз Аполлинер упомянул сюрреализм в преамбуле к программке «Парада» - нового балета Сергея Дягилева. Поэт охарактеризовал эту постановку как unе sorte de sur-realisme - «своего рода сюрреализм», то есть «сверхреализм», то, что уже за гранью реализма.

Слайд 8

Броская полуабстрактная картина изображает трех человек: возможно, двух мужчин и женщину,

Броская полуабстрактная картина изображает трех человек: возможно, двух мужчин и женщину, -
- сказать с уверенностью нельзя. Пикассо собрал этих развинченных гибких персонажей из двумерных геометрических фигур в духе той примитивистско-кубистской манеры, в которой он написал проституток в «Авиньонских девицах». Танцоры - написанные блоками розовых, коричневых и белых тонов, - держась за руки, резвятся в танце в комнате с высоким потолком, перед стеклянной балконной дверью. За дверью - погожий день с безоблачным голубым небом. Казалось бы, они радуются. Но это не так. Их танец - это пляска смерти.

Пабло Пикассо «Три цантора»

Слайд 9

Шедевр Ф. Скотта Фицджеральда «Ночь нежна» (1934), обнажает отчаяние и трагедию, скрывающуюся

Шедевр Ф. Скотта Фицджеральда «Ночь нежна» (1934), обнажает отчаяние и трагедию, скрывающуюся
под внешним благополучием беззаботных, красивых и талантливых молодых людей.

Слайд 10

Картина «Карнавал Арлекина» (1924-1925) стала самой обсуждаемой на выставке и помогла молодому

Картина «Карнавал Арлекина» (1924-1925) стала самой обсуждаемой на выставке и помогла молодому
художнику сделать себе имя. В ней присутствуют многие элементы, характерные для живописи Миро. Есть биоморфные формы, волнистые линии, много черного, красного, зеленого и синего - все, что ассоциируется с детской наивностью. Бретон сказал о Миро, что тот «самый сюрреалистический из нас всех». Взглянув на «Карнавал Арлекина», с этим трудно не согласиться.

Картина выглядит скоплением ползающих существ, музыкальных нот, случайных форм, рыб, животных, среди которых иногда проступает немигающий глаз.
Все это зависает в воздухе, как будто комнату заполнили самыми странными воздушными шарами со всего света. Происходит некое празднество, возможно, масленичный карнавал, когда каждый стремится набить брюхо перед Великим постом. Пресловутый Арлекин изображен в виде мяча с усами чуть левее центра картины: половина круглого лица синяя, половина красная. Вытянутая белая шея переходит в плотное гитарообразное туловище, украшенное гаерскими ромбиками.

Слайд 11

Название картины происходит от грубого немецкого стишка о том, что слон с

Название картины происходит от грубого немецкого стишка о том, что слон с
острова Целебес (прежнее название индонезийского острова Сулавеси)- «липкая, желтая жирная задница»-, а слон с соседней Суматры «постоянно трахает свою бабушку»-. Все пространство холста занимает серый слон-цилиндр, напоминающий старомодный бойлер или промышленный пылесос. Вместо хвоста у него два бивня, а вместо хобота - шланг, заканчивающийся рогами и дамским белым кружевным воротничком. Голову слона венчает шляпа из синих, красных и зеленых металлических пластин геометрической формы, с одной из них смотрит всевидящий глаз.

Своими механическими и физическими характеристиками животное напоминает военный танк; ассоциацию подкрепляет фон, смахивающий на аэродром, а клубы дыма наводят на мысль о сбитом самолете. Правда, сам я никогда не бывал на аэродроме, над которым в небе плавают две рыбины. И где на переднем плане стоит голый обезглавленный женский торс с произрастающим из шеи разветвленным металлическим столбом. Безголовая фигура подносит правую руку к хоботу слона и сексуально его поглаживает.

Слайд 12

В картине «Лес и голубь» ( 1927) фроттаж позволил художнику изобразить зловещий

В картине «Лес и голубь» ( 1927) фроттаж позволил художнику изобразить зловещий
лес вроде того, куда отправились Гензель и Гретель. В центре картины - зажатая со всех сторон безжалостными деревьями клетка с голубем. Это детское воспоминание Эрнста: художник запечатлел собственный повторяющийся кошмарный сон, когда со всех сторон обступают страшные, мрачные существа. Изначально ничего такого он рисовать не собирался, образ пришел сам в результате разглядывания очередного фроттажа.

