ТЕОРИЯ И ПРАКТИКАМНОГОПОТОЧНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Содержание

Слайд 2

Тема

Краткий обзор специфики выполнения системы команд Intel x86
Видимость результатов работы команды
Модель упорядоченности

Тема Краткий обзор специфики выполнения системы команд Intel x86 Видимость результатов работы
(непротиворечивости) доступа к памяти,
Атомарность, атомарные примитивы

Теоретическая и Прикладная Информатика, МФТИ

Слайд 3

Система команд x86/x64

Многие операции модификации памяти проводятся через регистры (за некоторыми исключениями),

Система команд x86/x64 Многие операции модификации памяти проводятся через регистры (за некоторыми
в несколько стадий
Большинство команд будут выполнены «целиком» или не выполнены вовсе (не путать с атомарностью!) - транзакционность
Черный ящик-автомат: есть вход, и есть выход, причем выход принимает конечное число значений.
Нельзя ни подсмотреть что там делается, ни разобрать процесс на стадии (а что такое 50% записи одного байта? Биты по одному «переползают» в результат?)
Наблюдаемость результатов работы одной инструкции только путем выполнения других инструкций (результат неизвестен до момента выполнения другой инструкции).

Теоретическая и Прикладная Информатика, МФТИ

Слайд 4

Упорядоченность

Когда оператор или инструкция «заканчиваются»?
2 должно быть перед 3
Это гарантируется платформой и

Упорядоченность Когда оператор или инструкция «заканчиваются»? 2 должно быть перед 3 Это
компилятором
Порядок 5 и 6 не важен, компилятор и/или платформа может переставить местами
Промежуточное значение после 5 может быть ненаблюдаемо вторым потоком (например, в регистре)
Неявно возникает «наблюдатель»?


int a=2,b;
a++;
b = a+1;

int a=1,b=2;
a++; // a == 2
b++; // b == 3
a += b; // a == 5

Теоретическая и Прикладная Информатика, МФТИ

Слайд 5

Упорядоченность

Как заставить «соблюдать условия»?
Компилятор: volatile?
Если значение нужно, никогда не буферизовать в регистре,

Упорядоченность Как заставить «соблюдать условия»? Компилятор: volatile? Если значение нужно, никогда не
а читать из памяти
Никак не помогает синхронизации (хотя, казалось бы...)
И даже может быть компилятором проигнорировано (см пример) – практически все его указания не обязательны

void myFunction(void)
{
int b;
extern volatile int a;

b = a;
return;
}

Теоретическая и Прикладная Информатика, МФТИ

Слайд 6

Упорядоченность

Если заставили компилятор работать как захотели, уже все хорошо?
Обращение к памяти: широковещательный

Упорядоченность Если заставили компилятор работать как захотели, уже все хорошо? Обращение к
запрос к шине
Write Combining буфер (x86)
Записи: всегда в порядке выполнения команд
Чтение: может быть переставлено
Гарантия порядка – барьер
явный или неявный
чтение-запись
Часть команд пишут «мимо кеша», SSE

Примеры x86 барьеров

Встроенный: XCHG
Префикс lock где разрешен, LOCK CMPXCHG
Явный: SFENCE/LFENCE/MFENCE/CPUID
sfence: store, sfence, mfence, serialization (cpuid)
Через настройку типа памяти через PAT/MTRR (WB mode – тогда xcgh будет блокировать только свою линию кеша)

Теоретическая и Прикладная Информатика, МФТИ

Слайд 7

Упрощенно, x86

Чтение: в любом порядке, может быть умозрительными
Чтение может «обойти» (закончиться позже)

Упрощенно, x86 Чтение: в любом порядке, может быть умозрительными Чтение может «обойти»
буферизованную запись (из не одной и той же памяти)
Запись: почти всегда в порядке программы
Запись может быть буферизована
Запись: не умозрительно –только для реально исполненых инструкций
Данные из буфера записи могут быть переданы инструкции чтения напрямик внутри процессора
И чтение, и запись не могут «обойти» любых инструкций ввода-вывода, инструкций с префиксом LOCK или сериализующих инструкций
Чтение не может «обойти» MFENCE/LFENCE.
Запись не может «обойти» MFENCE/SFENCE.

Для SMP системы
Отдельные процессоры используют правила, приведенные выше
Записи одного процессора наблюдаются в том же порядке всеми остальными
Записи отдельных процессоров на системную шину не упорядочены по отношению к друг другу.
PREFETCH (предварительная загрузка) никак не упорядочивается MFENCE/LFENCE/SFENCE

Теоретическая и Прикладная Информатика, МФТИ

Слайд 8

Влияние порядка

Поток 1

Поток 2

Теоретическая и Прикладная Информатика, МФТИ

threadTwo = 1; // место

Влияние порядка Поток 1 Поток 2 Теоретическая и Прикладная Информатика, МФТИ threadTwo
для барьера
victim = 2; // место для барьера
while (threadOne && victim == 2)
;
// critical section
threadTwo = 0;
// то, что мы ожидаем
[threadTwo] <- 1
[victim] <- 2
reg0 <- [threadOne]
reg1 <- [victim]  
// то, что мы можем получить
reg0 <- [threadOne]
[threadTwo] <- 1
[victim] <- 2
reg1 <- [victim] // в критическую секцию!

threadOne = 1; // место для барьера
victim = 1; // место для барьера
while (threadTwo && victim == 1)
;
// critical section
threadOne = 0;
// то, что мы ожидаем
[threadOne] <- 1
[victim] <- 1
reg0 <- [threadTwo]
reg1 <- [victim]  
// то, что мы можем получить
reg0 <- [threadTwo]
[threadOne] <- 1
[victim] <- 1
reg1 <- [victim] // в критическую секцию!  

