Теория государства и права. Комплексный лабораторный практикум

Содержание

Слайд 2

1. Предмет теории государства и права. Теория государства и права в системе

1. Предмет теории государства и права. Теория государства и права в системе юридических наук
юридических наук

Слайд 3

Понятие «наука» имеет несколько основных значений.

Непосредственная цель науки – постижение объективной истины, полученной как

Понятие «наука» имеет несколько основных значений. Непосредственная цель науки – постижение объективной
результат знаний об объективном и о субъективном мире.

Слайд 9

Теория государства и права, выступая базовой юридической наукой, изучает государственные и правовые

Теория государства и права, выступая базовой юридической наукой, изучает государственные и правовые
явления общественной жизни.
Объектом изучения теории государства и права выступают государство и право, рассматриваемые во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости.
Государство и право выступают в качестве объекта множества наук, в том числе и отраслевых юридических наук, например, науки конституционного права, науки административного права и др.

Государство и право как объект науки

Теория государства и права

Наука конституционного права

История государства и права

Наука муниципального права

Сравнительное правоведение

Наука административного права

Слайд 10

Предмет науки – определенные общие и частные закономерности, т.е. наиболее общие, устойчивые,

Предмет науки – определенные общие и частные закономерности, т.е. наиболее общие, устойчивые,
типичные и повторяющиеся характеристики и взаимосвязи явлений и процессов.

Предмет теории государства и права

Наиболее общие, существенные и значимые закономерности возникновения и развития государства и права

Это такие закономерности, которые характерны для любого государства, любого права, на всех этапах их существования и развития. Они носят вневременной и внетерриториальный характер.
Теория государства и права изучает общие закономерности государства и права в целом, которые распространяются и на их структурные части и стороны, служат теоретической основой их познания.

Слайд 11

2. Система методов и принципы исследования государства и права

2. Система методов и принципы исследования государства и права

Слайд 12

Методология теории государства и права – система приемов, способов, принципов и парадигм

Методология теории государства и права – система приемов, способов, принципов и парадигм
исследования правовой действительности.

методология

Приемы и способы познания объективной действительности

Принципы – познавательные алгоритмы

Парадигма – теоретические предпосылки

Слайд 13

Принцип всестороннего исследования государства и права. Основной смысл его заключается в том,

Принцип всестороннего исследования государства и права. Основной смысл его заключается в том,
чтобы исследовать государственно-правовые явления не сами по себе, а в их взаимосвязи и взаимодействии с другими, соотносящимися с ними явлениями.
Принцип историзма в исследовании государства и права. Он означает рассмотрение существующих государственно-правовых явлений не только под углом зрения настоящего их состояния, но и с позиций их прошлого и предполагаемого будущего.
Принцип комплексности в изучении государства и права. Содержание этого принципа заключается в том, чтобы исследовать их не только с юридической точки зрения, но и с позиций других общественных наук – философии, социологии, политологии. Важно рассматривать все составные элементы и стороны государства и права не только в статике, но и в динамике – с точки зрения того, как они возникли, развивались и какими они стали теперь.

Слайд 15

3. Общественная власть и социальные нормы при родовом строе

3. Общественная власть и социальные нормы при родовом строе

Слайд 16

По данным археологии государство как самостоятельный социальный институт возникает примерно 5 –

По данным археологии государство как самостоятельный социальный институт возникает примерно 5 –
6 тыс. лет назад, в то время как homo sapiens («человек разумный») появился на Земле около 40 тыс. лет назад.
Наиболее ранней формой объединения предков современного человека было первобытное стадо, которое характеризовалось неустойчивостью внутренних социальных связей, использованием примитивных орудий труда. Такая форма социальной организации не могла обеспечить существование человека как особого биологического вида. Введение экзогамии приводит к появлению более устойчивой формы объединения людей – родовой общины.
Экзогамия – запрет на брачные отношения между представителями одного рода.

Слайд 17

Экономика первобытной общины базировалась на примитивном ручном труде. Хозяйство родового строя было

Экономика первобытной общины базировалась на примитивном ручном труде. Хозяйство родового строя было
добывающим, т.е. получающим готовый продукт от природы путем собирательства, охоты и рыболовства.
Полученный продукт составлял общую собственность и делился с учетом заслуг каждого. Прибавочного продукта такой способ хозяйствования не давал.
Первобытная родовая община представляла собой первичную ячейку организации первобытнообщинного строя.

Слайд 18

Общая собственность и социальное единство внутри родовой общины порождали соответствующие формы организации

Общая собственность и социальное единство внутри родовой общины порождали соответствующие формы организации
общественной власти.

Принуждение – сравнительно редкое явление. Оно состояло в наложении обязанностей за провинность. Крайняя форма наказания – изгнание из общины.
Все эти функции не требовали особого аппарата управления, выделенного из общества.
Общественная власть при родовом строе – первобытнообщинная демократия.

Слайд 19

Социальный регулятор первобытного общества – родовой обычай.
Родовой обычай – исторически сложившееся правило

Социальный регулятор первобытного общества – родовой обычай. Родовой обычай – исторически сложившееся
поведения людей в общества, которое передается из поколения в поколение, в результате чего становится привычным.
Непререкаемость обычая опиралась на кровную связь и общность интересов членов родовой общины, равенство их положения, отсутствие непримиримых противоречий.
Обычаи носили синкретический характер, т.е. представляли собой единый первоначальный императив поведения.
Имя файла: Теория-государства-и-права.-Комплексный-лабораторный-практикум.pptx
Количество просмотров: 25
Количество скачиваний: 0