Слайд 13

«Постоянство памяти» - картина о половом бессилии (великий страх Дали), беспощадности времени

«Постоянство памяти» - картина о половом бессилии (великий страх Дали), беспощадности времени
и унизительности смерти. Дали написал картину в декорациях узнаваемого рая на земле в попытке испортить нам удовольствие от посещения таких мест, навечно впечатав омерзительный образ в наше сознание. Она не красива, но она умна. Как и ее создатель.

Слайд 14

«Убийца под угрозой» (1927) - картина, исполненная жути в духе какого-нибудь скандинавского

«Убийца под угрозой» (1927) - картина, исполненная жути в духе какого-нибудь скандинавского
триллера. Магритт заставляет нас смотреть прямо через две смежные комнаты в незастекленный балконный проем, за которым открывается вид на далекие горные вершины. Комнаты скудно обставлены, с серыми стенами и голыми половицами. На переднем плане двое мужчин в котелках, притаившиеся по обе стороны двери, ведущей в соседнюю комнату. Мужчины похожи на бухгалтеров, но на самом деле они головорезы и готовят нападение,- судя по тому, что вооружены рыбацкой сетью и дубинкой. В комнате щеголеватый молодой человек в строгом костюме непринужденно стоит перед граммофоном и с интересом заглядывает в его трубу. Справа от него - коричневый

кожаный чемодан, шляпа и пальто: похоже, он собирается уходить. Он выглядит счастливым и умиротворенным. Между тем за его спиной на кровати лежит труп обнаженной молодой женщины, только что убитой. Кровь сочится из ее рта; горло перерезано. С улицы через балкон заглядывают трое мужчин с аккуратными стрижками. Они стоят рядком, видны только их головы, напоминающие растения в балконном ящике.

Слайд 15

«Песня о любви» (1914) Де Кирико. Каменная голова от греческой статуи свисает

«Песня о любви» (1914) Де Кирико. Каменная голова от греческой статуи свисает
с гигантской бетонной стены, которая граничит с изящными арками итальянского монастыря. Рядом с головой к стене приколота огромная красная резиновая перчатка - кнопкой, точно не к бетону, а пробковой доске объявлений. Перед стеной - непонятный зеленый шар; за ним - силуэт паровоза на фоне чистого голубого неба. Де Кирико вставляет элементы из различных времен и мест ( фрагмент искусства классической

древности, медицинская перчатка из современной жизни, картины ночи и дня, образцы новой и старой архитектуры) и сводит их вместе в одном месте и в одно время, изменяя смыслы и взаимоотношения, создавая непривычные ассоциации.
За причудливой игрой фантазии де Кирико в «сочетании несочетаемого» таятся глубочайшее одиночество и тревога. Стилизованные изображения, нелогичная перспектива, резкие тени вызывают ощущение жути, которое усугубляется полным отсутствтем людей. В то же время многое указывает на человеческое существование - мяч и поезд предполагают некие недавние события, но вокруг никого нет: место безлюдно. Небо ярко-голубое, но в воздухе явственно висит угроза.

Слайд 16

Рэйография

Рэйографии с пюпитрами («Без названия», 1927), сигаретами и спичками («Без названия».

Рэйография Рэйографии с пюпитрами («Без названия», 1927), сигаретами и спичками («Без названия».
1923), раскрытыми ножницами («Без названия». 1927), превращая все эти предметы в бестелесные сущности.
Маи Рэй называл свой метод создания подобных квазирентгеновских изображений «ЖИВОПИСЬЮ светом».

Слайд 17

«Объект» («Завтрак в меху»), сделанный в 1936 году швейцарской художницей Мерет Оппенгейм

«Объект» («Завтрак в меху»), сделанный в 1936 году швейцарской художницей Мерет Оппенгейм
(1913-1985), представляет собой обтянутые мехом чайную чашку, блюдце и ложку. Мерет было всего двадцать два, когда она создала «Объект». а вдохновил ее на это Пабло Пикассо, обронив случайную фразу за столиком парижского кафе. Он сделал комплимент молодой художнице по поводу ее шубы и игриво заметил, что многие штучки ему нравятся гораздо больше, когда на них мех.
Имя файла: Сюрреализм:-жизнь-есть-сон,.pptx
Количество просмотров: 39
Количество скачиваний: 0