Слайд 9

эффекты архитектуры

Пример: Write Combining buffer
Является «выделенными» линиями «рядом» с кэшом
Слабая упорядоченность (не

эффекты архитектуры Пример: Write Combining buffer Является «выделенными» линиями «рядом» с кэшом
кэширована, протокол когерентности не работает, возможны умозрительные чтения, записи могут быть задержаны на шине)
Формируется по ходу записи и буферизует их до некоторых событий
Если хотя бы байт не записан из процессора, то переписывание в память будет выполняться «частичными» транзакциями, отрезками по 8 байт
Если WC 64 байта, то 16 записей по 4 байта (слову) запишутся в память единой транзакцией!
Но, если мы пишем 63 байта? До 8 (!) частичных транзакций! В произвольном порядке (и между разными WC так же порядок произвольный). Пример – «невыровненная» запись RMW инструкциями.

Теоретическая и Прикладная Информатика, МФТИ

Слайд 10

Атомарность

Набор действий, которые могут комбинироваться только так, что для всех наблюдателей они

Атомарность Набор действий, которые могут комбинироваться только так, что для всех наблюдателей
представляют собой единую операцию с двумя возможными результатами – успехом или неудачей
Ключевое понятие – «видимость» (и «невидимость»)
Условия атомарности:
Невидимость - до момента завершения всех операций никто в системе (никакой процесс) не может наблюдать факт произведения изменений
Восстановимость - если операция по какой либо причине не завершилась успешно, то состояние системы должно быть полностью восстановлено к моменту до начала работы атомарной операции
Атомарность, видимость и упорядоченность – разные понятия (см volatile и порядок)

Теоретическая и Прикладная Информатика, МФТИ

Слайд 11

Атомарность в х86

Аппаратно гарантируется атомарность ≥ 486:
Чтение или запись байта
Чтение или запись

Атомарность в х86 Аппаратно гарантируется атомарность ≥ 486: Чтение или запись байта
слова, выровненного на 16-битовую границу
Чтение или письмо двойного слова, выровненного на 32-битовой границе.
Аппаратно гарантируется атомарность ≥ Pentium:
Чтение или запись четверного слова, выровненного на 64-битовую границу
16-битовый доступ к не кэшированным участкам памяти, которые входят целиком в 32-битовую шину данных.
Аппаратно гарантируется атомарность ≥ P6:
Не выровненный 16-, 32-, и 64-битовые доступ к кэшированным участкам памяти, которые помещаются целиком в линию кэша
Аппаратно НЕ гарантируется атомарность по умолчанию (только специальными средствами)
Доступ к кэшированной памяти, которая пересекает границы шины, линий кэша или страницы

Теоретическая и Прикладная Информатика, МФТИ

Слайд 12

Атомарные примитивы

Чтение и запись
Mov
Проверить-и-установить (test-and-set)
Xchg (встроенный lock)
Извлечь-и-добавить (fetch-and-add или read-modfy-write)
Xadd
Сравнить-и-поменять-местами (compare-and-swap)
CMPXCHG

Атомарные примитивы Чтение и запись Mov Проверить-и-установить (test-and-set) Xchg (встроенный lock) Извлечь-и-добавить

Загрузить-и-зарезервировать/условно-сохранить (load-link/store-conditional)
Отсутствует в х86

Теоретическая и Прикладная Информатика, МФТИ

Слайд 13

Скорость примитивов

Если форсируют блокировку шины, то...
Если форсируют упорядоченность операций (fence), то...
Если используют

Скорость примитивов Если форсируют блокировку шины, то... Если форсируют упорядоченность операций (fence),
WC буфер, то...
Лучше всего – если ничего не используют

Теоретическая и Прикладная Информатика, МФТИ

Слайд 14

Выводы

Есть много сложных понятий – упорядоченность операций, атомарность, видимость результатов для процессора

Выводы Есть много сложных понятий – упорядоченность операций, атомарность, видимость результатов для
и т.д.
Большинство этих понятий практически независимы друг от друга, их нельзя путать (атомарность например не влечет упорядоченности)
Есть «потаенные» устройства, работа с которыми влияет на поведение программ, в первую очередь с точки зрения производительности
Неучет порядка операций в памяти может привести к неправильной работе внешне корректного алгоритма (один и тот же код может работать по разному на разных платформах – например, x86 & Sparc!)
Все платформы, в том числе и х86, содержат аппаратно поддерживаемые атомарные примитивы синхронизации, на основании которых строятся более сложные примитивы (и технологии).

Теоретическая и Прикладная Информатика, МФТИ

Имя файла: ТЕОРИЯ-И-ПРАКТИКАМНОГОПОТОЧНОГО-ПРОГРАММИРОВАНИЯ.pptx
Количество просмотров: 80
Количество скачиваний: 0